Главная  /  Статьи  /  Власти Турции требуют от Кыргызстана закрытия турецких лицеев в стране

Власти Турции требуют от Кыргызстана закрытия турецких лицеев в стране

Марат Елемесов
1161
Власти Турции требуют от Кыргызстана закрытия турецких лицеев в стране скачать фото
Подобного рода предложения не раз получал и Казахстан

Министр иностранных дел Турции  Мевлют Чавушоглу в ультимативной форме потребовал от властей Кыргызстана закрыть сеть турецких лицеев, работающих в стране. Это не первая попытка официальных турецких лиц прибегнуть к своему влиянию для закрытия сети образовательных учреждений, которые славятся высокими стандартами обучения и представлены во многих странах мира. Подобного рода предложения не раз получал и Казахстан, но раз за разом тактично отказывал дружественной стране в этой просьбе, считая это вторжением во внутренние дела суверенного государства. Таким же образом на слова г-на Чавушоглу отреагировала и Кыргызская Республика.


«Если вы не измените отношение против них, тогда мы изменим отношение против вас. Мы ждем поддержки от наших братьев, от брата не отвернешься. В эти трудные дни вы должны доказать свое братство», – заявил Мевлют Чавушоглу. 


Внутреннее дело государства


Турецкие власти связывают деятельность лицеев с именем известного богослова Фетхуллаха Гюлена, который якобы стоял за недавней  попыткой военного переворота, сам Гюлен обвинения в свой адрес отрицает. 
На этом турецкий министр не остановился и в интервью местному телевидению сказал о наличии «террористических организаций, связанных с Гюленом в Кыргызстане».


«Существует также командная работа. Они проникают в администрации Кыргызстана и, возможно, могут даже планировать попытку государственного переворота. Мы сказали, что Кыргызстан должен предпринять шаги. Существует серьезная угроза для Кыргызстана», – сказал Чавушоглу в интервью.


В свою очередь Министерство иностранных дел Кыргызстана выступило с ответным заявлением. 


«Мы внимательно изучили заявление министра иностранных дел Турции г-на Мевлюта Чавушоглу относительно деятельности отдельных образовательных учреждений в Кыргызстане. Сегодня Турецкая Республика – это братская для Кыргызстана страна, у наших народов давние исторически обусловленные тесные связи. Мы с пониманием относимся к обеспокоенности турецких официальных лиц. Но вместе с тем хотели бы напомнить, что Кыргызстан прежде всего независимое, суверенное государство, которое само в состоянии понять и решить, что для него хорошо, а что плохо. Считаем, по крайней мере, некорректным, когда министр иностранных дел какой-либо страны указывает другому государству на необходимость предпринять те или иные действия, при этом на языке ультиматумов и шантажа. Да, Министерство иностранных дел Кыргызской Республики получило соответствующее обращение турецкой стороны относительно действующих на территории Кыргызстана частных турецких образовательных учреждений. Кыргызская сторона внимательно его изучает и при необходимости предпримет адекватные и своевременные меры. Есть определенные правовые нормы, обязательства сторон, другие вопросы. Но это все, мы подчеркиваем, исключительно внутреннее дело нашего государства», – говорится в заявлении.


Напомним, что проживающий в США Фетхуллах Гюлен обвиняется  властями Турции в шпионаже, создании преступной группы и попытке свержения власти. По утверждению Эрдогана, турецкие лицеи  якобы спонсируются напрямую его идейным противником  – богословом – и распространяют идеи радикального ислама, растят религиозных фанатиков. Стоит отметить, что в 2008 году оппонент Эрдогана был выбран самым влиятельным интеллектуалом мира в рамках опросов журналов Prospect и Foreign Policy. 


Всё под контролем 


Собственно, вопрос с турецкими лицеями уже давно является яблоком раздора между нынешней турецкой властью и республиками Центральной Азии. Появившиеся в середине 90-х в странах ЦА, эти лицеи сразу приобрели имидж одних из лучших стартовых площадок для подрастающего поколения. Высокое качество обучения, преподавание на 3–4 иностранных языках,  высокие стандарты обучения как по гуманитарным, так и по точным наукам превратили турецкие лицеи в мечту многих школьников.  


Стоит отметить, что в мае 2015 года лично президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обратился к руководителям ряда стран с просьбой закрыть турецкие лицеи, «спонсируемые Гюленом». Эрдоган тогда со своеобразным предложением обратился к руководству Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Сенегала, Габона, Косово, Конго, Сомали, Японии. 


Азербайджан принял решение закрыть лицеи, вслед за ним на этот шаг пошли  Габон, Сенегал и Таджикистан. В Казахстане и Кыргызстане на предложение турецких властей ответили отказом.


При этом в РК функционирует 29 казахско-турецких лицеев, которые входят в первую сотню специальных школ для одаренных детей, здесь обучается порядка 8 тысяч детей. Из восьмисот педагогов 86% являются казахстанскими кадрами, между тем среди преподавателей есть граждане Турции.  
Международный общественный фонд KATEV, который поддерживает работу казахстанско-турецких лицеев, любые обвинения официальной Анкары о связях с так называемыми гюленистами отрицает. В фонде отметили, что в настоящий момент помимо лицеев KATEV оказывает поддержку Университету имени Сулеймана Демиреля в Алматы, двум колледжам и частной школе «Нур Орда». В школах при фонде работает 1216 учителей,  среди них 92 гражданина Турции. 


Напомним, что фонд  был создан благодаря соглашению, достигнутому между Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым и  на тот момент президентом Турецкой Республики Тургутом Озалом в 1992 году.
В самом фонде заверяют, что занимаются изучением международных образовательных стандартов с дальнейшей интеграцией в государственные общеобразовательные стандарты Казахстана. При этом казахско-турецкие лицеи регулярно подтверждают уровень знаний, получаемых учениками, которые ежегодно занимают призовые места на городских, областных, республиканских, международных олимпиадах, с достоинством представляя Казахстан, а также получают высокие баллы на Едином национальном тестировании, являясь лидерами среди частных и государственных школ. Каждый год число желающих обучаться и принимающих участие на вступительных экзаменах в казахско-турецких лицеях составляет более 25 тыс. учеников, что демонстрирует доверие родителей и самих учеников. За 20 с лишним лет ученики казахско-турецких лицеев завоевали более 15 тыс. медалей на олимпиадах, из них 1,5 тыс. – награды международного образца. 
К тому же, как сообщало ранее Министерство образования и науки, все казахско-турецкие лицеи, функционирующие в стране, финансируются из местного бюджета. Уполномоченным органом, администратором этих программ являются областные акиматы. Они работают по государственным учебным программам, которые разработаны Национальной академией имени Ибрая Алтынсарина.


К тому же деятельность лицеев и оценка качества их работы относится к компетенции МОН РК, в KATEV при этом отмечают, что в основную программу не входят никакие книги или учебные пособия, связанные с Фетхуллахом Гюленом, и вся программа строится на абсолютно светских дисциплинах.

 
Светское образование высшего качества 


Тюрколог, эксперт по странам Ближнего Востока Александр Сотниченко  отметил, что ту­рец­кие  лицеи известны во всем мире как учебные заведения, предоставляющие высококачественное образование.


«Мне приходилось неоднократно бывать в этих школах, встречаться с директорами, учениками и преподавателями. Как правило, эти заведения дают исключительно светское образование. Мои турецкие друзья, чьи дети посещают эти школы, напротив, жалуются на излишнюю светскость образования в таких школах. К сожалению, эти действительно хорошие образовательные учреждения стали жертвой политического противостояния в Турции. В целом это довольно обычная ситуация. Часто общественные организации, занимающиеся культурой и образованием, а также торговые компании и производства становятся предметом диалога между правительствами государств. Для Казахстана наилучшим выходом было бы внимательное изучение практики деятельности турецких школ и создание собственной сети элитных лицеев, превосходящих их по качеству предоставляемого образования. Тогда никакие политические баталии не повлияют на статус образования в республике», – сказал он.


Директор Центра изучения современной Турции Ильшат Саетов заметил, что Эрдоган, Давутоглу, МИД и разведка Турции ведут самую активную деятельность, пытаясь закрыть турецкие же образовательные учреждения, открытые в более чем 140 странах мира. Более полутора тысяч лицеев, гимназий, вузов при этом признаны везде как очень успешные, которые не только готовят учеников, побеждающих на мировых олимпиадах, но и ведут профилактику радикализма, воспитывают учеников в духе доброжелательности по отношению к другим. Эти школы позволяют детям из неимущих семей, из провинции получить высококлас­сное образование и служат своеобразным социальным лифтом. Вся их деятельность тщательно изучается, проверяется, инспектируется, написано более десятка научных монографий на эту тему. Многие страны копируют образовательную систему лицеев и внедряют ее в других школах. При этом почти все лицеи работают по местным образовательным стандартам и персонал по большей части состоит из местных кадров.


«Всего, по сведениям, опубликованным представителями «Хизмет», закрыто менее 1% всех школ. Например, в Замбии, где чуть ли не весь бюджет на зарплату госслужащим черпается из турецких кредитов. В подавляющем большинстве же стран попытки Эрдогана вмешаться в их внутренние дела воспринимаются, мягко говоря, с непониманием. В Центральной Азии, как известно, лицеи были открыты во всех странах, однако по прошествии какого-то времени их деятельность была прекращена в Узбекистане. Там причина была явная – государство поссорилось с Турцией и решило порвать всякие связи, узбекских студентов из Турции привезли просто силком. Все остальные причины были на втором плане. В других странах таких проблем не было, и все руководители государств прекрасно знают, как работают школы и каких образованных и воспитанных учеников они выпускают»,  – заключил Ильшат Саетов.


Марат ЕЛЕМЕСОВ, 
Алматы

 

Смотрите также: