Организация платных парковок преследовала несколько основных задач: снижение нагрузки на дорожно-транспортную сеть, увеличение ротации паркомест, чтобы за один и тот же промежуток времени парковкой могло воспользоваться большее количество автомобилистов, сокращение потока машин, въезжающих в загруженный центр города,сообщает Liter.kz.

Реализация проекта будет способствовать стимулированию использования альтернативных видов транспорта, а также поможет упорядочить размещения транспортных средств вдоль тротуаров. Все это в конечном итоге должно было способствовать росту пропускной способности улиц, повышению безопасности дорожного движения, созданию комфортной среды для водителей и пешеходов, улучшению экологической обстановки.

Первые итоги реализации проекта в полной мере оправдывают ожидания. По словам директора компании, за период с 2016 по 2019 год увеличилась оборачиваемость машиномест, сейчас автомобиль занимает одно парковочное место в течение 1,5 часов.

«Это означает, что люди перестали оставлять машину надолго без особой на это необходимости, и среднее время стоянки уменьшилось на 50%, а доступность парковочных мест выросла вдвое. Существенно, на 15%, снизилось количество транспорта в центре города, сократилось количество нарушений правил парковки. Упорядочение парковочного пространства способствовало тому, что в зонах платной парковки скорость движения выросла в целом на 12%», - рассказал Марат Принбеков.

Организация платных парковок проводилась в полном соответствии с планом развития города, законодательством РК и регулировалась нормативно-правовыми актами и постановлениями акимата Алматы. За время деятельности проекта в соответствии с международными стандартами и нормативами оборудовано более 11000 парковочных мест из которых 5000 тротуарных и 6000 площадочных, установлено около 200 современных платежных терминалов, разработано удобное мобильное приложение для онлайн-оплаты, проведена интеграция с платежными системами банков. При этом вся система работы за соблюдением правил парковки автоматизирована, что полностью исключило влияние человеческого фактора.

За три года объем инвестиций в проект составил 3,96 млрд тенге, из которых самая большая доля, 3,26 млрд, затрачена на оборудование и сервис: установку паркоматов, шлагбаумов, создание служб фиксации. Еще 500 млн тенге было направлено на создание центра обработки данных, где осуществляется обработка всех видов платежей, интеграция с комплексами фиксации, ДГД г. Алматы, ДП, банками и сервисами оплаты. 200 млн тенге инвестировано в модернизацию территории – нанесение разметки и ограждений, обеспечение соответствия стандартам и нормам техники безопасности. При этом, подчеркнули представители «А-Паркинг», реализация проекта осуществлялась исключительно за счет инвестиций бизнеса.

В свою очередь, в результате работы системы платных парковок в бюджет за 2016-2019 годы поступило 1,7 млрд тенге, из которых 561 млн – налоговые отчисления, 267 млн – платежи за парковочные места, 247 млн – обязательные платежи государству. Косвенный эффект от деятельности проекта – 622 млн тенге поступило в бюджет города в виде штрафов.

Свое мнение о преимуществах и недоработках системы платных парковок в ходе мероприятия выразили представители общественности. Так, известный автоэксперт и автомобильный блогер Диаз Абылкасов среди минусов парковочной системы отметил наличие недочетов в мобильном приложении. Кроме того, утверждает он, пока все же не удалось полностью искоренить нелегальных парковщиков, требующих оплату за свои услуги на платных парковочных местах ровно после 19:00, когда парковка на них становится бесплатной. 

«В целом же система платных парковок в Алматы на данный момент жизнеспособна. Из плюсов можно отметить нанесение четкой разметки на платных парковочных местах что способствует упорядочиванию парковки, разработаны удобные способы оплаты. Повысилась оборачиваемость парковочных мест, и сегодня практически всегда можно найти место для парковки в центре города», - отмечает блогер.

Генеральный секретарь Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Алексей Алексеев считает, что плата за парковку входит в число таких же необходимых расходов на содержание автомобиля, как замена масла, страховка или мойка кузова. По такому принципу живет весь цивилизованный мир, и Казахстан не должен быть исключением.

«В свое время я практически перестал ездить на Зеленый рынок, потому что там негде поставить машину. Та же самая картина наблюдалась на Площади Республики, на Абылай хана процветали непонятные нелегальные парковщики. Теперь, после того, как парковки стали платными, здесь всегда можно найти свободное место. Парковочные места стали выглядеть цивилизованно, появилась разметка, исчезает такое явление, как стихийная парковка или парковка вторым рядом. Лично я за распространение платных парковок как цивилизованного вида отношений автомобилистов и города. Считаю, что их стоимость невысока, что подтверждает заполняемость практически на 99 процентов», - отмечает эксперт.

В ближайшей перспективе в компании» намерены работать над совершенствованием клиентского сервиса и повышением качества предоставляемых услуг. В проекте запуск системы автооплаты, автоматизация приема заявлений граждан, расширение партнерской сети. В компании планируют ввести сервисы страхования на территории платных парковок. Представители проекта работают над удобной покупкой полиса в несколько кликов и доступными тарифами.