Главная  /  Статьи  /  Галерея забытых шедевров

Галерея забытых шедевров

Соб. инф
2456
Галерея забытых шедевров скачать фото
В копилке казахстанской живописи уйма великолепных работ

В копилке казахстанской живописи уйма великолепных работ. Каждая картина – это прямой эмоциональный диалог между художником и зрителем, это рассказ каждого мастера о своем мироощущении, своем времени и народе, о незыблемых нравственно-культурных ценностях. Есть среди них корифеи, положившие начало развитию отечественной живописи, имена которых известны далеко за пределами нашей республики и труд которых отмечен самыми высокими наградами. Есть и мастера, не удостоенные при жизни званий и почестей, но произведения которых также берут за душу. Их необычайно теплые, жизнелюбивые работы не должны быть забыты. Мы открыли специальную рубрику, чтобы знакомить читателей с незаслуженно забытыми картинами отечественных художников. 

 

Если провести маленький эксперимент и попробовать найти в интернет-пространстве произведения наших казахстанских художников, даже корифеев, то вы будете разочарованы – их там нет. Или почти нет. Это очень обидно и несправедливо, потому что наши шедевры уникальны, нам есть чем гордиться. Творческое наследие отечественных мастеров бесценно и необъятно. Тем более ценен совместный проект «Литера» и художественной галереи «Жаухар», в котором предполагается рассказать и показать живопись классиков нашей страны, разных ее регионов. Сегодня речь пойдет о двух шедеврах кызылординской живописной школы.
Красавица Кызылорда – старинный форпост восточного Приаралья на берегах легендарной Сырдарьи, первая столица современного Казахстана, всегда была богата талантами. Здесь открылся первый казахский музыкальный театр, где танцевала легендарная Шара Жиенкулова. Своим талантом восхищали публику Калибек Куанышбаев, Серке Кожамкулов и многие другие.
Художник Чингиз Кенжебаев (1927–1996) – признанный мастер казахской живописи и графики. Родился в Кзыл-Орде. Окончил Алматинское художественное училище (1954) и Московский государственный художественный институт им. Сурикова (1954–1960). Член Союза художников СССР (1961). 
Его работа «Чай по-казахски» (1991), безусловно, относится к шедеврам казахской живописи, не случайно именно она стала символом галереи «Жаухар»  –  так емко и ярко в ней сконцентрированы образ и тема – любовь к своей земле. Столько в этой работе настоящего теплого живого чувства и одновременно таинственного древнего духа! Эта работа – как символ-знак, в котором каждый элемент – неотъемлемая часть целого: и темный профиль таинственного самовара, напоминающего очертаниями волшебную лампу Аладдина, и яркие привычные узоры старинного текемета, и превращенные верхним ракурсом в круги – блюдо, лепешка, пиала – все здесь выглядит праздничным, все пронизано радостным настроением, с которым всегда ждут и встречают гостей на казахской земле. Особенно на юге. Такое умение даже в небольшой работе, даже в «простом» жанре – переходить от бытового к бытийному – встречается редко и отличает настоящего большого художника.  
Койшыбек Мамаков (1945–1992) – казахстанский художник-живописец, график. Член Союза художников СССР. Тоже родился и всю жизнь прожил в Кзыл-Орде. Основная тема его творчества – пейзажи. И хотя казахская живопись богата талантливыми пейзажистами, но его работы отличаются от всех и запоминаются сразу. Настолько они точные, лаконичные и графически выразительные. Именно благодаря этим своим качествам они обладают особым символизмом. 
«Ала-тау. Осень» (1989) – типичный для Мамакова пейзаж с крупным первым планом, с декоративной ясностью композиции, с форсированным цветом и стилизованной формой. Все его пейзажи написаны с натуры, но это не простое пассивное отражение реального природного мотива, это всегда его преобразование, преображение.
Чингиз Кенжебаев и Койшыбек Мамаков – художники разных поколений, но с таким единым чувством радости жизни, которое проявляется в колорите кызылординской живописной школы особенно ярко. И еще на один момент хочется обратить внимание: несмотря на то что оба этих шедевра написаны в трудные девяностые, в них столько надежды и веры в светлое будущее, что нам сегодня впору этому поучиться. Поучиться видеть светлую сторону жизни. Несмотря на все обстоятельства…
Произведения этих живописцев хранятся в фонде Государственного музея искусств Казахстана им. А. Кастеева, а также в коллекции картинной галереи «Жаухар».

Ольга БАТУРИНА,  искусствовед, 

профессор КазНАИ им. Т. Жургенова,

куратор галереи «Жаухар» 

Смотрите также: