Главная  /  Статьи  /  С кем разговаривает скрипка

С кем разговаривает скрипка

Мира Мустафина
2189
С кем разговаривает скрипка скачать фото
Солистка Казгосфилармонии им. Жамбыла скрипачка Галия Бисенгалиева – в мировом топе востребованных молодых музыкантов

После аншлаговых майских концертов  в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла талантливая скрипачка, стипендиат программы «Болашак» Галия Бисенгалиева была приглашена на запись в знаменитую английскую студию Abbey Road Studio. Затем приняла участие в проекте с группой Radiohead. Совместный концерт музыкантов на открытом воздухе собрал 20 000 зрителей. После выступления через несколько часов Галия вылетела в Гавану. На Кубе – концертное турне. А этим летом скрипачка даст концерт в Москве,  в Кремле. Вот в таком напряженном режиме она живет последние годы.


– Концертов, гастролей очень много, часто приходится проводить время в самолетах, – рассказала газете «Литер» Галия Бисенгалиева. – Выступала в Европе, США, СНГ, Южной Корее, Латинской Америке, Индии, и вот прошли концерты на Кубе. Это лучше, чем сидеть на месте, я воспринимаю поездки как отличную возможность показать культурный уровень своей страны, возможность постоянно развиваться, впитывать в себя опыт музыкантов со всего мира.
Галия призналась, что ей импонирует, когда музыкантов сравнивают с вечными  кочевниками.    
– Я вообще думаю, что в Казахстане так много хороших музыкантов именно потому, что мы номады, нам это близко и понятно. Мне пришлось научиться после многочасового полета настраиваться на выступление. Главное – не суетиться и всё разложить по полочкам: я мысленно проигрываю те или иные пассажи, перебираю смену пальцев, смену темпа в произведениях, стараюсь сосредоточиться и настроиться так же, как настраиваю свою скрипку. Перед концертом всегда разминаю мышцы, как в балете или в спорте – это очень важно. На сцену выхожу на полуголодный желудок, но за 15–20 мин. до выхода обязательно съедаю банан, – рассказывает Галия Бисенгалиева.
Из всех концертов ей дороже  концерты на сцене Казахской государственной филармонии им. Жамбыла. Алматинская публика для нее – особенная. А Казгосфилармония им. Жамбыла для скрипачки как дом родной, и это не преувеличение, это связано с отцом – Сагадатом Бисенгалиевым. В следующем году ему бы исполнилось 60 лет. Сейчас уже идет подготовка к концерту памяти, который состоится на сцене филармонии, и в нем примут участие множество известных музыкантов с мировыми именами.
– Чисто внешне я очень похожа на отца, близкие и родные говорят, что я его копия.  К сожалению, плохо его помню, он погиб, когда мне было три года. Но все те, кто знал его, говорят, что он был замечательный человек и талантливый скрипач. Это особенное чувство и большая ответственность, когда продолжаешь дело отца. Он дружил с Михаилом Плетневым, они вместе учились в Москве, сначала в Цент-ральной средней специальной школе при Московской консерватории им. 
П. И. Чайковского, затем в консерватории.  Михаил Плетнев прекрасно помнит его и сегодня, спустя много лет, посвятил ему свое сочинение для соло скрипки с оркестром «Фантазии на казахские народные темы». 
С детства музыка стала для Галии образом жизни. Иначе и быть не могло. Самоотверженное отношение к своему делу – это фамильная черта Бисенгалиевых. 
Галия начала играть на скрипке в пять лет и обучалась в музыкальном колледже им. К. Байсеитовой у профессора Абатовой. В 12 лет выиграла грант в Лондонскую детскую академию музыки, а в 18 лет – грант в Королевскую академию музыки, где оттачивала мастерство в рамках программы «Болашақ». Кстати, Галия в совершенстве знает четыре языка.
– С детства живя и обучаясь в Англии, в пансионе, или интернате по-нашему, я имела возможность наблюдать за студентами со всего света. Многие иностранцы просто не выдерживают жесткого графика, частых переездов, адаптируются не так легко, как наши ребята-музыканты, – поделилась скрипачка.
Музыкальная карьера – тяжелый труд, зачастую бороться приходится с самим собой. И, конечно же, много работать. Только при этих слагаемых приходит настоящий успех. 
Сейчас Галия Бисенгалиева ведет активную концертную деятельность за рубежом и на родине. Рассказывает, что ей посчастливилось плодотворно сотрудничать с такими коллективами мирового уровня, как, например, Королевский симфонический оркестр академии музыки, Opera Simfonia и, конечно, с великими дирижерами, это сэр Колин Девис, Ян Паскаль Тортилиер, Марк Элдер, Тревор Пинок, Фуат Мансуров, Дмитрий Ситковетский, Владимир Ашкенази, Владимир Юровский, Евгений Бушков. А также удалось поучаствовать в мастер-классах Владимира Спивакова, Александра Павловича, Сильвии Розенберг, Тасмин Литтл.
Играет Галия на инструменте Антонио Гальяно. Эта скрипка из коллекции известного лондонского мецената Нормана Розенберга, конечно, ей не принадлежит.  Скрипка создана в 1859 году, для итальянцев это считается поздним периодом, но все равно это настоящая скрипичная классика, утверждает Галия.
Несмотря на молодость, она уже обладатель огромного количества музыкальных наград и званий, таких как посол творческой молодежи Казахстана в Букингемский дворец с Королевой Великобритании Елизаветой II,  обладатель премии «Открытие» (Аргентина, 2015) и премии BBC RADIO (2015).
При таком успехе Галия даже не думает о смене места работы и уж тем более страны.
– Для меня очень важны корни, хочется продолжить традицию классической музыки здесь, в Казахстане. Чтобы мои сверстники, молодое поколение больше интересовались классической музыкой, искусством вообще. Ведь искусство несет в себе гармонию, красоту и вдохновляет нас на что-то светлое и доброе. Время стремительно меняется, наша страна интегрируется в мир, а классическое искусство – важная часть мировой культуры.


 Мира Мустафина, 
фото Константина Князевича, 
Алматы

Смотрите также: