Алматы стал примером того, как в течение нескольких лет последовательно проводился комплексный подход к организации городской мобильности и безопасности, в конечном итоге, влияющий на жизнь горожан. В числе ключевых мероприятий – изменения пешеходной инфраструктуры, решение проблем с безопасностью на улицах и во дворах, внедрение платных парковок и интеллектуальной системы контроля дорожного движения.

Сбавьте скорость

Эксперты уверены, что вся транспортная система города должна работать как единый механизм. Поэтому недавнее решение команды нового акима об изменении скоростного режима на проспектах аль-Фараби и ВОАД с 60 до 80 километров в час, а также предложение убрать велодорожки с одной стороны улиц Кунаева и Байтурсынова вызвало большой резонанс как у простых жителей Алматы, так и у общественников города.

Урбанист, основатель сообщества пользователей Almatu Bike Ануар Джусупов уверен, что городские власти по- торопились с решением о повышении скоростного режима на двух городских магистралях.

– Есть рекомендация ВОЗ о том, чтобы страны уменьшали скоростные потоки в городах. Во всем мире

огромное количество людей ежедневно погибают в авариях. И Казахстан, к сожалению, в этой статистике занимает лидирующую позицию среди стран СНГ. При высоком уровне смертности на дорогах нужно проводить серьезную экспертную работу в области скоростного режима. Очевидно, что он существенно влияет на безопасность движения, – сказал Ануар Джусупов.

– У меня есть ощущение, что решение об увеличении скорости было излишне поспешным и боюсь, что проводилось без той инспекции или экспертизы, которая была необходима в этом вопросе. Я надеюсь, что мы вернемся к вопросу снижения скорости на проспекте аль-Фараби и ВОАД до 60 километров в час. Думаю, что будет принято правильное решение без эмоций, более взвешенно, с учетом мнений экспертов.

Журналист, известный блогер Бейбит Алибеков в своем «сторис» Инстаграм призвал новое руководство города Алматы не сворачивать с тропы бывшего акима Алматы. Эксперты объяснили, что конкретно дала начатая прежним руководством города транспортная реформа и почему ее необходимо продолжать.

«Бауыржан Байбек показал нам, как может быть хорошо, комфортно и красиво в нашем городе. Алматы должен быть, в первую очередь, для людей.

Набережные, пешеходные дорожки, лавочки и брусчатка – все это создает комфорт. Алматы превратился в город, из которого не хочется уезжать, и в который хочется возвращаться всегда. Надеюсь, он таким и останется, и станет еще комфортнее для жизни.

Прошу новое руководство мегаполиса не бросать решение проблем с общественным транспортом, экологией», – выложил видеообращение в своем

«сторис» в Инстаграм известный блогер Алибеков.


Прокатиться с ветерком или сохранить жизнь?

Многие алматинцы поддержали блогера, отмечая в своих комментариях, что Алматы – это, в первую очередь, город для людей, а не для машин. Подмечали комментаторы и тот факт, что все реформы во все времена вызывали у людей неоднозначную реакцию, деля их на тех, кто «за» и «против». На посту акима Алматы Байбек запомнился рядом реформ, у которых было как много сторонников, так и критиков среди алматинцев. «И это вполне нормальная реакция», – отмечают они. В частности, именно при прежнем акиме в мегаполисе начали создавать городскую инфраструктуру. Она призвана была стать удобной для жизни, особенно для пешеходов: формирование центров притяжения в каждом районе, благоустройство улиц, снос заборов, модернизация арычной системы и др.

Под его руководством в городе начали активно развивать общественный транспорт, отдавая приоритет ему на улицах мегаполиса. На автобусы, троллейбусы и метро он намеревался пересадить большую часть горожан.

А к 2023 году планировалось ввести в эксплуатацию современный LRT. В ходе транспортной реформы в Алматы на 80% обновили автобусный парк, построили новые развязки, ввели на улицах отдельные полосы для общественного транспорта и велосипедов, реализовали проект BRT, внедрили платные парковки, запустили систему электронного билетирования «Онай» и так далее. Одно из главных достижений – это уменьшение травматизма на дорогах города, добиться которого помогло введение ограничений скорости в черте мегаполиса. Эта тема в свое время так же, как и многие другие изменения в городской жизни наделала немало шума. Но прошло время, народ привык и даже успел оценить пользу.

Однако 19 августа пользователи соц- сетей вновь задались вопросом – «Как же лучше: прокатиться с ветерком или сохранить жизнь и здоровье горожан?» В этот день руководство города сообщило о возвращении к скоростному режиму в 80 километров в час на проспекте аль-Фараби и ВОАД. Новость вызвала беспокойство не только у алматинцев, но и у экспертов. Говоря фактами, они отмечают, что повыше- ние средней скорости движения даже на 1 процент приводит к увеличению риска ДТП со смертельным исходом на 4 процента и риска серьезных аварий

– на 3 процента. В столицах развитых стран мира, таких как Токио, Сеул, Амстердам, Лондон и другие скорость движения в черте города – не более 40-50 км в час.

Запланированное возвращение к скоростному режиму в 80 км в час

Tengrinews.kz прокомментировал Первый заместитель Председателя партии

«Nur Otan», экс-аким Алматы Бауыржан Байбек. «В любом вопросе есть минимум две стороны, множество разных мнений. Тем более, когда это касается жизни и здоровья людей. Вы знаете, что Алматы занимает первые позиции по количеству ДТП со смертельным исходом не только в стране, но и в мире. Эта статистика снижает рейтинг не только города, но и Казахстана в целом. А самое главное – это сотни трагедий и искалеченных жизней.

Снижение скорости является одним из шести эффективных направлений, рекомендованных ВОЗ для безопасности на дорогах. Конечно, это непопулярная мера. В своих решениях мы всегда опирались на лучший мировой опыт, современные тренды и внедряли в Алматы передовые новации. Безопасность – одно из ключевых направ- лений программы «Алматы-2020». Мы начали внедрять Vision Zero по опыту Швеции, который переняли и другие прогрессивные города 30 наиболее развитых стран. Уже два месяца, как

я перешел в руководство партии «Nur Otan». Сегодня город возглавляет мой коллега Бакытжан Сагинтаев. Решения принимает он, и ему отвечать за этот участок. Есть общественный совет, есть маслихат. Думаю, что-то советовать здесь излишне», – отметил Бауыржан Байбек.


Экспертное мнение:

Давид Камински, архитектор:

– Решение о повышении скорости вступает в прямое противоречие с принципами Vision Zero. ВОЗ в рамках инициативы Save Lives, связанной с повышением дорожной безопасности, ставит управление скоростью движения во главу угла, обозначая эту меру, как основную. На практике этот принцип применяется во всех без исключения программах Vision Zero по всему миру, включая, например, Австралию, Лондон, Нью-Йорк, Чикаго и даже Лос-Анджелес, который можно назвать «автомобильной столицей» мира.

И эта обеспокоенность скоростью имеет под собой реальное обоснование как с точки зрения базовых законов физики, так и статистические подтверждения. Кинетическая энергия тела напрямую зависит от скорости.

Поэтому при одинаковой массе, но разных скоростях на каждые 20 км/ч увеличения скорости движения кинетическая энергия удваивается. А удар при столкновении есть перераспределение кинетической энергии между телами. Это фундаментальный физический закон, который невозможно оспорить. Статистически, по данным той же ВОЗ, увеличение скорости на 1 км/ч влечет за собой рост числа травм на 3%, а смертности – на 5%. Исследования в Аделаиде выявили, что вероятность ДТП на скорости 80 км/ч в 17 раз выше, чем на скорости 60 км/ч.

Но фундаментальная проблема с проспектом аль-Фараби лежит в том, что улица едва ли предназначена для подобного скоростного режима, да и вообще свой статус «объездной» она получила, по сути, случайно. Первоначально в проект строительства ВОАД и БАКАД закладывалось строительство Южной объездной дороги, которая прошла бы на несколько километров южнее аль-Фараби по самым предгорьям. Но из-за сложности рельефа, требовавшего сложнейших инженерных работ, а также большого объема выкупа земельных участков, был реализован более дешевый вариант – включение в «объездную» проспекта аль-Фараби. Но если взглянуть на его характеристики, планировку с точки зрения, например, американских стандартов, приведенных в Green Book (зеленой книге), издаваемой Американской ассоциацией служащих государственных автодорог и транспорта, то можно увидеть самые вопиющие несоответствия. Главное из них – это требование к тому, что все скоростные магистрали, проходя через плотно застроенные городские территории, должны быть отделены от основной улично-дорожной сети. Говоря коротко, магистраль должна идти либо на эстакаде, либо в траншее или вообще тоннеле, полностью, исключая нахождение на ней общественного транспорта и пешеходов. Только в условиях подобной изоляции от всех прочих участников движения и по сути остального города возможно установление высокого скоростного режима, который действительно существует на магистралях в других странах. Аль- Фараби, повторю, абсолютно не соответствует этим требованиям.

Итогом этой попытки совместить функционал магистрали с, по сути, обычным проспектом становится высокая аварийность на так называемом Малом Кольце (ВОАД, аль-Фараби, Саина, Рыскулова). В целом же, если изучать распределение аварий на дорогах Алматы, то наибольшее число смертельных ДТП приходится именно на улицы и проспекты, где создавались условия для быстрого и беспрепятственного движения автомобилей, в том числе в ущерб другим участникам движения, особенно пешеходам.


Адил Ажиев, архитектор, основатель проекта «Архкод»:

– Я считаю, что скорость на улице аль-Фараби должна быть не более 60 км/час, нельзя ее считать загородной или объездной. Она находится практически в центре города, то есть, с одной стороны, жилые массивы, с другой – тоже. А людям, как правило, лень переходить дорогу по наземным пешеходным переходам, находятся такие, которые перебегают. И, как известно, реакция водителей и тормозной путь на скорости 60 и 80 километров, безусловно, разные. К тому же, к разрешен- ной скорости допустимы еще плюс 10 процентов, то есть, если 80 км в час, то водители разгоняются практически до 90. При этом скорость реакции и угол обзора на такой скорости становятся крайне низкими. Поэтому я бы уменьшил скоростной режим даже не до 60, а до 50 километров в час.

Что касается возмущений некоторых водителей, касательно неудобства БРТ, то скажу так, БРТ – это скорее благо, потому как обычные люди, которых в автобусе едет 60 человек, в 60 раз важнее автомобилиста, который едет один в своем личном авто. Выделение специальных полос для автобусов – это хорошее решение. Необходимо при- знать, что почти за 4 года в Алматы произошла транспортная реформа, которая кардинально изменила город в лучшую сторону. Очень жаль, что сейчас приходится наблюдать отсутствие преемственности между акимами. Хотя было бы правильнее продолжить замыслы, которые воплощались и делали наш город действительно городом людей!


Руслан Лазута, лидер общественного объединения автомобилистов «ОСА»:

– Я крайне негативно отреагировал на возврат прежнего скоростного режима на проспекте аль-Фараби и ВОАД. Считаю, что дорожная полиция и акимат пошли на поводу у людей, которые имеют весьма смутные представления о безопасности дорожного движения, о мировой практике. Скажу так, в черте города в большинстве европейских городов мира скоростной режим не превышает 50 километров в час. Я убежден, что сейчас увеличение скорости до 80 км существенно повлияет на увеличение количества ДТП.

Думаю, частота смены скоростного режима – это проявление неуверенности тех должностных лиц, которые принимают решения. Таким чиновникам не место в органах внутренних дел и в местных исполнительных органах. Народ видит, что может оказывать влияние, что власти не уверены в себе, в своих действиях. Отсюда разброд и шатание, отсутствие дисциплины и порядка. И алматинцы скоро начнут пожинать плоды этого необдуманного решения. Я всегда за то, чтобы в черте города был максимально снижен скоростной режим. И не нужно думать о том, что от этого увеличатся пробки и уж тем более ухудшится экология. Я надеюсь, эта норма останется на уровне только того, что ее продекларировали, и принята не будет. Иначе, алма- тинцы, берегитесь! Последует череда серьезных и смертельных ДТП.

Ануар Джусупов основатель сообщества пользователей Almatu Bike:

– В Алматы есть очень много примеров, по которым становятся видны преимущества экомобильного транспорта, таких как электросамокаты, велосипеды, моноколеса. Выбор сейчас очень большой. Растет и сис- тема байкшеринга. К примеру, перед торгово-развлекательными центрами появились парковки для электросамокатов и практически все они заняты. Мы видим реакцию бизнеса – появились парковки для такого транспорта у офисных зданий и ресторанов. Все говорит о том, что аудитория экомобильного транспорта Алматы значительно возросла. Важно понимать, что ни в коем случае нельзя останавливать развитие транспортной и микромобильной структуры. Люди не катаются для развлечения, а используют и само- каты, и велосипеды как транспортные средства. Вопрос развития стоит в контексте безопасности горожан.

Источник: ЛИТЕР