Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Посреди озер Малого Талдыколя стоят заброшенными столетние кладбища: откуда они там взялись

Раньше в этой местности было пять родовых могильников, теперь осталось три.
07.10.2021, 14:19
Посреди озер Малого Талдыколя стоят заброшенными столетние кладбища: откуда они там взялись

В спорах о судьбе группы озер Малый Талдыколь разные стороны используют одни и те же аргументы. Экоактивисты требуют остановить на этой территории все строительные работы, так как они разрушают экосистему. А городские власти пытаются убедить их в том, что водную гладь не осушат, а очистят и придадут ей цивильный внешний вид. Позиция редакции Liter.kz заключается в том, чтобы не занимать ничью позицию, а разобраться в ситуации со всех сторон. Помимо столкнувшихся интересов жителей, строителей и властей, в этой истории есть еще одно важное обстоятельство – это исторические захоронения, которые появились больше сотни лет назад. Некоторые из них вот-вот будут разрушены, а некоторые стали настолько труднодоступными, что пройти туда почти невозможно.

На территории группы озер находились пять некрополей, но более-менее целыми из них остались три: Талдыколь, Башан и Омар. Впрочем, последний может покинуть этот список уже скоро. Это кладбище находится прямо посреди места строительства новой дороги, которая объединит улицы Сыганак и Е-27. Историки и активисты уже забили тревогу.

Фото: Liter.kz/Илья Астахов

Чтобы узнать об этих местах побольше, я обратился к исследователю историко-архитектурной среды, инициатору сообщества Fading.TSE Темиртасу Искакову.

«Могильник «Омар» находится возле ЖК «Семь палат». Его фактически задевает грунтовая дорога, которую проложили строители. Границы кладбища, установленные сейчас – условные. Скорее всего, этот могильник гораздо больше в размерах. Мы не можем говорить, что могилы – это что-то такое, у чего обязательно есть надгробия. Потому что казахи до начала 20 века надгробия вообще не ставили, этого не было в культуре кочевых народов. Без археологической экспертизы прокладка дороги там невозможна. Я не понимаю, как это вообще произошло», - сказал исследователь.

Второй объект – кладбище «Башан» (названо в честь родового аула) - самый интересный для нас и самый труднодоступный. Дело в том, что оно расположено буквально посреди заболоченной территории и окружено водой, высоким камышом. До него довольно просто долететь на дроне, но очень сложно пройти пешком. Впрочем, у нас получилось.

Если посмотреть на карте, кажется, что до кладбища можно дойти с другой стороны, возле улицы Улы Дала, где сейчас строят другую большую дорогу. Но попытавшись так сделать, я уперся в заболоченную тину.

Фото: Liter.kz/Илья Астахов

Продираясь через камыши, я с трудом нашел место, где водный канал практически обмелел и через него можно перепрыгнуть. Хотя сейчас, после регулярных ливней, такой возможности, скорее всего, уже нет. Другой берег встречает двухметровыми камышами. Продравшись через них, пожалев о том, что не забрал свой мачете с предыдущего места работы, я оказался на открытой территории, заросшей бурьяном, камышом и сорняками. Пока никакого кладбища не видно.

Фото: Liter.kz/Илья Астахов

Фото: Liter.kz/Илья Астахов

Нужно двигаться на юго-восток, спустя примерно 500 метров, я подошел к границам некрополя.

Фото: Liter.kz/Илья Астахов

Общая запущенность говорит о том, что это место уже давно никто не посещал. Главные гости здесь – насекомые, немногочисленные историки и один отдельно взятый Илья. Вся территория заросла травой, целых надгробий осталось немного – всего 19 по информации историков. Однако, самих захоронений тут явно больше.

Фото: Liter.kz/Илья Астахов

Многие надгробные плиты покосились или вовсе упали. Они частично разрушены и, в целом, выглядят не особо опрятно. Очевидно, что навещать усопших, ухаживать за могилами, носить цветы и воровать оградки на металлолом некому. Неподалеку находится небольшая роща.

Надписи на плитах выполнены арабской вязью, разобрать можно только цифры. Самая свежая могила, которую я нашел, датируется 1968 годом. Она же - самая целая. Еще в начале 20 века эти могильники нанес на карту краевед Леонид Семенов. Вблизи зирата некогда располагались казахские зимовки.

Фото: Liter.kz/Илья Астахов

«Эти кладбища раньше не относились к городу. Там когда-то, на протяжении многих веков, были аулы и эти кладбища – родовые. В департаменте санитарно-эпидемиологического контроля Нур-Султана значится, что это кладбища начала 20 века, но эта информация не соответствует действительности. Я понимаю, что такую датировку установили по наличию надгробных камней, но эксперты-археологи говорят о том, что эти кладбища образовались как минимум в 19 веке. Скорее всего, они намного древнее. Они возникли на месте средневековых могильников», - сказал Темиртас Искаков.

Еще одно кладбище находилось на южном берегу Большого Талдыколя. В 70-х годах там создали накопитель, уровень воды поднялся и кладбище затопило.

Фото: Liter.kz/Илья Астахов

В отличие от предыдущего, третий целый зират находится на северной стороне Большого Талдыколя. Но там застройка пока не идет.

«Это кладбище ограждено. Оно также было затоплено, надгробия упали, территории также заросла камышом. Но сейчас его оградили. В 2008 году потомки людей, которые там похоронены, установили забор и ворота. В 2013 году многие надгробные камни заменили. Кладбище действует и по сей день. Оно наиболее свежее», - добавил специалист.

Некоторые захоронения оказались под водой как раз из-за действия человека. В советское время городские власти образовали тут накопитель, вода вышла из берегов и затопила зираты.

Фото: Liter.kz/Илья Астахов

Фото: Liter.kz/Илья Астахов

Самый очевидный вопрос, который может возникнуть: зачем кочевники в средних веках хоронили своих предков в водно-болотистой местности? По словам Темиртаса Искакова, древние племена жили здесь как раз из-за близости к воде. Там же и хоронили усопших.

Сейчас, по словам специалиста, в Генплане Нур-Султана нет никакого отвода под кладбища, но строить на их местах дома, детские сады и школы категорически нельзя.

«Все эти три кладбища – это казахские родовые зираты, которые появились как минимум в 19 веке. Там похоронены казахи из племени Аргын среднего жуза. У них там были зимовки и летовки. Они в годы голода и репрессий выжили благодаря этим озерам. Рыбачили там, ели яйца диких птиц. Озерам, которые сегодня так агрессивно застраивает город. Эта земля вошла в территорию города и вместо того, чтобы сохранить это место, сделать тут какой-то природный историко-архитектурный парк, где могут быть реконструированы казахские зимовки  », - поделился спикер.

По мнению Темиртаса Искакова, городские власти не имеют права перезахоранивать эти кладбища. Лучше всего их просто не трогать.

Новости партнеров
×