По словам заведующей отделом археологии и этнографии областного музея Айгерим Беккулиевой, проект «Village life» реализуется в рамках программной статьи «Рухани жаңғыру», благодаря чему ребята знакомятся с жизнью на селе.

Началось ознакомление с историей края с посещения музея, где им поведали историю аула. Краевед Аубакыр Жумабай рассказал, что в 1950 году аул был совхозом и носил имя Жамбыла. Позже, в 1973 году, был переименован в совхоз имени 50-летия СССР, а в 1992-ом аул получил название «Бесарык».

Большой интерес вызвали у детей предметы быта: это сундук, украшенный набивным рисунком, веретено, жернова – диірмен и другие экспонаты. Дети с большим вниманием слушали рассказ о героях – участниках Великой Отечественной войны. Туристический маршрут продолжился в этноауле. Здесь ребят встретила әже в традиционном казахском одеянии – ақ жаулық. В юрте, интерьер которой составляли предметы быта и национальная одежда, ребятам рассказали, как проводились казахские обряды, как они назывались, что означал каждый обряд.

IMG_20190710_120202.jpg
Ребята знакомятся с убранством юрты

Большой интерес вызвала у девочек коллекция женских головных уборов, которые, кроме основного назначения, выполняли еще и социальную функцию – указывали на семейное положение хозяйки. Для незамужних девушек предусматривались головные уборы двух типов: тюбетейка – тақия и теплая шапка с меховой опушкой – бөрік.

Головной убор невесты называется «сәукеле». Он представляет собой высокую конусообразную шапочку, на самый верх которой прикрепляли перья филина. Высокий конус головного убора расшивался серебром и золотом, с двух сторон, обрамляя лицо, свешивались целые гроздья из драгоценных бусин, а к макушке прикреплялась белая кружевная вуаль – желек. Такую красоту замужняя женщина могла носить не более года, только до рождения первенца. С рождением ребенка ей торжественно преподносили кимешек – это облегающая шапочка из белой ткани, надевающаяся на голову и закрывающая шею, плечи, грудь и спину.

Юным гостям показали процесс изготовления домашнего масла, курта, кумыса. Ребята воочию увидели процессы дойки, переработки молока, на открытом огне в большом казане жарили пышные бауырсаки, в тандыре пекли лепешки, а потом с удовольствием пробовали изготовленную собственноручно продукцию.

Подкрепившись, ребята отправились на пастбища, где увидели, как заготавливают сено, пасут верблюдов и овец. Самые смелые прокатились верхом на лошади.

Школьники поделились, что экскурсия произвела на них неизгладимое впечатление.

– Мы с девочками видели как доили корову. Сами пекли хлеб. Я люблю курт, но никогда не задумывалась над тем, из чего его готовят. А здесь не только увидела, но и сама его готовила. Было очень интересно, я узнала много нового, обязательно расскажу об этом своим друзьям, – поделилась ученица восьмого класса Айша Абдималик.