НЕ ГОЛОСЛОВНЫЕ ФАКТЫ
В 90-е годы страну покинуло 2,7 млн человек. А приехало в то время в три раза меньше – порядка 800 тысяч. Особенно быстро сокращалось население севера страны. Тогда прошел основной «исход» всех, кто не хотел жить в независимом Казахстане.
В 1997 году численность эмигрантов начала снижаться, а иммигрантов – расти. Хотя сальдо все еще оставалось отрицательным, но, как говорится, «лед уже тронулся». В Казахстан направились потоки оралманов, то есть наших соотечественников.
И, наконец, в 2005 году произошел положительный перелом. Вплоть до 2012 года, приезжающих в Казахстан было больше, чем покидающих его границы. Примечательно, что эти тенденции совпадают с теми самыми «тучными» годами высоких цен на нефть и быстрого роста экономики.
Следуя логике такой хронологии, мы, наконец, подобрались к самому интересному. К тому, что заставляет задуматься больше всего.
Начиная с 2013 года и до сегодняшнего дня, органы статистики фиксируют возрастающее отрицательное сальдо миграции. То есть тревожная разница между числом выезжающих и заезжающих становится все заметнее. Тем не менее, многие эксперты считают, что ничего плохого в этих тенденциях нет.
Некоторые чиновники приводят аргументы о том, что эмигрантами в основном являются представители других национальностей. Это действительно так, по официальным данным, уезжают русские, украинцы, немцы и только потом – казахи. Аргументы понятны, люди хотят вернуться на историческую родину.
Другим естественным трендом называют глобализацию, при ней перемещения людей не остановить.
Но даже по естественным причинам Казахстан сильно теряет в человеческом капитале. Поэтому, возможно, есть смысл бороться или, по крайней мере, не пускать ситуацию на самотек.
КТО НА САМОМ ДЕЛЕ «УТЕКАЕТ»?
Из грустных новостей: более половины уезжающих – квалифицированные кадры. В 2017 году из 37,7 тысячи эмигрантов – 54% как раз воспитанные и образованные казахстанские граждане.
Отток в основном идет по техническим, экономическим и педагогическим специальностям. При этом в Казахстан приезжают больше иммигранты с низкой квалификацией и ориентацией на сельский или надомный труд. Такими выводами делится Центр развития трудовых ресурсов.
Отток квалифицированных трудовых ресурсов, к слову, и вынуждает отечественные предприятия привлекать иностранцев, которые могут выполнять технологически сложные работы. А потом мы удивляемся, почему на наших производствах так много экспатов, да еще и с высокими зарплатами! Наши специалисты, в которых мы вкладывали, воспитывали в детсадах, школах, университетах – находят свое предназначение в других странах.
Еще одно интересное наблюдение. Общественный фонд «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» отмечает, что в проведенных в 2018 году опросах эмигрировать хотел бы каждый 10 гражданин страны.
Из 10% потенциальных эмигрантов каждый второй – русский, каждый третий – казах, большинство – молодых, 77% – с образованием.
Одной из причин называют «стеклянный потолок» для карьеры и самореализации.
Эмиграция – все же показатель конкурентоспособности страны. Перефразируя популярный в маркетинге лозунг, клиент голосует ногами.
А если потенциально страну не против покинуть молодые, образованные представители «титульной» нации, то, вполне возможно, дело тут не только в «естественном желании вернуться на историческую родину». А, может быть, в условиях, которые создаются для перспективных и конкурентоспособных граждан?
Осуждаю ли я решивших покинуть пределы наших бескрайних степей, считаю ли их предателями? Нет. Слишком долго жил в «европах», и хорошо знаю, как это – работать в удобстве и комфорте.
Однако моя собственная идеологема – «хорошо там, где я». Я голосую за то, чтобы создавать цветущую экосистему вокруг себя. Поэтому и вернулся.
И исходя из этого, хотелось бы, чтобы Казахстан стал если не центром притяжения зарубежных талантов, то хотя бы местом, откуда бы не уезжали собственные дарования.
ПОЧЕМУ ЖЕ ОНИ УЕЗЖАЮТ?
Если по-честному, не сглаживая острые углы, то есть несколько очень неудобных, но реальных причин.
Во-первых, неспособность/невозможность найти работу, которая бы не только прокормила, но и способствовала бы росту и развитию.
Во-вторых, несправедливость при трудоустройстве и дальнейшем продвижении по службе. Думаю, ни для кого не секрет, что одним из главных тормозов и антидрайвером у нас в стране остается непотизм. Принадлежность к группе/команде/ клану порой значит гораздо больше, чем опыт и дипломы.
В-третьих, к числу более глубинных причин могу отнести невозможность видения себя в одном фарватере, одной траектории со страной.
Декларируемые ценности не находят своего отклика в сердцах и умах молодежи. Поэтому у людей формируется устойчивое ощущение ненужности и невостребованности как специалистов и даже просто активных граждан.
В-четвертых, неудовлетворяющее качество среднего и высшего образования и недоступность последнего.
По данным Посольства РК в России, 25% от всех иностранных студентов в российских университетах составляют казахстанцы. Только в вузах РФ учатся около 70 тысяч студентов из Казахстана.

Сейчас скажу нечто крамольное… Но раз уж говорим начистоту, будь у нас высокий уровень образования, случилась бы не просто утечка, а настоящий водопад!
Казахстанские выпускники хлынули бы в иностранные компании и LinkedIn бы пестрил казахстанскими резюме.
Пока, уж не знаю, к сожалению или к счастью, наша система подготовки не всегда релевантна реальному сектору.
Но спустя каких-то 10 лет, когда подрастут нынешние миллениалы или представители еще более неудержимого поколения Z, Казахстан наконец поймет, что такое настоящая утечка мозгов. Потому что, во-первых, эти ребята знают, как получить знания без казахстанских вузов. А во-вторых, у них совсем отсутствуют сентименты вроде «дыма отечества» и дома праотцов, их родина – планета Земля. Там никакое апеллирование к патриотизму не поможет.
ЧЬЯ ПРИМАНКА ЛУЧШЕ?
Казахстану надо начать бороться за подрастающие умы – самый ценный существующий ресурс, как это уже делают страны ОЭСР.
Там идет нешуточная борьба. Во Франции выдают «паспорта таланта», в Канаде была введена система «Быстрый вход», которая дает молодым и образованным кандидатам самые высокие баллы и упрощает их въезд в страну. В Дании выдают «Стартап-визы». Даже консервативная и мононациональная Япония снимает ограничения, к примеру, для иностранных врачей и медсестер.
Корея не только активно привлекает иностранцев, но также старательно борется с утечкой мозгов. Например, для сохранения в стране исследователей, создают лаборатории, в которых оплата труда не меньше американских стандартов.
Чтобы местные студенты не мигрировали, в стране открывают филиалы иностранных университетов.
Казахстану тоже нужно действовать и оставить отговорки в виде «естественных трендов» и вступить в борьбу, пока мы не остались без своих пассионариев, которые растекутся по всему свету, оставив дома лишь безликих середнячков, а может, и того хуже.
Так что неплохо было бы задуматься о подводных и корнеобразующих причинах эмиграции уже сейчас, пока это еще просто проблема, а не потом, когда она неизбежно трансформируется в катастрофу.