Казалось бы, преследуется цель безопасности пешеходов. Но на деле выходит по-другому: такие художества несут реальную опасность жизни и здоровью граждан.

ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

На днях жители Тараза столкнулись со стандартной ситуацией – на улице Лесхозная областного центра появилась искусственная неровность, или, как говорят в народе, «лежачий полицейский». Наверное, ничего удивительного в этом бы не было – сегодня многие жители крутых особняков огораживают дороги возле себя таким образом.

Делается это главным образом для того, чтобы проезжающие автомобили не мешали им шумом моторов. Или просто обозначить, что в этом доме проживает «большая шишка».

Но в данном случае искусственные неровности установила организация, причем прямо возле своего офиса – Жамбылского учреждения по охране лесов и животного мира.

Надо ли говорить, что «лежачие полицейские», установленные кустарным способом, не соответствовали стандартам и стали настоящим сюрпризом для автомобилистов?

Во-первых, высота установленного препятствия была явно запредельной.

Во-вторых, уложенные здесь бугры не освещаются в темное время суток.

Так что водители могут и не заметить такое препятствие, что грозит им аварийными ситуациями. К тому же, не было ни предупреждающих, ни ограничивающих знаков. То есть неровности были уложены вопреки стандартам. Так неужели руководитель данного учреждения не знал, что просто так «лежачих полицейских» устанавливать нельзя?

На вопрос нашего корреспондента о причинах появления неровностей сотрудники учреждения ответили, что установлены они по просьбе жителей, которые озабочены безопасностью своих детей.

Но тогда возникает масса вопросов.

Во-первых, почему препятствия появились не возле детской площадки и стадиона, куда и стекаются дети, а вокруг учреждения?

Во-вторых, жители здесь часто прогуливаются с колясками, и им такой подарок явно не по душе. Много детей катаются на велосипедах, и им также созданы неудобства.

Не говоря об автомобилистах, которые вынуждены резко тормозить при виде препятствия. Наконец, если уж жители и хотели бы установить такие «архитектурные изящества», то они должны были обратиться в городской акимат или административную полицию, но никак не в учреждение по охране лесов и животного мира… Тогда бы уполномоченные органы и установили неровности по всем стандартам.

Отдадим должное руководителю областного управления природопользования Нуржану Нуржигитову. Как выяснилось, Жамбылское учреждение по охране лесов и животного мира является подведомственной организацией областного управления.

После нашего обращения он распорядился привести в порядок дорогу, и искусственные неровности исчезли. За что жители нескольких улиц выражают ему благодарность.

ПРОБЛЕМА ШИРЕ

Автоюрист Алишер Касымов отмечает, что в данном случае действительно были нарушены положения закона. Но проблема гораздо шире – по городу Таразу где угодно установлены подобные препятствия, причем зачастую не возле школ и детских садов, либо потенциально опасных участков, а возле двухэтажных особняков.

– Как объяснить появление целого ряда искусственных неровностей в Таразе по улицам Петрова, Байзак батыра, Койгельды? – спрашивает автолюбитель Юрий Фролов. – Мы, местные водители, уже знаем места их расположения. Но часто приезжие автолюбители не замечают их своевременно, потому что нет предупреждающих знаков. Почему в городском акимате никто не обращает внимания на эту проблему? Только в Таразе не действуют никакие законы – состоятельные люди устанавливают бугры возле своих домов, и хоть бы один понес за это ответственность. А то, что шофера бьют ходовки своих автомобилей, никого не волнует.

– К сожалению, нарушают законы не только госучреждения, а главным образом как раз таки владельцы крупных особняков – бизнесмены и чиновники, – говорит юрист. – Подобная самодеятельность грозит серьезным штрафом, но почему-то органы ДВД здесь бездействуют. Существует специальный регламент – Государственный стандарт РК СТ РК СТБ 1538-2007, который и регулирует эти вопросы. Там прописано, что «…участки дорог, на которых устраивают искусственные неровности, должны быть оборудованы дорожными знаками и дорожной разметкой».

Так, заблаговременное предупреждение водителей о наличии искусственной неровности следует обеспечивать установкой предупреждающего дорожного знака «Искусственная неровность», а также соответствующей разметкой. Знаки применяются в сочетании с табличкой «Расстояние до объекта» и дорожными знаками «Ограничение максимальной скорости», которые назначаются, исходя из максимально допустимой расчетной скорости движения через данную неровность.

А после окончания участка дороги с неровностями устанавливается дорожный знак «Конец зоны ограничения максимальной скорости». Надо сказать, именно так установлены в городе те препятствия, которые инициированы уполномоченными органами. Однако сотни других подобных препятствий вовсе не обозначены и не обустроены должным образом.

– На протяжении нескольких лет мы поднимаем в городе эту проблему. Помнится, несколько лет назад дорожная полиция обещала провести рейды по таким участкам, демонтировать незаконные строения и наказать тех, кто занялся самодеятельностью. Но, увы, слова остались словами, – сетует Алишер.

Юрист также отмечает еще одну проблему.

– Искусственные неровности следует окрашивать разметкой 1.25 «Обозначение искусственных неровностей». На дорогах, не имеющих стационарного освещения, для их обозначения следует применять световозвращающие элементы, вмонтированные в дорожное покрытие. Ничего этого нет в случаях стихийных установок.

Получается, что жители, которые заботятся сугубо о личной безопасности и спокойствии, создают аварийные ситуации для других людей. Сотни «лежачих полицейских», установленные в переулках и на второстепенных дорогах, просто не видны водителям из-за того, что днем они сливаются с асфальтом.

А в темное время суток многие улицы в городе до сих пор не освещаются. Получается, водителям приходится либо тормозить в последний момент, либо уже на большой скорости лететь через эти препятствия.

То, что страдает ходовка – это еще полбеды. А если случится авария? В этом случае инициаторам подобных художеств, действующим без согласования с акиматом и административной полицией, грозит уголовное наказание.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Выход из сложившейся ситуации юрист видит в том, чтобы жители, как в случае с улицей Лесхозная, также сигнализировали о появлении незаконных неровностей местным властям.

– Также необходимо в таких случаях подключать партию «Nur-Otan», которая весьма оперативно реагирует на обращения граждан, – считает юрист. – Позиция общественности по данному вопросу должна быть однозначной – «лежачие полицейские» нужны возле школ, детских садов, опасных аварийных участков, и уложены они должны быть по всем стандартам. Если же они установлены возле госучреждений и двухэтажных особняков, их необходимо ликвидировать. Также хотелось бы более действенных мер в таких случаях от акима и ДВД.

Мы надеемся, что не только сами жители улиц, но и уполномоченные органы займутся решением этой проблемы.