Главная  /  Статьи  /  Идеалы и символы эпохи в живописи Эмилии Бабад и Ивана Бондаренко

Идеалы и символы эпохи в живописи Эмилии Бабад и Ивана Бондаренко

Соб. инф
2037
Идеалы и символы эпохи в живописи Эмилии Бабад и Ивана Бондаренко скачать фото
1960–1970-е годы – своеобразный «золотой век» советской культуры

1960–1970-е годы – своеобразный «золотой век» советской культуры, надежды которого не оправдаются, но тем прекраснее (чем недостижимее) будут его идеалы. «Оттепель» обнадежила, но не реализовала большую часть устремлений художников. Тем не менее взгляд их был переведен с реалистического ракурса в символический.


В искусстве, как известно, есть два главных вопроса: «что сказать» и «как сказать». В семидесятые годы ХХ века в казахстанской живописи происходят перемены. Усилия художников теперь направлены на поиск новых художественных форм и выразительных средств, сконцентрированы на метафизическом, поэтическом восприятии окружающей действительности.
Гармония собственно произведения искусства теперь заботит художника значительно сильнее реалистичного правдоподобия. Образы картины как бы переводятся в более отвлечённый план, ускользают из локальной ситуации в область философских вопросов бытия. Если прибавить сюда также некоторую загадочность, наличие тайны как составного элемента сюжета, то всё это невольно заставит нас вспомнить о поэтике романтизма.
Представляем два шедевра той эпохи: «Натюрмотр с хлебом» Э. Бабад и «Розы» И. Бондаренко. Живописцы Эмилия Наумовна Бабад (1912–1990) и Иван Андреевич Бондаренко (1928–1994) – знаковые фигуры эпохи. Представленные работы написаны в период их творческого расцвета.
Эмилия Наумовна Бабад родилась в Киеве. В 1934 г. окончила курсы при Киевском художественном институте у Л. Крамаренко. В Алма-Ате работала с 1937 г. Натюрморт – главный любимый жанр ее творчества. Несмотря на то, что жанр этот камерный, ее натюрморты подобны монументальным произведениям, с их сезанистским обобщением формы, с их декоративной выразительностью, с их почти фресковым звучанием. В своих работах она как бы проявляет первоэлементы мира, оставляя в поле зрения только самое значительное и важное, вынося за скобки детали и частности. Не проявляется фактура предметов, освещение – вообще, все, что может измениться. Остается только неизменное – форма и пространство. Благодаря такому формату живописной изобразительности появляется всеобъемлимость философского ракурса.
Иван Андреевич Бондаренко родом из Алтайского края, в Алма-Ату попал после службы в армии (участвовал в Великой Отечественной войне). Здесь поступил и окончил художественное училище им. Н. В. Гоголя (1952–1957). Учился у А. М. Черкасского, Л. П. Леонтьева, С. А. Мамбеева, К. Шаяхметова, П. Я. Зальцмана.
Сохранение дистанции между искусством и житейской суетой – одна из характерных черт творчества Ивана Бондаренко. Его работы таинственны и поэтичны, они близки выразительному символизму Серебряного века. Удивительно нежная, утончённо-сложная, серебристая гамма его полотен созвучна живописным картинам-гобеленам М. Борисова-Мусатова. Лишаясь конкретно-материальных, прозаических черт, сюжеты его картин преобразуются в образную формулу, получают своё символическое прочтение, типизируются, очищаясь от мелких частностей, от подробных деталей достоверности, переходят в иную плоскость – поэтическую.  Это живопись-элегия, возвышенная и прекрасная. Впечатление производит не правда видения, а красота живописи, свободной, радостной и сложной.
И. Бондаренко выработал собственный подход к работе. Художник осваивает реальность в этюдах, чтобы затем «забыть» её и написать картину по воображению, по воспоминаниям. Этот способ даёт определённые преимущества. Он позволяет более свободно выразить идею, фиксируя только общие впечатления от натуры.
Творчество для Ивана Андреевича – всегда праздник и наслаждение. Он работал легко, неутомимо, без напряжения.  Это лёгкость виртуоза, дарованная, как награда за труд, живописцу, который всегда следовал своему призванию.
К идеалу можно бесконечно приближаться, но достичь его нельзя. Эта недостижимость манит, увлекает и Эмилию Бабад, и Ивана Бондаренко, и вообще лучших художников того времени, произведения которых можно увидеть в коллекции картинной галереи «Жаухар».

О. В. БАТУРИНА, 

искусствовед, профессор КазНАИ 

им. Т. Жургенова, куратор галереи «Жаухар»

Тематика:   живописькультура

Смотрите также: