В последние годы еще появилась тенденция массово проводить траурный ритуал конагасы. Поясню, что конагасы – это, когда дают ас вечером того же дня, когда кто-то умер, но тело его еще не погребено. А на следующий день, после погребения родные вновь накрывают столы. Получается два дня подряд родные покойного, переживая горе от потери близкого человека, вынуждены хлопотать об угощении, при этом тратить немалые деньги.

Скромность украшает

– Издревле у казахов, да и во времена пророка Мухаммеда, мир ему, была традиция давать конагасы, но оно предназначалось только для людей, прибывших издалека. Никогда это не делалось в доме, где лежало тело умершего, – пояснил наиб имам, – утоляли жажду и голод приехавшие люди в доме у соседей или близких родственников.

– Сейчас люди проводят конагасы массово, накрывают столы в ресторанах на несколько сот человек, то есть для всех, кто пришел выразить соболезнования. «Официально заявляю, что это излишество, и призываю население отказаться от этой практики», – сказал служитель мечети.

– Обряд проведения конагасы становится у жителей нашего города обязательным – это неправильно. Он ложится дополнительным бременем на людей, которые переживают горе, быть может, даже трагедию, если умирает кто-то молодым. Причем люди стараются обязательно провести конагасы в ресторанах, даже если испытывают финансовые трудности. Я видел такие семьи, которые брали на эти цели в долг большие суммы, а потом годами расплачивались, – подчеркнул духовный наставник.

– Посещать ас после возвращения с кладбища тоже необязательно. Важно отдать дань уважения памяти умершего, бросив горсть земли на его могилу и помолившись вместе со всеми за упокой его души. Если есть неотложные дела или впереди дорога, то можно после погребения покинуть мероприятие, – продолжил наставления наиб имам.

По словам священнослужителя, бывали случаи, когда родственники умершего накрывали на похороны в тойхане столы на 200 человек, а приходило больше народу и все не помещались. Так вместо того, чтобы тихо удалиться, люди стояли и ждали своей очереди. «Как будто пришли, чтобы только покушать», – замечает наиб имам. По его наблюдениям, многие «соболезнующие» ведут себя на этих сборах в тойхане неподобающим образом: смеются, улыбаются, громко переговариваются.

– Истинно верующий человек, даже если он и имеет финансовые возможности, не должен устраивать похороны и другие обряды, тратя на это излишне большие средства. Ошибочно думать, что этим самым он демонстрирует свою благодарность умершему. По законам шариата, отошедшему в мир иной не нужны такие посмертные пиршества. Ему теперь нужно только достойное выполнение четырех обязательных ритуалов: омовение, облачение в саван, погребение и чтение молитв за упокой души, – пояснил духовный служитель.

Излишне затратные похороны – это скорее признак гордыни, желание продемонстрировать свое богатство. А это уже грех. Если у мусульманина есть финансовые возможности, то лучше потратить их на помощь нуждающимся родным, близким, соседям или незнакомым людям. Это богоугодное дело и возможность получить благодать.

Дерево на могиле вместо мазара

Ни в ком случае нельзя брать кредит в банке на проведение похорон, говорит наиб имам Ерлан Омаров. По шариату кредит сам по себе, – дело не богоугодное, а на такие цели и вовсе святотатство. Он рассказал случай, когда сын в благодарность отцу устроил ему пышные похороны на сотни людей и построил «дворец» на его могиле. Он также провел конагасы, а во время аса после погребения всем пришедшим женщинам раздавались отрезы материи, а нескольким десяткам мужчин дорогие одежды. И все это на средства, занятые у банка. В итоге сын не смог оплачивать кредит и лишился залогового имущества – дома – единственной крыши над головой. Не думаю, что отец был бы рад такому рьяному проявлению сыновней благодарности.

– По законам шариата, нельзя возводить капитальные мазары на могилах, словно на века. Могила должна быть просто огорожена, для того чтобы на нее не наступал скот или ненароком человек. Чем проще могила, тем лучше. По хадисам Корана, лучше посадить на могиле дерево. Если бы все сажали на могилах близких по дереву, то город был бы окружен лесом, – высказал мнение наиб имам.


Священнослужитель дал эти разъяснения и ответил на вопросы журналистов во время проведения круглого стола, который был посвящен ходу строительства мечети, оказания благотворительной помощи. В совещании приняли участие заместитель акима города Айдар Садырбаев, секретарь городского маслихата Бейсембек Акжалов, ветераны войны и труда, члены совета старейшин, представители общественных объединений, в том числе и мусульманских организаций.

Аксакалы поддержали наиб имама в том, что похороны и поминки нужно проводить скромно.

– Во время ас беру на стол ставят и фрукты, и салаты. Если это дело не пресекать вовремя, так мы постепенно можем прийти к тому, что угощение на траурных мероприятиях будет таким же, как на свадьбах и юбилеях, – выразили озабоченность ветераны.

– У нас ведь как бывает, кто-то один начнет первым что-то делать сверх меры, шикарно, чтобы всех затмить, превзойти. Тут же эту «моду» подхватывают и все остальные, чтобы было «не хуже, чем у людей». При этом не смотрят на свои финансовые возможности. Должны быть установлены четкие границы и правила – что можно делать при проведении ритуалов, а чего не допускать, – выразили единое мнение аксакалы.

– Лет 5-6 назад, когда на похоронах начали появляться на столах излишества, мы провели большую разъяснительную работу среди населения, и люди нас послушали, – прокомментировала происходящее Гульжихан кажи, – сейчас ситуация повторяется. Пришло время снова нам активизироваться. Не нужно ставить на столы дорогостоящие продукты, например, курагу, изюм, орехи, пирожные.

Также ветераны заострили внимание на духовном воспитании подрастающего поколения. Для этого нужно чаще встречаться с учащимися учебных заведений. Участники совещания отметили, что ношение хиджабов не присуще казахской национальной культуре. Внешние проявления – атрибуты вероисповедания не должны превалировать над истинными духовными ценностями. Хиджаб – это национальное облачение арабских женщин, ношение которого продиктовано, в том числе и погодно-климатическими условиями.

Мечеть, которую ждут

Нурлан Жунусов, главный архитектор строящейся мечети рассказал о ходе возведения культового сооружения.

Горожане знают, что объект начали возводить десять лет назад на средства меценатов. Но по разным причинам строительство так и не было завершено. В разные годы было несколько попыток достроить мечеть, но и они, к сожалению, не нашли своего логического завершения.

Нурлан Жунусов при проектировании здания был приглашен к процессу адаптации данного проекта, созданного турецкими архитекторами, к местным условиям. Так что он хорошо осведомлен обо всех тонкостях строительства объекта.

– С начала возобновления строительства за год были подняты стены здания, возведены четыре минарета. На сегодняшний день подведены сети коммуникаций: вода, тепло, электричество, – сообщил архитектор.

– Сейчас перед нами стоит задача – поднять и водрузить купол над центральной частью здания, диаметр которого 18 метров. Площадь большого зала для проведения общих намазов и других мусульманских священнодействий – 1 000 квадратных метров, он может вместить одновременно 2 000 верующих. Как видим, места для молящихся стало в разы больше, чем в существующих мечетях, – отметил Н. Жунусов.

Напомним, что в Центральной мечети одновременно могут разместиться не более 350-400 человек. В этом отношении при проведении массовых намазов во время священных праздников семейчане испытывали трудности и даже располагались во дворе, расстилая коврики прямо у крыльца.

Как сообщил архитектор, в скором времени будут устанавливаться окна и двери. На территории вокруг мечети будет построена парковка на 700 мест. Кроме того, у недалеко расположенной автозаправочной станции также будет предусмотрена стоянка на 300 автомобилей. Для удобства пешеходов к мечети будут проложены два подвесных переходных мостика: со стороны жилого массива Китайская стена и со стороны заправки «Гелиос».


По просьбе населения, в здании мечети будет действовать просторная (на 600 квадратных метров) катымхана.

Авторы проекта также позаботились о брачующихся – им также будут созданы условия для проведения обрядов неке кию. Предусмотрены отдельные места для парковки лимузинов, кортежей.

У мечети будет установлен павильон остановки для автобуса. Планируется открыть при мечети медресе.

Уникальный объект обещают закончить к лету следующего года, как раз к проведению торжеств по случаю 175-летия Абая. Мечеть расположена на пересечении дорог, ее прозрачный купол и минареты будут видны далеко вокруг, в том числе из окон проходящих поездов и автомобилей. Новый архитектурный объект обещает стать достопримечательностью и еще одним достойным украшением Семея.