Главная  /  Статьи  /  Галерея забытых шедевров

Галерея забытых шедевров

Соб. инф
2315
Галерея забытых шедевров скачать фото
В копилке казахстанской живописи уйма великолепных работ

В копилке казахстанской живописи уйма великолепных работ. Каждая картина – это прямой эмоциональный диалог между художником и зрителем, это рассказ каждого мастера о своем мироощущении, своем времени и народе, о незыблемых нравственно-культурных ценностях. Есть среди них корифеи, положившие начало развитию отечественной живописи, имена которых известны далеко за пределами нашей республики и труд которых отмечен самыми высокими наградами. Есть и мастера, не удостоенные при жизни званий и почестей, но произведения которых также берут за душу. Их необычайно теплые, жизнелюбивые работы не должны быть забыты. Мы открываем специальную рубрику, чтобы знакомить читателей с незаслуженно забытыми картинами отечественных художников.

 

Два шедевра пейзажной живописи Казахстана

Пейзаж – особый жанр в истории казахстанской живописи. С одной стороны, нет у нас ни одного художника, который бы не писал пейзажи, с другой – «чистый» пейзажист всего один – это Жанатай Шарденов. Живописец, который создал свой тип пейзажа – пейзаж-экспрессию, пейзаж-импровизацию, который радикально реформировал этот жанр.
Как известно, культуру формирует география. Роскошная и разнообразная природа Казахстана заставляла вглядываться и любоваться ею всех, кто встречался с ней впервые. Пейзажи Черкасского и Шарденова при всем их различии объединяет восхищение и любовь к казахской земле, а еще – огромный талант обоих мастеров.
Путь Абрама Марковича Черкасского (1886–1968) в Алма-Ату был длинным и полным испытаний, но именно здесь он обрел свою почву, свой дом, нашел признание. Из Киева в Караганду (4 года Карлага), потом Актюбинск и, наконец, в 1941 году (когда мастеру уже исполнилось 55 лет) – Алма-Ата, где он много лет, почти до конца своей жизни, был профессором художественного училища им. Н.В. Гоголя. Именно здесь пересеклись впервые их пути – Абрама Марковича Черкасского и Жанатая Шарденова. Разница в возрасте между учителем и учеником была 41 год, разница в уровне художественного образования – тоже существенная. За плечами у Черкасского была Петербургская академия художеств, преподавание в Киевском художественном институте. А Жанатаю Шарденову на момент поступления в училище только-только исполнилось 16 лет. Впереди у него – учеба в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, но главное – самостоятельный путь, полный поисков и экспериментов. 
Черкасский пишет в основном сады, аллеи, парки, Шарденов – пристально смотрит на горы, любимая тема Черкасского – ранняя весна, Шарденов влюблен в зиму.
Картина Черкасского «Ранняя весна» (1964) – стремительная эмоциональная импровизация, полностью построенная на живом, непосредственном, эмоциональном натурном впечатлении. 
Приоритет «весенней» темы в творчестве Черкасского указывает на его внутреннее, подсознательное стремление к обновлению, к началу новой жизни. 
Этюд «Ранняя весна» написан широко, пастозными мазками, пропитан ощущением солнечной весенней сырости, благодатной влаги, предшествующей любому произрастанию. Здесь очень точно воссоздана атмосфера алматинской ранней весны, с её бурной энергией прорастания, с её стремительностью и лучезарностью. Черкасский чутко чувствует мир природы. Через свои пейзажные произведения умеет сказать о многом человеческом, хотя именно человеческих фигур в его пейзажах почти не встречается. 
Жанатай Шарденов – живописец, отличающийся особым, с первого взгляда узнаваемым почерком. Несмотря на это, признание к нему пришло поздно. Слишком он не вписывался в контекст своего времени, не оправдывал надежд официального искусства, занимался жанром, который котировался в системе советских художественных иерархий крайне низко. Пейзаж казался жанром столь незначительным, несущественным, что его не касалась цензура. 
Шарденов – чрезвычайно эмоциональный живописец. Его темперамент проявляется в каждом этюде, в каждом штрихе, в насыщенности цвета и разнообразии форм и движений мазков. Он мыслит цветом, он строит форму пятном, обходясь без линий.
«Городской пейзаж» (1970-е) Жанатая Шарденова относится к его раннему творчеству, когда экспрессия его письма строится не только на контрасте цвета, тона, но, главным образом, на подчёркнутой шероховатости масляного письма, часто доведенной до предела. Каждый мазок Шарденова осязаем, наполнен энергией движения. Уловив главную цветовую гармонию природного момента, художник додумывает её, видоизменяет природное, чтобы подчеркнуть, заострить, создать свой собственный отклик, отзыв на наблюдаемый мотив.
Живопись Шарденова становится абсолютно новым, в некотором смысле иным, не характерным для изобразительного искусства Казахстана явлением. Показателен эпизод, когда легендарный американский живописец Рокуэл Кент, будучи в гостях в ГМИ им. А. Кастеева, из всех предложенных ему на выбор работ казахских живописцев уверенно выбрал в подарок именно полотно Жанатая Шарденова.
«Ранняя весна» Черкасского и «Городской пейзаж» Шарденова хранятся в коллекции художественной галереи «Жаухар».

Ольга БАТУРИНА, искусствовед, 

профессор КазНАИ им. Т. Жургенова, 

куратор галереи «Жаухар»

Смотрите также: