Очередное археологическое открытие сделано в Восточном Казахстане, которое тут же стало сенсационным не только в научном мире, но и вызвало интерес у широких слоев населения, передает корреспондент Liter.kz.

Открытием стало уникальное поселение, обнаруженное на археологических памятниках у горы Акбаур, которая находится в трех километрах к северу от аула Бестерек Уланского района.

Здесь, на фоне уникальных природных ландшафтов урочища Акбаур, знаменитого своими массивами с наскальными рисунками и петроглифами, ученый обнаружил останки поселения эпохи финальной бронзы и раннего железного века.

Последний факт представляет исключительный интерес, поскольку оседлые поселения саков на территории Казахстана исследованы мало, а на востоке страны открыты впервые. Это обстоятельство открывает новые подходы к изучению экономики и общественного устройства древних сакских народов, поскольку всегда доминировало мнение об исключительно кочевническом укладе, так называемых, ранних кочевников степного пространства.

Находки большого количества зернотерок, керамики без орнамента, точильных камней, пряслиц, костей лошади, овцы, коз на поселении Акбаур -1 (так был назван этот объект) явно свидетельствуют о комплексном характере хозяйства древних людей. Находки означают, что ранние саки региона вели оседлый образ жизни, у них было развито земледелие, скотоводство, металлургия, ремесленное производство.

С выводами Самашева согласен Николай Боковенко, старший научный сотрудник отдела археологии государственного института истории материальной культуры Российской академии наук, г.Санкт-Петербург. Он отметил, что на поселении Акбаур-1 сделано очень важное научное открытие. Впервые на территории Восточного Казахстана открыто раннесакское поселение, что подтверждают многочисленные артефакты, которые были обнаружены во время раскопок.

Н. Боковенко, работающий не первый год на территории Восточного Казахстана, отметил отличную организацию экспедиций, научный подход к исследованию различных археологических памятников, которые приводят к уникальным открытиям в мировой археологии.

Все работы проходят в рамках областной Программы археологических исследований, курируемой непосредственно акимом области.

Д.Ахметов отметил, что его радуют результаты той широкомасштабной исследовательской работы, которая идет под руководством выдающегося археолога нашей страны Зейноллы Самашева.

Д. Ахметов.jpg
Аким ВКО Д. Ахметов на месте ценного открытия

В целом все, что сегодня есть на земле Восточного Казахстана, говорит о многообразной жизни ранних саков. У них была развита металлургия, свидетельством чего являются найденные золотые изделия, а также предметы обихода, боевого снаряжения, украшения из других металлов.

Более тысячи фрагментов неорнаментированных обломков керамики и другие материалы уже подвергаются обработке в камеральных условиях с активным участием студентов и преподавателей ВКГУ им. С. Аманжолова. Все артефакты будут переданы в фонды областного краеведческого музея, но предварительно студенты университета будут учиться обрабатывать, изучать и интерпретировать артефакты, которые, несомненно, прольют свет на многие белые пятна древней истории Казахстана.

Раскопки памятника будут продолжены в следующем году, так как являются, по мнению учёных, очень перспективными. Перед наукой стоит задача определить статус различных типов памятников, расположенных на территории данного микрорайона, типологии, классификации, в том числе и их синхронизации. Как и в предыдущие годы исследования памятников региона носят международный характер, в них принимают участие археологи из Российской Федерации, Турции, Азербайджана.

Студены ВКГУ, которые проходят здесь практику под руководством Е.М. Кариева, безусловно, получают хорошую научную практику, вполне возможно, что среди них окажутся будущие исследователи истории.