С каждым годом отечественное производство сувенирно-ремесленной продукции встает на ноги, и сейчас его продукция стала пользоваться спросом у туристов. Но рынок продолжает выдвигать следующие требования. Так, например, сувенир должен ассоциироваться с территорией, которой он принадлежит. Помимо этого, сувенирно-ремесленная продукция должна стать важным инструментом в продвижении турпродукта. Есть и другие вопросы, касающиеся производства сувениров, – это дизайн, качество и ценовая политика. Последнее должно быть ориентировано на различные уровни доходов. А чтобы обратить внимание общественности на эти требования, управление туризма Алматы в партнерстве с Центром ремесленников Qazaq-Oner впервые в Казахстане объявляют конкурс сувенирной ремесленной продукции. Об условиях конкурса и идее его проведения рассказывает руководитель Центра ремесленников Qazaq-Oner Айгуль Жансерикова.

КАК ПРЕТВОРИТЬ ИДЕЮ

– Идея проведения конкурса сувенирно-ремесленной продукции появилась давным-давно. Мы все знаем, что хорошая сувенирная и подарочная продукция может сыграть определенную роль в брендинге территории, а он свою очередь направлен на поднятие имиджа не только города, региона или какой-то дестинации, но и страны в целом. Ему под силу еще и создание положительного образа, который будет давать нам совокупное представление об этой территории. Проведение данного конкурса будет способствовать и возрождению традиционных ремесел, развитию ремесленничества в стране, увеличению ассортимента. Благодаря конкурсу мы предполагаем еще поднять вопросы дизайна и качества сувенирной продукции. В любом случае конкурс будет способствовать развитию предпринимательских навыков у ремесленников. Поэтому в Казахстане, а именно в Алматы, управление туризма стало претворять витающую в воздухе идею. Конкурс будет стимулировать различные разработки брендовой сувенирной продукции в целом.

ВОЙЛОЧНОЕ ЯБЛОКО

– Вы – автор известных войлочных яблок, которые популярны и стали настоящим сувенирным символом Алматы. 

– Спасибо. На мой взгляд, они сыграли определенную роль в территориальном брендинге, а именно нашей южной столицы. Когда приступала к созданию яблок из войлока, это было в 2005 году, не предполагала, что они станут до такой степени популярными. Меня попросили придумать сувенир, который можно было бы подарить 350 иностранцам, приехавшим на экологическую конференцию в Алматы. Думала-думала и придумала войлочные яблоки. Наверное, в этом свою роль сыграл и мой бэкграунд в качестве эколога. Как дизайнер, я размышляла о том, как сделать так, чтобы мой сувенир вызывал положительные эмоции, приятные ассоциации с нашим городом, уважение к традиционному казахскому ремеслу. Немаловажно было, чтобы он «прижился» на рынке и долго существовал, стал нужен всем, кто желает дарить подарки, туристам и гостям города, и даже тем, кто летит за границу и везет его в качестве сувенира.

Горжусь, что войлочные яблоки дарились многим высоким гостям и почетным людям. Например, в интернете можно увидеть видео, где госсекретарь США г-н Джон Керри, выступая на одном международном форуме, держит в руках войлочное яблоко и вспоминает об Алматы. А весной этого года на встрече женщин с Первым Президентом страны я подарила Елбасы корзину с войлочными яблоками. Я убеждена, что сувенир – это специфичный товар и один из инструментов продвижения городов, регионов, страны в целом. В мире накоплен огромный опыт в этой сфере. Вы летите в Париж и привозите оттуда сувенирную Эйфелеву башню. А из Египта, к примеру, пирамиды, изображенные на папирусе. В нашей стране имеют право быть такие сувениры, которые бы отражали наши культурные ценности и достопримечательности, и, кстати, на мой взгляд, они должны быть лаконичными. А еще здорово было бы, если бы сувенир сопровождался легендой.

Смотрите: в самом названии города есть слово «алма». Алматы и его окрестности – ареал произрастания прародительницы многих сортов яблок – яблони Сиверса. Также существуют истории, которые превратились в легенды: когда-то вокруг города собирали урожай яблок весом чуть ли не до двух килограммов. Этим надо гордиться. Об этом надо рассказывать всему миру. Материал, из которого сделаны мои яблоки, – это традиционный войлок, плюс яркий цвет сувенира под стать апорту. Это вызывает только положительные эмоции. Наверное, поэтому оно хорошо прижилось и всегда популярно. Но только одного этого сувенира недостаточно.

– Время идет, и должны появляться новые сувениры…

– Каждый сувенир, несомненно, должен сопровождаться легендами, рассказами, которые связаны с историей и культурой. Они могут популяризовать различные достопримечательности. Именно это хотелось бы стимулировать. Согласитесь, что не только в Алматы должны быть такие сувениры, но и в каждом казахстанском городе, в каждом регионе. Брендинг территорий затрагивает вообще многие аспекты жизни, которые могут сыграть большую роль в позиционировании и популяризации наших регионов, привлечении туристов, инвесторов, в том числе влияет и на развитие ремесленничества. Символы, образы, выраженные в сувенирной продукции, несут, кроме экономической выгоды, еще и эмоциональную, художественную, экологическую нагрузку. Поэтому организация такого конкурса очень-очень кстати.

– Какого эффекта вы ждете от данного проекта?

– Мне приятно, что Алматы стал ассоциироваться с яблоками. Одна моя идея войлочного яблока сподвигла на другие идеи, и все они – вокруг яблок. Мы разработали еще яблоки-магниты разных видов. В городе появились яблочные скульптуры; проходят различные фестивали, как Apple Fest; сувенирные яблоки делаются из разных материалов: из хрусталя, стекла, металла, есть даже позолоченные. Но этого еще мало, и мы, ремесленники, можем еще больше. Идеи надо вносить в люди, в массы. Пусть появятся новые сувенирные изделия из разных материалов, разные их виды, формы, размеры и т. д. В городе, в стране будет много красивой сувенирной продукции. Такого эффекта жду и от конкурса. Конкурс предоставит большой полет фантазии для ремесленников. Такой целенаправленный сувенирно-ремесленный конкурс проводится в Казахстане в первый раз. А если будет проводиться ежегодно, то вообще этот конкурс станет инкубатором оригинальных идей.

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

– На какие еще проблемы обратит внимание конкурс?

– Мы обратим внимание на новый ассортимент сувенирной продукции, на качество ее изготовления, на упаковку, этикетки и т. д. Планируем активно вовлекать молодежь. Творчество – необъятная планета. Я сама не знаю, что буду делать завтра, послезавтра, через месяц. У креативного человека идеи неиссякаемы. Иногда идеи приходят спонтанно, на эмоциональных чувствах. А конкурс – площадка для идей. Мы все вместе будем думать, как правильно брендировать Алматы. А потом и весь Казахстан. Ждем участников и из разных регионов. Почему конкурс будет проходить в Алматы? Потому что южная столица – столица ремесленничества, здесь трудится наибольшее число сильнейших ремесленников Казахстана, представляющих различные направления. И еще мы будем говорить о ценовой политике.

Она должна быть ориентированной на различные уровни доходов, это нужно, чтобы сувениры нашли своего покупателя. Надо стимулировать мастеров-ремесленников на новые идеи, новые подходы в работе. О масштабе конкурса говорит его призовой фонд. Он составляет 2,2 млн тенге. Условия участия в конкурсе будут дополнительно размещены в СМИ, в социальных сетях и сетевых чатах, а также на сайте www.qazaqoner.kz. Конкурс пройдет под брендом Алматы в рамках реализации государственной политики в области развития туристской индустрии и программы развития «Алматы-2020».

Источник: ЛИТЕР