Главная  /  Статьи  /  Галерея забытых шедевров

Галерея забытых шедевров

Новости
1680
Галерея забытых шедевров скачать фото
В копилке казахстанской живописи уйма великолепных работ.

В копилке казахстанской живописи уйма великолепных работ. Каждая картина - это прямой эмоциональный диалог между художником и зрителем, это рассказ каждого мастера о своем мироощущении, своем времени и народе, о незыблемых нравственно-культурных ценностях. Есть среди них корифеи, положившие начало развитию отечественной живописи, имена которых известны далеко за пределами нашей республики и труд которых отмечен самыми высокими наградами. Есть и мастера, не удостоенные при жизни званий и почестей, но произведения которых также берут за душу.
Их необычайно теплые, жизнелюбивые работы не должны быть забыты. Мы открываем специальную рубрику, чтобы знакомить читателей с малоизвестными картинами отечественных художников.
Сегодня мы хотим представить вашему вниманию два живописных шедевра художников карагандинской школы.
Саркис Манукович Саносян (1922–2004) – его можно назвать главой карагандинской живописной школы, столько сил и энергии он приложил для ее развития, в том числе стоял у истоков появления Союза художников Караганды. Родился в Армении, после окончания Ереванского художественного училища в 1942 году ушел на фронт, там попал в плен, за что был осужден НКВД на срок в ИТЛ, и стал заключенным СибЛАГа и КарЛАГа (1948–1956). На таких, как он, распространялся запрет проживания в крупных столичных городах даже после отбывания срока. Может быть, поэтому остался в Караганде. Прожил здесь всю свою жизнь. Из всех официальных биографий советского периода факт его заключения был исключен… Все-таки талант С. М. Саносяна был оценен еще при жизни, он получил звание заслуженного деятеля искусств Казахстана.
В его творчестве неразрывно переплелись и армянский горячий темперамент, и казахская нежная и трепетная любовь к своей земле, и, как ни парадоксально это звучит, гордость за свою Родину – самую могучую, сильную и передовую.
Большая часть произведений Саносяна (а всего он написал более тысячи живописных полотен) посвящена Караганде индустриальной. С восторгом человека восхищенного он передает эпическую мощь индустриальных преобразований в своих лучших работах «Топарская ГРЭС», «Канал Иртыш – Караганда» и других.
В картинной галере «Жаухар» хранятся несколько работ этого выдающегося мастера. Представленная здесь картина «Деревья» относится к периоду расцвета. Все лучшие черты его творческого метода ярко проявились в ней: лаконизм и стилизованность композиции, выразительность линий и форм, эмоциональная насыщенность цвета, праздничность палитры. Его живопись обладает поразительной позитивной энергией, которая чувствуется даже в небольшом произведении. Особая цельность, неразделимость и яркость всех элементов сообщают ей черты монументального полотна.
Вторая работа – «Цирк в Караганде». Она написана Маратом Джунусовым (1947–1999) в 1978 году.
Художник родился в Усть-Каменогорске. В Алма-Атинском художественном училище учился у Айши Галымбаевой и Молдахмета Кенбаева, в 1973-м окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Ильи Репина, в 1973–1975 годах
М. Джунусов вместе с супругой Натальей Иваниной, искусствоведом, жил в Алма-Aтe, преподавал в художественном училище. В 1975 году переехал по приглашению в Караганду.
Работа «Цирк в Караганде» относится к жанру городского пейзажа – любимому многими советскими живописцами того времени. Пейзаж становился дневником личных переживаний, позволял уйти от идеологического официоза. Именно на территории этого жанра происходили самые интересные художественные открытия. Вот и в этом полотне присутствует парадоксальное соединение праздника (цирк – как его воплощение – переливается всеми цветами радуги) и рабочих будней (второй план полотна состоит из промышленных труб и дымов). Два этих параллельных мира здесь соединяются легко и естественно благодаря живописному таланту М. Джунусова, его виртуозному владению всеми живописными средствами. Его живопись – летящая, легкая, широкая, создана без всякого напряжения, очень эмоциональна и радостна. Плотно прописанный индустриальный пейзаж только подчеркивает это чудо нашего детства – цирк.
Карагандинская живописная школа богата и разнообразна. Судьба почти каждого художника здесь драматична. Но есть общее у всех карагандинских мастеров искусства – умение радоваться каждому дню, умение не оглядываться назад, умение увидеть красоту даже в самых суровых буднях.

Ольга Батурина,

кандидат искусствоведения,

профессор, куратор художественной галереи «Жаухар»,

Алматы

Смотрите также: