На этот и другие вопросы в свете реализации задач, обозначенных в президентском Послании, мы попросили рассказать экс-руководителя Управления общественного здоровья города Алматы Каната Тосекбаева. Пока интервью готовилось к печати, он покинул свой пост в связи с обучением в области государственного управления.

 

Катализатор устойчивого развития страны

– Глава государства в своем Послании предложил разработать и принять Концепцию развития гражданского общества до 2025 года. Каким вы ее видите?

– Развитие гражданского общества, в первую очередь, должно быть направлено на расширение информированного участия граждан в разработке и реализации местных инициатив, в нашем случае – в вопросах, касающихся сферы здравоохранения. В сотрудничестве с местным гражданским обществом, учитывая каждое мнение, мы можем решить много проблем. Программы обмена предлагают нам уникальную возможность внедрения лучших профессиональных практик. Сильное гражданское общество – это, несомненно, обязательный признак стабильного демократического государства. Оно одновременно выступает и как партнер власти в реализации всех ее начинаний, и как ее конструктивный оппонент, отстаивающий свободы и интересы каждого гражданина и различных групп общества. Развитие современных гражданских институтов и поощрение гражданских инициатив послужат катализатором устойчивого развития страны и создадут гарантии экономических и политических прав и свобод наших граждан. На сегодня в сфере здравоохранения НПО отводится большая роль в направлении профилактики заболеваний. Здесь реализуются совместные проекты по снижению заболеваемости туберкулезом, ВИЧ/СПИД, сахарным диабетом. Также ярким примером служит построение диалога между гражданским обществом и властью, в частности группы СМГ (специальной мониторинговой группы), в которой поднимаются вопросы профилактики коррупции в сфере здравоохранения. Члены группы активно участвуют в анализе коррупционных рисков в госучреждениях. Думаю, вопрос сотрудничества государства с НПО – это очень актуально, особенно в контексте модернизации политической системы страны, и эту работу необходимо продолжать. Это расширит возможность участия наших граждан в процессе принятия основных общественно значимых решений и увеличит потенциал, с помощью которого имеет возможность фокусировать и эффективно мобилизовать коллективные усилия.

– Президент так же подчеркнул вопрос о дисбалансе в показателях здорового населения, особенно по материнской и младенческой смертности. Как с этим бороться?

– Здесь дают о себе знать региональные дисбалансы в показателях здоровья населения. Да, у нас этот показатель по материнской и младенческой смертности снижается, но все еще высок и значительно превышает уровень развитых стран. Снижения материнской и младенческой смертности можно добиться, лишь внедряя современные подходы с доказанной эффективностью в области охраны здоровья матери и ребенка. Во-первых, за счет совершенствования и реализации нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны здоровья матери и ребенка с учетом международных подходов; внедрения критериев рационального планирования и управления в сфере охраны здоровья матери и ребенка; регионализации перинатальной помощи. Во-вторых, за счет повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом внедряемых технологий с акцентом на первичную медико-санитарную помощь.Перечислять можно долго. Здесь речь идет и об улучшении материально-технической базы родовспомогательных и детских организаций, и взаимодействия, вкупе с преемственностью, служб здравоохранения, и о развитии межсекторального и межведомственного взаимодействия при охране здоровья матери и ребенка, и о повышении информированности населения. Улучшить все показатели стационара, в том числе материнскую и младенческую смертность, поможет создание пациентоориентированных клиник. Там будет и качество, и своевременная помощь.

– С 2020 года в Казахстане запускается система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). На его финансирование будет направлено более 2,8 трлн тенге в течение следующих 3 лет. Президент отметил, что права на ошибку уже нет. Что вы думаете по этому поводу?

   – Внедрение ОСМС призвано улучшить качество и доступность медицинских услуг. В первую очередь возрастет финансирование медучреждений, повысится доступность консультативно-диагностической, реабилитационной и восстановительной помощи и многое другое. Помимо этого предусматривается поэтапное повышение заработной платы врачей, что немаловажно на сегодняшний день. Также ожидается внедрение новой модели гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Минимальный необходимый объем медицинской помощи будет предоставляться всем гражданам, оралманам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Казахстане. Население получит своевременный доступ к расширенному перечню востребованных и затратоэффективных медтехнологий. Повысится эффективность использования ресурсов системы здравоохранения. С 2020 года расширенный перечень услуг для застрахованных ОСМС будет дополнительным стимулом населению. Тогда они с удовольствием будут становиться участниками системы ОСМС. Медицинская помощь в системе ОСМС будет включать медуслуги сверх ГОБМП для повышения качества жизни человека. Как отметил Президент, права на ошибку у нас нет. В связи с этим был запущен пилотный проект в Карагандинской области. Думаю, что в результате будут видны наглядные недочеты, которые будут исправлены.

 

Мнение общества формируется в соцсетях

– Какой вы видите обратную связь с населением?

– В стационарах города открыли кабинеты в формате Ореn space. Это позволяет облегчить коммуникацию с населением и снижает подверженность к совершению коррупционных правонарушений. На сегодня основные места, где рождаются жалобы, – это приемный покой и регистратура. Думаю, что подобные разработки уменьшат количество жалоб от населения, так как решение проблем будет осуществляться по принципу «здесь и сейчас», что повысит степень удовлетворенности населения качеством оказания госуслуг в целом. Для взаимодействия с населением каждое медучреждение имеет свою страницу в социальных сетях, где ведет активную работу по рассмотрению обращений граждан. Сегодня социальные сети – это не просто площадка для коммуникаций. В них формируется мнение общества.

– Какие положительные динамики в сфере здравоохранения Алматы наблюдались в прошлом и текущем годах?

– 2019 год станет завершающим в реализации Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 годы. Работа по обеспечению жизненно-важной потребности населения города Алматы в медицинской помощи продолжается. На данный момент в Алматы в рамках ГОБМП работают 134 медицинские организации, из них 53 – частные. Мы смогли добиться положительной динамики по всем показателям. Здесь самая высокая в стране продолжительность жизни – 75,4 лет; ранняя выявляемость рака выросла на 2%; смертность от онкологических заболеваний и туберкулеза снижена на 8%; повысилась удовлетворенность населения качеством медицинской помощи с 44,1 до 46,2. Кроме того, пошла на снижение заболеваемость инфекциями, передающимися половым путем, среди детей 15-17 лет с 4 до 2,0 на 100 тыс. населения. А количество лиц, состоящих на наркологическом учете, уменьшилось с 91,6 до 86,4. Самое главное, с 13,7 до 4,5 снизилась материнская смертность! Несмотря на достигнутые успехи, в здравоохранении города есть и определенные недоработки. Это и формализм в работе врачей, и непрозрачность, и проявления коррупции. Большие вопросы к назначению лекарств, организации их учета, качеству медицинских услуг, менеджмента. Для повышения транспарентности и прозрачности в системе здравоохранения внедрен ряд проектов. Он направлен на повышение конкурентоспособности медицинских предприятий и обеспечение вовлеченности широкой общественности к решению важнейших вопросов. Одним из важных шагов стало внедрение Корпоративного менеджмента во всех госмедорганизациях: в них созданы новые Наблюдательные советы, их членами стали независимые эксперты. Это та часть реформы корпоративного управления в госсекторе, которая позволит перейти от прямого управления госпредприятиями к внедрению инструментов корпоративного управления.

– По каким критериям вы определяете эффективность работы того или иного главврача?

– Формирование качественного руководящего состава – наша первоочередная задача. Для всех руководителей медорганизаций утверждены и внедрены 70 индикаторов KPI. Это сделано для улучшения качества и эффективности оказания медуслуг вокруг нужд пациента и для достижения положительной динамики показателей. К не справляющимся с функциональными обязанностями главврачам будут применены соответствующие меры, вплоть до освобождения от занимаемой должности. Алматы является первым городом, который таким образом повышает уровень доверия населения к отрасли здравоохранения. Второй шаг – в медицинских стационарах внедрена триаж-система: в приемных отделениях обученной медсестрой проводится медицинская сортировка пациентов по 3Н системе (триаж-системе). По ее результатам пациент направляется в соответствующую зону приемного отделения для врачебного осмотра. Эта система обеспечивает своевременное оказание медпомощи максимальному числу пострадавших в оптимальном объеме. Пациент не ходит по кабинетам. Ему не нужно выстаивать в очередях к тому или иному узкому специалисту. Большая работа проводится и по развитию инфраструктуры в отрасли здравоохранения. Доказательством тому служит сдача в эксплуатацию объектов на сумму более 12 млрд тенге за счет средств местного бюджета. Один из таких объектов – Консультативно-диагностический центр для детей, построенный при Городской детской больнице № 2 стоимостью 2,5 млрд тенге. Здесь специализированная медпомощь детям сконцентрирована в одном месте: если раньше диагностика заболеваний и консультации специалистов проводилась в разных медорганизациях, то теперь детки всю необходимую помощь могут получить в одном. Центр оснащен современным высокотехнологичным медицинским оборудованием. Работают кабинеты онкогематолога, невропатолога, кардиолога, аллерголога, центры гемофилии, диабета, охраны здоровья детей и еще ряд кабинетов врачей узких специальностей. Также введены в эксплуатацию 2 подстанциискорой медицинской помощи, Централизованная лаборатория городской клинической инфекционной больницы, Городская поликлиника № 26, Патологоанатомическое бюро, корпус городского Центра психического здоровья, радиологический корпус Алматинского онкологического центра, тепловые сети Городской больницы «Алатау».

– Одной из страшных болезней ХХІ века стала онкология. Какая работа проводится в этом направлении?

– При Алматинском онкологическом центре открылся радиологический корпус. Здесь функционируют отделения лучевой диагностики и терапии, отделение скрининговых исследований и лаборатория иммуногистохимических исследований. Ранее больница оказывала квалифицированную специализированную медицинскую помощь взрослому населению города по двум направлениям. Речь идет о хирургии и химиотерапии. Теперь для жителей города Алматы стал доступен лучевой метод лечения. Здесь установлено дорогостоящее оборудование, которое проводит лучевую терапию с помощью установленного линейного ускорителя производства Вариан (США), стоимостью 4,5 млн. долларов. Это самая современная модель компании, и она установлена в Алматы. В настоящее время лучевое лечение получают ежедневно около 50 жителей города Алматы. Также в корпусе установлен компьютерный томограф, который позволяет проводить подготовку высокотехнологического лучевого лечения точно определить границы радиационных полей, снизить дозы на окружающие органы, что эффективно и удобно для пациентов. Индивидуальный подбор режима, дозиметрическое планирование и предлучевая подготовка проведены уже с 83 жителями города Алматы. На сегодня на линейном ускорителе уже оказано 785 сеансов трехмерной лучевой терапии, 366 сеансов, управляемых по изображениям, и 106 сеансов интенсивно-модулированной лучевой терапии. Кроме того, в радиологическом корпусе проводится второй этап скрининговых исследований на раннее выявление злокачественных заболеваний.

– Для лечения онкологии требуются очень дорогие лекарства…

– Что касается лекарств, то нами разработан проект «Аптечный робот». Это первый проект в Казахстане и Центральной Азии, установленный безвозмездно. Аптечный робот будет выдавать дорогостоящие лекарства пациентам с онкологическими заболеваниями. Выдача препарата производится через идентификацию пациента по лицу: после считывания антропометрических данных запускается персональная электронная карта пациента, затем ему выдается выписанный врачом препарат. Это дает контроль выдачи лекарственных средств и отсутствие риска формального списания лекарственных средств. Кроме того, будут соблюдены условия хранения и произведена интеграция с информационными системами Минздрава РК.

 

Как скоро домчится «скорая»?

– Алматинцы часто критикуют в соцсетях «скорую помощь», которая приезжает не так быстро, как хотелось бы …

– Мы работаем над этим. Например, на базе станции скорой медицинской помощи внедрен Ситуационный центр. Использование программного комплекса автоматизированной диспетчерской информационной системы позволило полностью автоматизировать работу станций скорой помощи. Вызовы населения по телефону «103» сразу же поступают в информационную систему, где идет распределение по категориям срочности. Вызовы распределяются по профильности, степени сложности, по критериям, а вызовы 4-ой категории переадресовываются бригадам неотложной помощи, прикрепленным к соответствующим поликлиникам города. Благодаря работе Ситуационного центра, время приезда бригад скорой помощи до пациентов сократилась по трем категориям вызова с 28 минут до 18. Что касается 1 категории вызова, то есть срочной, то время прибытия кареты «скорой помощи» сократилось до 9 минут. Работа Ситуационного центра распределена на два этапа. Первый – это команда диспетчеров, которые принимают вызов, обрабатывают его и определяют категорию вызова. Далее – это когда этот вызов передают диспетчерам в зону контроля, которые, уже в свою очередь, определяют бригаду и то, в какой ближайший стационар доставить пациента. Все это происходит буквально за считанные секунды. Алматы – один из первых городов, где каждая бригада скорой помощи оснащена новыми планшетами, что позволяет обеспечить введение информации о пациенте и любую сопровождающую документацию в электронном формате. Никакой бумажной волокиты. Данные, вбиваемые в планшет, попадают диспетчерам контроля вызовов, которые определяют состояние пациента и учреждение, в которое необходимо госпитализировать больного. Это позволяет повысить оперативность обслуживания населения, а с внедрением электронных паспортов обеспечит доступность врачей скорой помощи к необходимой информации. В ближайшее время планируется реализация интеграции (на стадии тестирования) с интеллектуальной информационной навигационной системой, состоящей из 50 медиабордов. В режиме реального времени это позволит оповещать участников дорожного движения о необходимости пропустить приближающийся транспорт бригады скорой помощи на основных автодорогах Алматы.

– Какие амбициозные планы поставлены перед медиками мегаполиса на будущее?

– В соответствии с Посланием Елбасы от 5 октября 2018 года Управлением общественного здоровья города Алматы планируется снижение нагрузки на врача ПМСП и разукрупнение участков ПМСП – этого мы пытаемся добиться за счет открытия врачебных амбулаторий. В 2019 году запланировали открытие 35 амбулаторий, 4 врачебные амбулатории из них уже распахнули двери для пациентов. Управлением проведен аудит медицинской техники и зданий 71 медицинской организации, определен план на 3 года по закупу оборудования. В текущем году планируется закупить оборудование для ПМСП на 470 млн тенге. Аудит руководителей медорганизаций выявил интересные факты, например, они долго работают на одном и том же месте; есть значительная дифференциация в зарплате руководителя и врачебного персонала; не в полном объеме используются возможности организаций для привлечения внебюджетных средств либо имеет место увод денег из кассы… За первое полугодие было вынесено 36 дисциплинарных взысканий. Теперь проведем тестирование на профкомпетентность, и на собеседование пригласим представителей Минздрава, акимата, НПО.

Источник: ЛИТЕР