Главная  /  Статьи  /  Творческое счастье Ольги Кужеленко и Леонида Леонтьева

Творческое счастье Ольги Кужеленко и Леонида Леонтьева

Соб. инф
2214
Творческое счастье Ольги Кужеленко и Леонида Леонтьева скачать фото
В истории казахской живописи фигуры, сыгравшие особую роль в ее становлении

В копилке казахстанской живописи уйма великолепных работ. Каждая картина – это прямой эмоциональный диалог между художником и зрителем, это рассказ каждого мастера о своем мироощущении, своем времени и народе, о незыблемых нравственно-культурных ценностях. Есть среди них корифеи, положившие начало развитию отечественной живописи, имена которых известны далеко за пределами нашей республики и труд которых отмечен самыми высокими наградами. Есть и мастера, не удостоенные при жизни званий и почестей, но произведения которых также берут за душу. Их необычайно теплые, жизнелюбивые работы не должны быть забыты. Мы открыли специальную рубрику, чтобы знакомить читателей с незаслуженно забытыми картинами отечественных художников.

 

Есть в истории казахской живописи фигуры, сыгравшие особую роль в ее становлении. Благодаря которым возник ее узнаваемый и неповторимый облик, в судьбе которых – прямая связь европейских живописных традиций с отечественной художественной школой.
Например, Александр Риттих – выпускник не только МГУ, но и легендарных художественных академий Вены и Мюнхена начала ХХ века. Живописец, в полной мере владеющий всеми приемами классической живописи, с ее строгостью линий и форм, световоздушной средой и колоритом. Именно у А. Риттиха училась Ольга Кужеленко (1911-2001), когда приехала в Алма-Ату из Днепропетровска в 23-летнем возрасте. Его студия открылась в 1933-м, а в 1938 году в Алма-Ате открывается художественно-театральное училище, которое будет главным художественным центром республики на долгое время. Одним из легендарных преподавателей училища, воспитавшим целую плеяду казахстанских живописцев, станет Леонид Павлович Леонтьев (1913-1983).
Именно о них сегодня и пойдет речь – о чете талантливых живописцев, счастливых в творчестве и любви супругах-соратниках – Ольге Кужеленко и Леониде Леонтьеве. Они встретились в Алма-Ате в 1939 году. Оба твердо знали, что посвятят свою жизнь только творчеству. Леонид Павлович Леонтьев, как успешный выпускник института им. И. Е. Репина Академии художеств СССР (был учеником А. Е. Карева, Е. Е. Лансере), по распределению попал в Казахстан, где сразу же был назначен начальником Изоотдела Управления по делам искусств и начал свою преподавательскую деятельность в художественном училище. Преподаванию будет отдано 20 лет жизни. Но все-таки главное место в его судьбе занимала живопись.
Художественный метод Леонида Леонтьева меняется, но в его произведениях всегда чувствуется отзвук тех авангардных художников, которые оказали влияние в самом начале творческого пути: Марка Шагала, Павла Филонова и вообще – русского авангарда ХХ века. Он всегда прорывается в работах Леонтьева, через весь, подчас вынужденный, соцреализм.
Пейзаж Л. Леонтьева «Красные кусты» написан в 1963 году – время творческой зрелости художника. Это камерный этюд, написанный явно на пленэре. На первый взгляд это живой и непосредственный отклик на момент природы. Но когда формат у картины такой небольшой, каждый элемент начинает играть особую роль. Все здесь обнажено – и выразительность, и смысл. Если посмотреть на него чуть подольше, то можно увидеть, как все подвижно: каждый отдельный мазок – и ветки, и стволы; как пританцовывает маленькая рощица, как даже линия горизонта начинает круглиться, обнаруживая круглую спину холма. Это всегда удивительно почувствовать, как на таком маленьком формате и с таким минимумом выразительных средств возникает вдруг ощущение пространства, движения, появляется настроение, эмоция, даже начинает звучать негромкая, но бравурная мелодия!
Л. Леонтьев работал в разных жанрах. В том числе и жанре портрета, который занимал особое место в советской живописи. В нем озвучивался главный советский миф – «Все во имя человека, все на благо человека». Но лучшие портреты у него получались тогда, когда он писал людей творческих, близких по духу: С. Калмыкова, Р. Багланову, С. Ходжикова, Н. Нурмухамедова и других.
Ольга Дмитриевна Кужеленко – также мастер портрета. Она, как и супруг, с удовольствием писала портреты тех людей, которых хорошо знала и любила. Но главный ее жанр, в котором открытия и свершения – это натюрморт. В натюрмортах О. Кужеленко – хроника ее личного пространства, философия ее жизни.
«Натюрморт с платком» (1987) несомненно, относится к шедеврам творчества О. Кужеленко. Тихий мир вещей здесь, благодаря насыщенности красок, вовсе не тихий. Краски его звучные, форсированные – настоящий пир для глаз. Декоративность, нарядность и полная свобода говорят о виртуозном мастерстве художника. Яркий ультрамарин платка с пылающими розами создает такое активное пространство, что вокруг него возможна уже только пустота. Верхний ракурс позволяет объять всю эту красоту единым взглядом. Меня часто удивляло, насколько точнее и смелее советские живописцы обращались с цветом. Насколько колорит их картин убедительнее многих сегодняшних. Может быть, все дело в самих красках? И современный акрил – не полноценная замена классическому маслу…
Леонид Леонтьев и Ольга Кужеленко – яркие и разные живописцы, но объединяет их не только тот факт, что сегодня их произведения – это золотой фонд казахской живописи, но их общее отношение к жизни, которое проявляется в каждой работе – с надеждой, любовью и радостью!

Ольга БАТУРИНА,

искусствовед, профессор КазНАИ

им. Т. Жургенова, куратор галереи «Жаухар»

Смотрите также: