30% – это зона вообще серьезной критики 

– Состоялся Политсовет партии «Nur Otan» с участием Председателя партии, Елбасы Нурсултана Назарбаева. В принципе, то, что он говорил, уже можно использовать как программу «перезагрузки». Так вот – с чего начинать?

– Любая «перезагрузка» начинается с мобилизации имеющихся ресурсов, расчета их потенциала, вовлечения в деятельность и организации работы на новом уровне. То, что произошло на Политсовете, было ожидаемо не только в партийной среде, но и в народных массах. Как сказал на Бюро Политсовета Елбасы, лейтмотивом послужила традиционная системная ошибка для любого развивающегося государства – это «Ловушка среднего дохода».

Большинство людей с трудом понимают и представляют, что это такое. Простым языком это можно объяснить так. Есть состав – поезд – это государство. Локомотив – это экономика, генерирующая доходную часть, бюджет, которые потом перераспределяют по потребностям государства. Это образование, здравоохранение, правоохранительные вещи, армия, развитие каких-то приоритетных вещей, инвестиции. Мы почти 30 лет развивались, мы помним 90-е, нулевые, как это все происходило. Между тем состав набрал обороты. Люди уже немножко попривыкли, что каждый раз появляются новые виды, ощущения, картинки; состояние – дует хороший ветерок, но вдруг локомотив начинает притормаживать. Этому есть объективные причины: в мире турбулентно идет кризис – политический, экономический, мировых элит и так далее. Это все ведет к тому, что экономика в виде локомотива начинает тормозить, а задние вагоны продолжают напирать на локомотив. Возникают определенные очаги дискомфорта: появляются искры, задымление. Причем не у всего государства, в целом – все великолепно, а у отдельных групп. Как раз сейчас эти группы начинают себя проявлять в том, что при таких торможениях проявляются диспропорции. Это и есть «Ловушка среднего дохода».

Здесь надо перестраиваться, перезагружаться, перенастраивать систему управления, вводить какие-то антикризисные вещи, новые элементы, какие-то жесткие меры: где-то экономить, использовать инвестиции, чтобы локомотив снова выровнял ход, и люди почувствовали, что мы снова идем в гору и поднимаемся вверх.

– Получается, что до сих пор работы правительства было недостаточно, чтобы тащить все на себе?

– Понимаете, работу правительства, Парламента, всех госорганов всегда критиковали, критикуют и будут критиковать. Это сущность человека. Вы думаете, в той же Швеции, в которой достигли достаточно серьезного социального комфорта для граждан, как-то иначе? Там тоже протесты идут. Есть определенные недовольства. Да, там уровень их недовольства или вопросы их недовольства отличаются от наших. То есть, если для нас вопрос по поводу правил уборки за домашними животными при выгуле на газонах является второстепенным, то там это может спровоцировать целый митинг. У нас свои моменты.

Правительство у нас грамотное, делается много, но именно сегодня ставится вопрос «перезагрузки» – выровнять тот баланс сил работой тех, кто должен работать и создавать контроль. Без контроля ничего никогда нигде не делается, ни в армии, ни в школе, ни в семье. Как мы говорим детям? «Я сказал, выучить уроки» и, если не проконтролировать, то не факт, что они их выучат. На работе также. Какой процесс ни возьми – контрольные функции должны существовать.

Партия должна максимально включиться в то, чтобы взять на более жесткий контроль то, что, в принципе, прописано в предвыборной платформе. У нас в предвыборной платформе очень правильные вещи содержатся.

Сейчас правительство говорит, что 70% предвыборной платформы, выполнены. Но это надо еще внимательно посмотреть. А 30% – это зона вообще серьезной критики. Для правящей партии «Nur Otan», формирующей все органы управления, – это особенно критический фактор.

Мы должны контролировать предвыборную платформу

– Что же входит в эти 30%?

– В них как раз входят пункты предвыборной платформы, которые пока не выполнены либо не выполняются по каким-то причинам. Говоря простым языком, сейчас одна из задач «перезагрузки» – это контроль предвыборной платформы партии. Надо разобраться в этих 30%, что делается, что не делается. Если не делается, то почему? Это «почему» складывается или по объективным, или по субъективным причинам.

Если это объективные причины, то есть, допустим, недостаточно законодательства, подзаконных актов, возможно, это какие-то экономические новеллы или процессы, которые не дают или затрудняют нам исполнение тех или иных поручений, – это один вопрос! Тогда надо подключать фракцию Мажилиса Парламента, партийные ячейки в правительстве, чтобы эти объективные вещи либо снивелировать, либо подправить, либо как-то помочь сделать так, чтобы пункт предвыборной платформы (а они все направлены на улучшение благосостояния жизни государства и каждого казахстанца), все-таки выполнили.

Если это субъективные вещи – здесь тоже нужно посмотреть, проконтролировать. Если не можешь, ну, скажем так, научим или попробуем научить. Если не хочешь, то, как вариант, заставим. Но если ты не хочешь и учиться, и чтобы тебя заставляли, то это уже зона персональной ответственности. Это тоже контрольная функция, которую партия назначает, ведь правительство собирает правящая партия. Значит она несет ответственность за каждого члена правительства. Если по субъективным причинам ты не тянешь или не хочешь тянуть, то, извини, дорогой, давай посмотрим на твое соответствие должности. Либо, может быть, ты не на своем месте, потому что ты можешь быть талантливый менеджер, но не в этой сфере.

– То есть партия намерена расставаться с теми, кто не справляется?

– Конечно. Это может быть: а) просто снять и забыть, потому что, ну, бывают ошибки, профнепригодность или усталость; б) бывает, что человек попадает не на свое место. К примеру, был хороший аким, стал министр – не работает. Или был хорошим министром, стал акимом – не работает. Возвращается куда-то туда, где он работал, все становится нормально. Но здесь надо контролировать по конечному итогу, чтобы как раз очень быстро исправлять объективные или субъективные причины.

Большой пласт поручений, направлений, которые Елбасы и ранее давал – это контрольные функции. Мы должны контролировать предвыборную платформу. Если 70% исполнены, то 30% почему не исполняются, как они будут исполнены? До выборов остается полтора года и нам нужно прийти к тому, чтобы эти 30% были сделаны. Во-вторых, все законодательные основы для реализации инициатив Елбасы созданы. Во всяком случае, их достаточно. К Парламенту в целом вопросов здесь уже нет. Подзаконные акты тоже вроде подтянуты. Но надо проконтролировать на земле – простой человек это увидел или нет, почувствовал или нет, узнал или не узнал. Надо посмотреть, если эта вертикаль прошла, то все, хорошо. Если не прошла – где не прошла.

И, в-третьих, это поручения Президента Касым-Жомарта Токаева, который был выдвинут от партии «Nur Otan». Поэтому партия здесь должна смотреть, что все то, что дополнительно еще было сгенерировано в процессе выборной кампании президентами и что сейчас генерируется – это тоже зона ответственности не только Токаева, а и партии в том числе. Мы тоже должны в это дело включиться и своевременно вмешиваться, разбираться, причем делать это без кампанейщины.

На Политсовете этот блок по «чистке» партии и борьбе с коррупцией очень мощно прозвучал. По сути, он во многом касается контроля, в том числе антикоррупционных аспектов. Существует требование по усилению этой работы, ее организации и активизации.

Второй блок касался консолидации ядра партии. В любой организации, а в партии ядро, ядерный потенциал – это те люди, которые от души, с умением работают на партийном поле. Не важно, где: в контрольных органах или на своих рабочих местах, будучи членами партии. Это ядро, которое искренне, без всяких условий будет работать. Иногда к нам приходят, мол, я в партии уже пять лет, что мне дала партия? Этот вопрос малоуместен. Партия дает то, что происходит в плане соцреформ, каких-то льгот. Но вот так ставить вопрос, как в бизнесе, – что мне дала партия – некорректно. Это не ядерный потенциал. Ядерный потенциал надо консолидировать, втянуть в активные процессы этой работы.

Очень много людей, которые хотят что-то сделать

– Где собираетесь искать кадры для усиления партийного ядра?

– Вокруг нас очень много неспокойных честных людей. Даже те, кто сейчас, допустим, в соцсетях, занимается критикой. Среди них есть критиканы, есть искренне переживающие. Когда ты этим обеим категориям говоришь: «Ребят, вы правильно говорите. Вот здесь у нас недостаточно хорошо». Один говорит: «Пошли, я готов». Второй говорит: «Сами делайте». Окей, это его право. Вы тогда сидите, критикуйте дальше, а те, кто готов двигаться, подтягивайтесь к нашим возможностям.

У партии сейчас есть возможности, и сейчас очень много людей, которые хотят что-то сделать. У нас достаточно большая страна и мы абсолютно уверены, что вот этим призывом не на увеличение партии, а на качество, мы «качнем» свежие силы и в процессе какая-то часть присоединится к ядру, которое будет представлять партию. Не лицо партии, а в целом.

– Одна из основных задач партии «Nur Otan» – реализация партийного потенциала на благо народа…

– Да, это третий блок. Этот блок можно было бы назвать «Работа с населением». То есть, скажем так, та синергия, та чувствительность на обращения людей в госорганах наталкивается на холодное, мягко говоря, отношение, а то и игнорирование. В кабинетах скажут, глобальными вещами занимаемся, а не проблемами одного человека. Но для простого человека глобальный вопрос гораздо менее важен, чем вопрос, когда просто элементарно не решают какую-то вещь. Это тоже задача на период модернизации, когда появились искры, тогда в зоне дискомфорта появились целевые группы и им что-то не нравится. Но наша система позволяет об этом смело говорить – это не должно заканчиваться тем, что люди от безысходности идут на крайние меры. Здесь как раз партия со своим обширными инструментами должна быть более внятной. Это общественные приемные партии, это комитеты партийного контроля, это депутаты всех уровней: маслихата, Мажилиса.

Депутаты маслихата – это вообще огромная армия, им надо более регулярно встречаться с людьми и решать вопросы конкретного человека. У нас такие инструменты решений есть, когда мы можем проломить систему равнодушия, какой-то административный барьер, который не связан с законом, а связан с чисто человеческим отношением. Тогда-то вот этот локомотив начинает выравниваться в своем движении, уходят очаги задымления, скажем так, и выравнивается ситуация в государстве. Опять начинает раскручиваться экономический маховик, потому что при нормальной ситуации в государстве в среднем классе начинает генерироваться новый бизнес, новые возможности и локомотив начинает набирать обороты и за собой тащить весь состав. И опять становится более-менее комфортно двигаться в выбранном нами направлении, которое понятно, генерально, абсолютно четко отражает чаяния людей, интересы – это войти в 30-у развитых государств, на которые мы, как правило, и ссылаемся. Поэтому давайте вместе поработаем, потому что мы – молодое государство, у нас нет 200 лет, и тех условий, которые были у Германии, Англии. У нас это делать надо быстрее и все возможности надо использовать.

Источник: ЛИТЕР