Главная  /  Статьи  /  Комиссия по земельной реформе – площадка конструктивного диалога

Комиссия по земельной реформе – площадка конструктивного диалога

Оксана Давыдова
1866
Комиссия по земельной реформе –  площадка конструктивного диалога скачать фото
Первое заседание комиссии по земле в Астане – сплошной семичасовой раунд, без перерывов на обед и кофе

Первое заседание комиссии по земле в Астане – сплошной семичасовой раунд, без перерывов на обед и кофе. Здесь около 70 человек – каждый со своими доводами за и против, убеждениями, переживаниями. И каждому надо высказаться. Пропустить первую встречу пришлось лишь нескольким членам комиссии. Их ждут на следующих заседаниях. Участники договорились образовать рабочие группы по четырем направлениям и собираться каждую неделю в субботу для предметного обсуждения вопросов по земле.

Напомним

В начале мая Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил мораторий до 2017 года на ряд норм Земельного кодекса, вызвавших в обществе резонанс. Глава государства в очередной раз подверг критике работу по разъяснению изменений. Президента возмутил тот факт, что до населения изначально не донесли мысль о том, что земельные участки сельскохозяйственного назначения не будут продаваться иностранцам. В отставку ушли два министра – национальной экономики и сельского хозяйства. Нурсултан Назарбаев поручил создать комиссию для обсуждения и разъяснения норм Земельного кодекса и выработки предложений.
На днях премьер-министр Карим Масимов подписал распоряжение «О создании комиссии по земельной реформе». Документом были утверждены общие положения, задачи, организация и порядок работы комиссии, а также ее состав. В состав вошли 75 человек из числа общественных деятелей, членов правительства, парламентариев, аграриев, ученых, неправительственных организаций, бизнес-структур.

Голос каждого важен

Открывая встречу, первый заместитель премьер-министра РК, назначенный руководителем этой комиссии Бакытжан Сагинтаев проинформировал, что ее состав представлен всеми регионами республики.
– Состав комиссии представляет весь спектр общественных интересов по земельному вопросу. К нашей комиссии также подключатся общественные советы при акиматах городов Астана и Алматы и областей. Прошу всех членов комиссии принять активное участие в рассмотрении данного вопроса. Голос каждого важен. Заседание комиссии проходит в открытом формате. Каждый может получить полную и исчерпывающую информацию, – сказал он.
Первый заместитель Председателя партии «Нұр Отан» Мухтар Кул-Мухаммед в свою очередь отметил:
– Глава государства, объявляя мораторий, ясно и четко подчеркнул, что мы не нуждаемся в законе, который не устраивает народ. Поэтому его нормы должны быть доведены до широкой общественности. Этим Елбасы ещё раз доказал всем нам, что он является подлинно народным Президентом. Именно для этих целей создана наша комиссия.
Комиссия является действительно всенародной, в ее состав  вошёл весь спектр представителей гражданского общества – руководители всех политических партий, ученые, известные бизнесмены аграрного сектора, НПО, представители экспертного сообщества и активисты из регионов. Принципы работы комиссии полностью соответствуют передовым демократическим стандартам государственного управления: все члены комиссии имеют право голоса, все предложения и замечания принимаются к рассмотрению. Комиссия является инструментом прямого участия народа и всего общества в принятии конкретных решений. Такой же равноправный и открытый диалог с гражданским обществом в регионах призваны обеспечить общественные советы при акимах, куда также вошли все представители гражданского общества.
Для каждого казахстанца земля не просто экономический ресурс, это духовная ценность, равнозначная независимости. Первостепенным приоритетом наших усилий должно быть сохранение единства и стабильности в нашем обществе. Поэтому члены комиссии должны приложить все усилия для того, чтобы земельная реформа работала на укрепление независимости, процветание нашей республики и приумножение наших достижений.
Земля должна быть в руках рачительного хозяина, который готов беречь, заботиться и приумножать ее богатство. В этом главная суть земельной реформы. Именно это мы и должны донести до каждого казахстанца, – сказал первый заместитель Председателя партии «Нұр Отан».

Экономический эффект от поправок в Земельный кодекс подсчитан
Министр сельского хозяйств а РК Аскар Мырзахметов вновь рассказал о причинах внесения поправок в Земельный кодекс и о нормах, вызвавших общественный резонанс:
– Аренда земли, частная собственность на землю – это вопрос, который всегда актуален. В 2012–2014 годах прошли работы по учету земельных угодий. По итогам этой работы выяснилось, что 7,3 миллиона гектаров земли не используются. Из них 1,6 миллиона гектаров – это пригодные под посевы площади. Балл бонитета почвы за 15 лет снизился на 17 процентов. Использование минеральных удобрений снизилось в четыре раза, органических – в 30 раз. Поэтому, учитывая эти факты, нам необходимо было внести изменения в Земельный кодекс.
Он отметил, что иностранцы не пользуются правом аренды земли на 25 лет:
– Эта норма о продлении срока аренды земли для иностранцев на срок от 10 и до 25 лет родилась не вчера. Она была введена с января 2015 года. То есть эта норма действует уже почти полтора года.
– В 2011 году был поставлен запрет для аренды совместных предприятий с участием иностранцев. Если раньше участие иностранного капитала не учитывалось, то в 2011 году это было запрещено. Теперь же, если доля участия казахстанского соучредителя превышает 50 процентов, то такое совместное предприятие сможет взять в аренду, – уточнил Мырзахметов.
Как он сообщил, сегодня в Казахстане из всех пригодных для возделывания пахотных земель простаивают тысячи гектаров:
– Из всех пригодных для возделывания гектаров земли до сих пор не используются 243 тысячи. Динамика ввода земель из запаса очень слабая. Десять лет назад в запасе у нас было 108 миллионов гектаров, из них только 8 миллионов гектаров были введены в сельскохозяйственный оборот. Это значит, что ежегодно ввод составляет в среднем по 0,8 процента, – пояснил министр.
Другой важный вопрос, по его словам, касается кадастровой стоимости земли.
– В нашей стране в среднем кадастровая стоимость одного гектара богарной земли – 1700 тенге, гектар орошаемой земли намного дороже – 130 тысяч тенге. Согласно поправкам в Земельный кодекс, предусмотрены скидки – по кадастровой стоимости земли предусматривается снижение суммы до 50 процентов. К тому же предусмотрена рассрочка на 10 лет. Например, в Акмолинской области самые плодородные земли стоят сейчас 24700 тенге за гектар, если продать их в течение 10 лет, то аграрий будет платить ежегодно за гектар по 2470 тенге. Конечно, это только для граждан Казахстана и отечественных юридических лиц, – уточнил Мырзахметов.
Следом за ним об экономическом потенциальном эффекте от поправок поведал министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев. Он считает, что вовлечение в оборот 1,7 миллиона гектаров земель обеспечит в течение пяти лет рост ВВП в сельском хозяйстве до 160 миллиардов тенге и позволит создать 27 тысяч рабочих мест. Таковыми были, по его словам, предварительные подсчеты компании McKinsey и профильного ведомства.
– Создание нормального рынка земельных ресурсов необходимо, чтобы привлекать инвестиции. В Казахстане действительно очень много неиспользуемой земли. Даже из тех, которые введены в сельхозоборот, 8–9 процентов не используется. Если есть земли, которые можно ввести в оборот, создать для этого нормальные условия, дать людям приватизировать их, то я не вижу большой опасности в том, чтобы привлекать иностранные инвестиции для развития земельных угодий. Это является распространенной практикой во всех странах, как в развитых, так и в развивающихся. Конечно, земельные вопросы являются неотъемлемой частью истории страны и народа. Здесь могут быть свои особенности. Но однозначно думаю, что необходимо привлекать иностранные инвестиции в сельское хозяйство, особенно в обработку, – заявил министр.
Бишимбаев отметил, что результаты, выведенные в ходе подсчетов, показывают, что принятые поправки в Земельный кодекс положительно отразятся на экономической составляющей земельного вопроса:
– Это даст достаточно существенные результаты, которые резко поднимут и производительность в сельском хозяйстве, и ВВП в сельском хозяйстве, укрепят продовольственную безопасность страны, снизят уровень бедности.
Конечно же, как он уточнил, отношения между сторонами должны регулироваться на уровне подзаконных актов.
– В случае привлечения инвесторов в эту сферу необходимо разработать соответствующие правила и нормы, обязывающие любого инвестора выполнять свои инвестиционные обязательства, которые он берет на себя, – добавил он.
Министр также озвучил данные, согласно которым сейчас в Казахстане производительность труда в сельском хозяйстве в 10 раз ниже показателей стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в два раза ниже показателя России и в полтора раза ниже показателя Беларуси. Как он отметил, необходимость земельной реформы для Казахстана сегодня очевидна.
– Чем больше мы вводим ресурсов в экономический оборот, тем больше отдачи можем получить. В экономическом смысле сомнений нет. Есть, конечно, вопросы, связанные с политикой и социальной стороной, но думаю, что комиссия для этого и создана, чтобы эти вопросы урегулировать. Позиция Министерства национальной экономики такова, что введение частной собственности на землю, создание условий для работы отечественных и иностранных инвесторов в сельском хозяйстве – это все может в итоге сделать эту сферу наиболее инвестиционно привлекательной. Это ключевой вопрос экономики нашей страны. Однако успех этих реформ во многом будет зависеть от правильной реализации их на местах и на всех уровнях, – констатировал Бишимбаев.

Если не примем меры, то никакой пользы не получим

Возможность аренды земель допускает руководитель молодежного движения «Болашак» Даурен Бабамуратов, но при этом уточняет: не всей. К примеру, он предлагает иностранным гражданам отказывать в аренде тех участков, которые находятся вблизи государственных границ.
– Именно те районы и земли, которые находятся на границе, не должны продаваться или арендоваться. Есть очень много территорий, где население не доходит и до 20 тысяч человек. Поэтому мы не должны давать землю в аренду тем государствам, с которыми мы граничим. В особенности это касается земель, находящихся на границе с нашими ближайшими соседями на юге, Кыргызстаном или Узбекистаном, –  уточнил спикер.
К слову, опасения граждан Казахстана по поводу продажи земель иностранцам ранее уже комментировали в Министерстве национальной экономики РК. В ведомстве заявили, что государство через процедуру регистрации в органах юстиции контролирует соблюдение ограничений, установленных для иностранцев.
Что касается приобретения иностранцем доли в казахстанской компании, то, как пообещали в министерстве, за этим будут строго следить. Государство будет выявлять такие факты путем взаимодействия информационных систем, которые содержат сведения о размерах долей участников юридических лиц и всех юридических лиц – собственников земельных участков. В случае выявления юрлиц, имеющих право собственности на земельные участки, доля иностранцев в которых превышает 50 процентов, информация будет отправляться в акимат. Власти, приняв сигнал, будут проводить работу по отчуждению, переоформлению земельного участка на право аренды или обращению в суд с иском о его возврате.
Наряду с членами комиссии по земельной реформе, которые высказались категорично по вызвавшим резонанс поправкам в Земельный кодекс, тех, кто находит их положительными, оказалось большинство. Правда, прозвучало много предложений, что необходимо еще учесть или скорректировать. К примеру, депутат сената Парламента РК Куаныш Айтаханов не против продажи земли, но с установкой определенного лимита. Он внес предложение по совершенствованию земельного законодательства, предложив ввести ограничение на площадь продаваемых земель.
– Основная наша цель, цель поправок в Земельный кодекс – определить хозяина земли, повысить ее плодородие, повысить эффективность использования. Определить хозяина можно путем продажи земли в частную собственность. Некоторые граждане имеют несколько сотен тысяч гектаров земель. Из этих площадей есть те, что не используются. Поэтому мы должны определить размер и ввести ограничение на приобретение земель. Должен быть установлен пороговый уровень на одного человека. В этом вопросе необходимо учесть расположение земель, климат и другие особенности. Люди  должны относиться как хозяева к этой земле. Собственник должен  производить сельскохозяйственную продукцию. Он должен и сам разбогатеть, и  обеспечивать продукцией нашу страну, – полагает Айтаханов.
В свою очередь ректор Казахского аграрно-технического университета имени С. Сейфуллина, занимавший в свое время пост министра сельского хозяйства РК Ахылбек Куришбаев выступил за необходимость продажи земли в частную собственность. Наряду с этим он считает нужным сохранить институт предоставления земли в аренду. Правда, в обоих вопросах глава вуза настаивает на справедливом подходе к распределению площадей.
– У нас есть несправедливость в распределении земель. Если говорить о мировом опыте, то у них тоже при распределении земли одному человеку много не дают. У них утверждены определенные размеры. У нас сегодня есть несколько компаний, например на севере Казахстана, которые имеют 500 тысяч гектаров. Это неправильно и с точки зрения национальной безопасности, а также это препятствует развитию конкуренции. Поэтому  в законодательство необходимо ввести соответствующие изменения, – сказал Куришбаев.

Почему плохо разъяснили казахстанцам поправки

в Земельный кодекс?

Тем временем другие участники комиссии по земельной реформе попытались разобраться, почему на местах плохо провели разъяснительную работу с населением по нормам Земельного кодекса. Член фракции партии «Нұр Отан» в мажилисе Парламента РК, депутат Бекболат Тлеухан возложил ответственность в этом вопросе на правительство. По мнению парламентария, по таким важным моментам, как земля, необходимы первым делом конкретные объяснения.
– Да, народ встревожился, многие поверили дезинформации: они услышали, что земля продается. Но на самом деле это не так – земля не продается. Это плохая работа правительства, что оно не вело разъяснительную работу. Нужно было объяснять конкретно, – указал он.
Тлеухан также предложил каждому члену комиссии изложить свои доводы в письменной форме, чтобы по итогам заседаний сформировать общее резюме.
– Земля нам досталась от предков, это наша ценность, кормилица. Мы должны бороться, но и должны опасаться, что люди могут пойти по неверному пути – этого должны бояться. Мы собрались для такой работы, в ходе которой должны прийти к единому мнению. У всех в сердцах есть боль за народ, за землю, это нас должно направлять для того, чтобы работать. Давайте сегодня поговорим, а после будем вносить свои предложения письменно, потому что иначе разговоры будут идти бесконечно, – констатировал депутат.
Член фракции партии «Нұр Отан» в мажилисе Парламента РК, депутат Артур Платонов, так же как и его коллега Тлеухан, выразил озабоченность тем же вопросом – поиском ответственного за плохое разъяснение.
– Много говорят о том, что большое число казахстанцев недовольны реформами. Задавались ли в обществе вопросом, а представляли ли им рациональные аргументы? Никто этим не занимался. Людям не объяснили все стороны обсуждаемого вопроса. Отсюда можно сделать разные выводы: умышленно это было сделано или нет. Эмоции выходят тогда, когда есть недостаток рациональных аргументов, – высказал свою точку зрения мажилисмен.
По его словам, проблема носит комплексный характер.
–  Никто из чиновников, в том числе и на местах, не провел разъяснительную беседу. Это и привело к недопониманию выдвигаемых законодательных инициатив. Демократия – это власть большинства при уважении к правам и  мнению меньшинства. Поэтому хотелось бы обратить внимание еще и на то, что мы потеряем, если этот закон, пусть с какими-то определенными поправками, нюансами, не будет принят и что потеряют люди. Люди искренне переживали и их искренним эмоциональным порывам есть объяснение, а кто-то преследовал другие цели, – добавил парламентарий. – Никто не говорит о том, что многим странам, которые сейчас наводнили Казахстан своим, извините, барахлом, в том числе и продуктовым, с ГМО, крайне невыгодно, чтобы Казахстан развивался: ни промышленно, ни сельскохозяйственно. Потому что они рассматривают нас в основном как рынок сбыта. Простой пример – это окорочка. Тем, кто сюда экспортирует окорочка, плевать на наше птицеводство. То же самое происходит и по всем другим параметрам, – аргументировал депутат.
Мухтар Тайжан, президент фонда Болатхана Тайжана, заметил в ходе дискуссии:
– Я думаю, что к общему знаменателю прийти можно, если вот так друг друга слушать и слышать. Нашим местным сельхозпроизводителям, крестьянам, нужно создать все условия, чтобы они могли работать.

Первые итоги: созданы четыре рабочие группы

Итоги первого заседания комиссии по земельной реформе подвел Бакытжан Сагинтаев. В целом заседание началось в 10 утра и продлилось до 17 часов дня без перерыва.
– Вы сами видели, что мы в течение семи часов сегодня обсуждали самые важные вопросы. Выступили 63 человека. Никакого ограничения по времени для выступающих практически не было, и все сказали то, что хотели, – сказал первый вице-премьер.
Сагинтаев также отметил позитивный настрой на беседу с обеих сторон – власти и представителей аграрной сферы, общественности. Результатом общих договоренностей стало создание рабочей группы по нескольким направлениям в рамках комиссии.
– Конечно, сначала было какое-то недоверие, что мы – люди власти, а вы из общественных объединений, от имени народа. В ходе разговора все эти сомнения развеялись. Мы хорошо поговорили и договорились таким образом: мы создаем рабочие группы в рамках нашей комиссии по нескольким блокам – правовая, экономическая, разъяснительная и надзорная. Из числа членов комиссии будут отобраны руководители этих групп, и со следующей комиссии мы начинаем работать по блокам. Чтобы не возникало ощущения, что собрались и разошлись, предлагаю собирать комиссию каждую субботу. Народ ждет нашего ответа, – констатировал первый вице-премьер.
Вдобавок он проанонсировал тему следующего заседания.
– Заседания будут проходить каждую субботу в здании Национального музея РК, пока работа не завершится. В следующий раз у нас уже будет предметный разговор. Мы будем обсуждать тему продажи земли гражданам Казахстана. Где-то после пяти-шести заседаний, когда мы отработаем основные блоки, мы будем выезжать по регионам и обсуждать в рамках общественных советов, которые созданы при акиматах. Я думаю, мы цели сегодня достигли – все высказались, и все готовы работать конструктивно в рамках комиссии, – заключил Сагинтаев.

Оксана ДАВЫДОВА, Астана
 

Комментарии

У нас огромный потенциал

Темирхан Досмухамбетов, руководитель агропромышленного холдинга «Байсерке-Агро», Алматинская область, Илийский район:
– Если посмотреть на сельское хозяйство с точки зрения государственного масштаба, существует огромный неиспользуемый потенциал на миллиарды долларов. Нужно ввести эти земли в оборот и использовать по назначению. Для того чтобы развивать современное садоводство, нам нужны западные технологии, нужно проработать механизм развития участия иностранцев.
Считаю, что землю надо давать в частные руки. Когда крестьянин получит эту землю, он заложит ее в банк, получит кредит и будет обрабатывать свою землю. Я однозначно считаю, что землю надо давать в аренду, даже иностранцам, но определить сроки. Это будет зависеть от того, какие инвестиции будут вкладываться. Если инвестиции большие, можно дать в аренду, допустим, до 10 лет, а, если еще больше, то до 25 лет. Сегодня средств не хватает на развитие сельского хозяйства. Бюджет государства очень маленький, и его надо правильно использовать.
В качестве примера он привел свой собственный.
– Например, я сам имею опыт хозяйствования вместе с иностранной компанией из Южной Кореи. Они вложили в теплицу 10 млн долларов. Сегодня я с одного гектара получаю 60-70 килограммов самых качественных помидоров и огурцов. Потому что они завезли мне инновационные технологии. Все на компьютере, все очень четко работает. Когда специалисты проводили исследования, сказали, что это самые лучшие помидоры. Наши помидоры и клубника взяли первое место на международном конкурсе. Нам надо население научить, как правильно получать прибыль.
Сегодня не секрет, что многие наши сельхозпроизводители взяли по 500-600 тысяч гектаров земли и ничего не делают. У них нет ни техники, ни возможности. Комиссии надо обсудить, как правильно распределять земли.
Наши банки плохо работают. В залог они требуют в три-четыре раза больше, чем дают кредиты. Вот здесь нам надо вместе с комиссией поработать.

Мы должны найти хозяина земли

Кенжегали САГАДИЕВ, академик, Астана:
– За последние 15-20 лет сельхозземли сокращаются ежегодно. Это проблема, над которой нам нужно думать. У нас 10 процентов трудовой продуктивности, это меньше, чем в России и Беларуси. У нас все дорого – вся продукция, которая производится, никто не может быть конкурентоспособным. Нужна ли нам такая экономика? У нас есть территория, но мы сами довели нашу землю до такого состояния. Мы должны найти хозяина, и это должно быть не на словах. Какие льготы, какие возможности? Как мы можем народ мотивировать заниматься землей? Это надо рассматривать.
Если эти земли остаются без хозяев, без присмотра, если мы не примем мер, то никакой пользы от этого не получим, все останется на словах. Глава государства предложил рассмотреть по поправкам, там есть очень хорошие моменты. Мы должны ознакомиться с мнением народа, проанализировать и после этого принять решение. Наша цель – понять друг друга. Я всех призываю, чтобы мы приняли общее решение. Если мы достигнем цели, мы сохраним мир среди нашего народа.

Приход инвесторов на земли Казахстана даст рост экономике страны

Куаныш АЙТАХАНОВ, депутат сената, Южно-Казахстанская область:
– Все наши ресурсы – нефть, газ, уголь и железо – имеют свойство заканчиваться. Если мы будем ухаживать за землей, следить за ее плодородием, она каждый год будет давать хороший урожай, мы обеспечим внутреннюю потребность, а остальное сможем экспортировать за рубеж и получать за это валюту. Нам необходимо эффективно использовать землю. Однако для этого у нас сегодня не хватает финансовых средств. Вопрос передачи в аренду иностранцам земель проистекает из этого.
Таким же образом, как Казахстан привлекал инвестиции для добычи природных ресурсов и получал от этого прибыль, так и с земли можно получать  доходы. Для этого мы должны предоставлять в аренду земли иностранцам и таким образом привлекать инвестиции. К примеру, если к нам придут инвесторы из таких развитых государств, как Франция, Германия, Израиль, Дания, почему бы нам не передать им  в аренду землю? Такая практика в республике уже существует. К примеру, в Акмолинской области американские инвесторы выращивают племенной крупный рогатый скот. В 2013 году ими было отправлено на экспорт около двух тысяч тонн мяса. Но инвесторам надо поставить условие, чтобы они не привозили с собой людей, пусть привлекают рабочую силу из местных жителей, граждан Казахстана.

Нам нужна переработка

Кайрат БИСЕТАЕВ,  председатель объединения юридических лиц «Союз картофелеводов Казахстана», Костанай:
– Мы сейчас от Союза картофелеводов активно ищем инвестора, который придет сюда не работать на земле, мы сами это можем, а нам нужна переработка. Вся сельхозпродукция, которая сегодня производится, только тогда имеет смысл, когда имеет возможность быть реализованной, востребованной на рынках.
Стыдно кормить только свою страну, когда имеем потенциал кормить и Россию, и Китай, и Иран, и всю Среднюю Азию. Нам нужна переработка. Не было ее, и никто в этом не виноват. Поэтому мы должны сегодня сюда приглашать тех, кто умеет это делать, кто имеет технологии и деньги.
Иностранные инвесторы считают Казахстан спокойной и стабильной страной. Из-за этого они охотно соглашаются организовывать здесь бизнес и внедрять инновации. Они хотят сюда прийти и строить здесь современный завод, но они говорят, что им нужна земля в аренду. Чтобы взять землю в аренду, туда нужно вложить около 12 млн долларов. Через семь-восемь лет это окупится. Его позиция вполне понятна и всех устраивает. Почему мы должны не давать ему эту возможность?
– Я и многие мои коллеги были очень огорчены тем, что объявили этот мораторий. Но зато у нас появилась такая уникальная беспрецедентная возможность – в таком солидном кругу попытаться разобраться в этом сложном и важном для каждого жителя Казахстана вопросе. Частная собственность на землю – это мощный гарант, дающий человеку спокойно смотреть в будущее. Я тоже прошел долгий, тернистый путь к пониманию этого вопроса. Я уверен, что сейчас созрел для того, чтобы закупать землю. Очень грамотные люди работают в сельской местности. Они вкладывают очень большие деньги.

Диалоговая площадка создана, чтобы развеять слухи

Марат Башимов, директор Экспертного института европейского права и прав человека, Астана:
– Давно у нас в Казахстане не было столь представительных диалоговых площадок, на которых бы обсуждались такие важные вопросы, касающиеся общественных отношений. К примеру, земельных вопросов, как в данном случае. Многие люди не поняли сути изменений, внесенных в Земельный кодекс. Кто-то распространил  слухи о том, что иностранцы покупают земли Казахстана.
Поэтому, чтобы развеять все сомнения, на этой диалоговой площадке собрались не только представители госорганов, но и политических партий, включая оппозиционные, а также неправительственных общественных организаций.
И уже на первом заседании комиссии начались споры по тому, как принимать решение – большинством голосов или квалифицированным большинством.
Если обратиться к международному опыту, то там земля никогда не пустует, а постоянно находится в имущественном обороте.  Что касается казахстанских земель сельскохозяйственного назначения, они особым плодородием не отличаются.  И нет у нас в стране такой практики, чтобы иностранцы женились на казахстанках, чтобы приобрести в собственность земли сельхозназначения.
Тем более в Казахстане много пустующих, заброшенных земель. К тому же у нас в стране очень рискованный климат для занятия сельским хозяйством. Поэтому поправки, внесенные в Земельный кодекс, преследовали цель реанимировать земельные угодья.
Аренда земли на короткие сроки ее владельцу пользы не принесет, потому что она требует вложений. Многих смутило, что в Казахстане земли будут сдаваться в аренду сроком на 25 лет. Но эти опасения сильно преувеличены. И то, что сегодня актуальный земельный вопрос обсуждается на комиссии, которая, надеюсь, примет конструктивные решения, очень позитивный момент. Все это принесет несомненную пользу.

Представители власти проявили максимум терпения

Айдос САРЫМ, политолог, Алматы:
– От этого никуда не денешься, Земельный кодекс надо дорабатывать. Нет ни одной успешной страны в мире, которая стала бы успешной, не решив земельный вопрос. Причем формулы решения этого вопроса могут быть совершенно разные, и каждая страна в соответствии со своим менталитетом, своей культурой, доминирующим общественным мнением и прочими настроениями должна выстраивать свою модель. Думаю, нам тоже надо свою модель находить, прежде всего, если нас беспокоит иностранное присутствие. Надо решать и вопросы, касаю-щиеся отечественных аграриев. Надо решать вопрос и с людьми, которые хотят или могли бы заняться бизнесом. Сегодня представители власти проявили максимум терпения, насколько это возможно. Если в таком же русле разговор пойдет дальше, результат может быть достигнут.

Созыв комиссии по земельной реформе –

это беспрецедентный случай

Иван САУЭР, генеральный директор агрофирмы «Родина», член президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», Астана:
– Сам факт обсуждения моратория, наложенного на дальнейшее продвижение закона, это уже беспрецедентно. И создание этой комиссии – это тоже факт беспрецедентный. На мой взгляд, главный ключевой момент, который мы сегодня должны провести через все это заседание: мы должны договориться, что мы готовы обсуждать, мы готовы что-то менять, что-то двигать, где-то уступить. Но самое главное – мы должны сегодня отказаться от каких-либо угроз, от каких-либо акций, от каких-либо протестов, манипуляций. На мой взгляд, это ключевой момент нашего сегодняшнего первого заседания комиссии. Дальше будем двигаться, дальше будем развиваться.
Мы часто позволяем себе высказывания. Кто-то говорит от имени народа. Вы посмотрите, что происходит? Ведь почти не высказываются те люди, кто непосредственно работает на земле! Если я не разбираюсь в музыке, какой из меня эксперт в этой сфере? Почему каждый считает возможным и нужным говорить о земле, причем безапелляционно, быть экспертом, говорить от имени всего народа?
Надо действительно народ послушать. Не надо народ провоцировать. Надо донести до сведения народа, пусть народ делает выводы. Потом будем говорить, мы не любим себя, свое отечество, не любим свои технологии, свои заслуги, своих новаторов, отечественного производителя, мы никого не любим, мы не любим отечественный опыт.
За 25 лет мы накопили огромный опыт. Когда-то был пилотный проект приватизации бывшего совхоза «Родина», результатом которого должен был стать итог, что руководитель может приобрести в течение 10 лет 51 процент акций. Это был первый беспрецедентный опыт. Он состоялся. Я готов показать, насколько и как изменилось качество жизни, потому что не надо было ни коллективу, ни руководителю оглядываться назад. Мы выкупили собственность. Причем выкупали все это деньгами, доставая из кармана, зарабатывая их.
Патриотизм выражается не в том, кто громче кричит, не в том, кто больше людей соберет на какую-то тусовку и будет манипулировать. Патриотизм заключается в том, кто что делает. В течение работы комиссии у нас будет очень много возможностей разобраться, понять, где действительно мы должны что-то изменить, где действительно мы должны что-то поправить. Но сегодня мы должны договориться об одном – что мы готовы слушать друг друга.

Нужно создать банк, кредитующий

только сельчан

Азат ПЕРУАШЕВ, депутат мажилиса Парламента РК от партии «Ак жол», Астана:
– Частная собственность – это основа рыночной экономики. В отношении сельского хозяйства частную собственность на землю вообще трудно переоценить. Потому что здесь существуют вопросы нехватки финансирования, отказы банков принимать в залог любое имущество, в том числе и право на аренду земли. Но думаю, что, наверное, не нужно торопиться с приватизацией земли, многие хозяйства сейчас не готовы на это пойти, не готовы покупать. Здесь необходимо идти поэтапно, шаг за шагом и  прежде всего обеспечить прозрачные и справедливые механизмы, чтобы земля доставалась не родственникам и знакомым чиновников, а тем, кто реально будет работать на земле.

Казахстан должен экспортировать сельхозпродукцию

Зауреш БАЙМОЛДИНА, заместитель министра юстиции РК, Астана:
– Всю свою жизнь в своей работе я всегда была нацелена на результат. Причем положительный. И поскольку комиссия была создана, найдутся решения, которые в конечном итоге послужат основой для развития отечественного сельского хозяйства.
Стоит признать, что в данное время есть большие проблемы в этой сфере. И по плодородию почвы, и по ее рациональному использованию, и по вложению инвестиций, что самое главное. Мы все хотим, чтобы Казахстан экспортировал свою собственную сельскохозяйственную продукцию. А чтобы ее производить, необходимо не просто иметь земельный участок, а чтобы он был еще и плодородным. И чтобы все это было, необходимо вкладывать деньги.
Помимо всего, по моему мнению, необходимо, чтобы у казахстанских граждан была возможность не только выкупать земельные участки и приобретать таким образом  частную собственность на землю, но и сохранить право аренды.

Нужно привлекать молодёжь к работе на селе

Мурат АБЕНОВ, общественный деятель,
Астана:

– В этой проблеме, в резонансе вокруг Земельного кодекса я увидел очень серьезную проблему: молодежь очень мало информирована о тех реформах, которые происходят в стране. У них недостаточный уровень финансовых, экономических, юридических знаний. Когда мы поднимаем вопросы земли, как правило, сталкиваемся только с критикой или непониманием одной части, а о других проблемах мало говорим. Например, на сегодняшний день мало объясняется, для чего эти реформы нужны. Мы должны сказать в первую очередь о том, что много земли простаивает, рабочие места создаются, деньги, которые могли быть, получены.
Значит, мы должны сделать так, чтобы не искать инвестора на стороне, не искать иностранцев с деньгами, а больше привлекать молодежь к работе на селе. Когда такой процесс начнется, наши бизнесмены не будут вывозить свои деньги за рубеж, а будут их вкладывать в село. Тогда реформы начнут работать.
Сегодняшнюю молодежь следует учить тому, как правильно обращаться с землей. В этом вопросе рассчитывать только на то, что приедут иностранцы, неправильно. Именно в работе комиссии мы должны обратить внимание на то, что отстоять землю – задача взрослых, а молодежь надо научить, как этой землей завтра пользоваться. Научить тому, как сделать так, чтобы земля нас кормила, чтобы она не простаивала, как стать богаче, развивать бизнес. На этот уровень разговора мы еще не вышли.
Мы до сих пор говорим, продавать или не продавать. Я все-таки надеюсь, что мудрое решение будет принято, острые вопросы исчезнут, но что делать дальше, мы должны думать. Среди молодежи особенно необходимо проводить работу.

Важно, что в комиссии представлены все слои населения

Нурлан ЕРИМБЕТОВ, президент ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана», Астана:
– Позитивный момент усматривается в том, что комиссия создана из представителей всех социальных слоев населения. В нее вошли опытные аграрии, политологи, а также специалисты, представляющие все сферы нашей жизни. Думаю, это нормальное начало. И после взаимных упреков и предложений, надеюсь, все члены комиссии придут к единому мнению и найдут правильное решение по волнующему всех земельному вопросу.

Смотрите также: