Главная  /  Статьи  /  Презентованно мобильное приложение «Казахстан – Страна Великой степи»

Презентованно мобильное приложение «Казахстан – Страна Великой степи»

Дулат Капалов
2890
Презентованно мобильное приложение «Казахстан – Страна Великой степи» скачать фото
Мобильное приложение «Казахстан – Страна Великой степи», презентованное недавно Министерством иностранных дел, дает не только огромный массив информации о нашей стране, ее культуре, достопримечательностях, истории...

Дипломатичное приложение

 

Мобильное приложение «Казахстан – Страна Великой степи», презентованное недавно Министерством иностранных дел, дает не только огромный массив информации о нашей стране, ее культуре, достопримечательностях, истории... Оно демонстрирует также, каким хотят показать миру Казахстан его дипломаты и какими методами они этого добиваются.

 

В международных отношениях есть выражение «народная дипломатия» или на английском «people to people diplomacy», когда на взаимоотношения государств оказывают влияние отношения между простыми людьми, создающими порой такие крепкие связи, которые не разорвать ни одному порочному политику. Сегодня в числе каналов взаимодействия людей и обмена информацией – вне пространственных границ и над любыми искусственными барьерами – все большее влияние приобретает мобильный Интернет, доступный практически всем обладателям современных гаджетов.

И в этих условиях казахстанское внешнеполитическое ведомство решило сделать «ход конем» и включило в продвижение Казахстана на мировой арене мобильное приложение для смартофонов и планшетов под название «Казахстан – Страна Великой степи». Приложение, доступное как для платформ Android, так и для IOS, скачивается абсолютно бесплатно и содержит огромный, четко систематизированный и, без преувеличения, прекрасно иллюстрированный массив информации о Казахстане. И прежде, чем проанализировать достоинства и шероховатости содержания приложения, хотелось бы обратить внимание на ряд моментов, касающихся его целей и особенностей позиционирования страны.

 

Когда имя становится судьбой

В первую очередь, создание подобного приложения – это шаг, хоть и льющий воду на мельницу народной дипломатии, но инициированный на самом высоком уровне и включенный в государственную программу «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ» как шаг номер 87. Иными словами, перед нами не просто рядовое справочное приложение, перед нами картина Казахстана, каким его хотят показать всему миру люди, прямо заинтересованные в формировании сильного впечатления о стране и  явно умеющие это впечатление производить. Кстати, несмотря на кураторство МИДа, надо сказать, что конъюнктурные клише и неуместный пафос обошли приложение стороной, а за каждым из разделов видна работа профессионалов в своей области.

Во-вторых, наименование приложения, в котором делается акцент на «Великую степь», отсылает нас к ребредингу страны, задаче, которую как-то ставил Президент Нурсултан Назарбаев. Это достаточно интересный  культурологический и политический нюанс. Сам по себе Казахстан – страна однозначно светская и религиозные фундаменталисты в ней составляют явное меньшинство. Больше того, ислам, православное христианство, иудаизм, католицизм, протестантизм и буддизм довольно мирно уживаются, образуя порой интересный микс, когда мусульмане поздравляют христиан с Пасхой, а христиане – мусульман с Курбан-Айтом.

Но, при этом окончание «стан» вкупе с неизвестностью страны на мировой арене порождает ассоциации со странами, где общество имеет намного более консервативный характер, такими как Пакистан, Афганистан и т.д.

И теперь нам явно предлагается компромиссный вариант – продвигать Казахстан под брендом «Страна Великой степи». Логика очевидна: степь дает прямую привязку, с одной стороны, к прекрасной и уникальной природе, а с другой, к своеобразной номадической культуре, которая ни у кого не вызывает ни малейшей ассоциации с радикализмом. Даже ничего не зная о Казахстане, пользователь приложения на уровне названия получает представление и о географии, и о культурной парадигме страны.

 К тому же, есть позитивный пример Азербайджана, который везде продвигает себя как «Страна огня». Причем Баку делает это действительно креативно, так что Азербайджан получает хороший импульс международного позиционирования.

Правда, с брендом Великой степи остается вопрос, как к этому отнесутся монголы, которые тоже себя считают детьми Великой степи, но тут как говорится: кто смел, тот и съел.

В данном контексте, новое казахстанское приложение один из первых масс-продуктов, ориентированный на новое позиционирование Казахстана в мировом сообществе как “Land of the Great Steppe”.

 

Одно послание для разных адресатов

Очевидно, что приложение рассчитано не только на иностранцев, но и на самих казахстанцев. Об этом однозначно свидетельствует первая страничка, появляющаяся после загрузки программы, а именно «выбор языков». Приложение поддерживает три языка: казахский, русский и английский, что дает нам первое представление о целевых группах.

Забегая вперед: в приложении много информации об истории, культуре, туризме и достопримечательностях разных регионов. По всей видимости, казахскоязычная версия должна привлечь внимание соответствующей внутренней аудитории, позволить взглянуть на регионы собственной страны под новым ракурсом, стимулировать внутренний туризм, содействовать патриотическому воспитанию.  

И, несмотря на то, что это явно осложнило жизнь создателей приложения и удорожило производство, с точки зрения прагматики это весьма удачный ход, так как постсоветская специфика такова, что «экспортный продукт» воспринимается внутренней аудиторией зачастую значительно лучше, чем чисто локальная продукция.

Русский язык в приложении играет двойную функцию: с одной стороны он работает на русскоязычных казахстанцев, в данном случае имея единую миссию с казахскоязычной версией, с другой – на туристов и инвесторов с постсоветского пространства, прежде всего, из России, как крупнейшей экономики региона и значимого в мировом масштабе источника туристов.

Английская версия, понятное дело, ориентирована на пользователей из дальнего зарубежья. Причем, что важно, о Казахстане качественно переведено не так-то много информации, поэтому наличие скомпонованного справочника на оригинальном английском – это несомненный плюс. Пробежавшись по всем разделам, нужно сказать, что на всех языках информация подана доступным языком. Особенно положительные чувства вызывает то, что английскую версию делал носитель языка, это чувствуется по стилю, а также по отсутствию нелепых ляпов. Увы, такое часто случается, поэтому то, что разработчикам удалось избежать ошибок перевода, можно поставить им в несомненную заслугу.

Но здесь налицо явные направления для дальнейшей работы. А именно, нехватка китайского языка. А по большому счету, еще французского, испанского, немецкого и арабского. Каждый из этих языков – это, по сути, огромный мир со своими преимуществами. Китайские туристы сейчас являются самыми многочисленными, а потому привлечение их это важная задача. Несмотря на китаефобию, все же стоит относиться к вещам реально и без предрассудков, туристическая отрасль Казахстана нуждается в развитии. А китайский турист, подчеркнем турист, а не мигрант, это хороший шанс для поднятия отрасли.

Если об арабских инвесторах и большом количестве арабских стран знают все, то французский мир на самом деле мало в чем уступает, так как охватывает порядка 274 миллионов человек, а французский язык является государственным в десятках стран. Немецкий язык является официальным всего лишь в пяти странах, но зато среди них минимум две имеют прямое авиасообщение с Казахстаном, в то время как одна из них (Германия) является крупнейшей по численности страной Евросоюза и четвертой экономикой мира, еще один важнейший экспортер туристов в мире, к тому же с традиционным интересом к Казахстану и, в целом, к евразийскому пространству. Испанский язык, помимо непосредственно Испании, распространен на большей части Латинской Америки. И как раз в этих мирах известность Казахстана как никогда мала.

Вместе с тем, этот недостаток вполне устраним, если создатели приложения согласятся с данными аргументами и найдут в себе силы на дальнейшее усовершенствование.

 

Нажми на кнопку…

Начиная работу с приложением, после выбора языка пользователь попадает в меню, где информация разбита на разделы, включающие географию, историю, общество, экономику, туризм и т.д. Очень важно не пропустить значок в верхнем правом углу, перед пиктограммой «X». Это карта, и карта интерактивная. Это очень любопытный инструмент приложения, хотя, увы, требует привыкания. Но привыкнув к органам управления карты, пользователи могут получить занимательную картину.

Слева дается возможность выбрать сферу, например «туризм», далее появляются опции: религиозные артефакты, национальные парки или объекты ЮНЕСКО. После того как вы определились со сферой, вас интересующей, высвечиваются рекомендуемые достопримечательности, отображаемые пиктограммами на карте, кликнув на которую можно посмотреть краткое описание и фото. К особо известным объектам есть сопровождающие видео либо объемное фото, либо 3D экскурсия. Причем все в очень хорошем качестве: и видеоролики порадовали хорошим разрешением и прекрасной съемкой, и объемные фото.

Однако за все приходится платить. Ценой большого количества фото и видео материалов хорошего качества, стала «тяжесть» приложения. Но опять же, зато все видео-фото материалы после установки приложения доступны офлайн, что естественно плюс, так как иностранец, зачастую экономит на роуминге и не имеет возможность постоянно выходить в Интернет для подкачки файлов. Также, некоторые пользователи со смартфонами имеющими слабые характеристики, жаловались на подтормаживание графики. Но у носителей даже среднего класса смартфонов, не говоря уже о «флагманах» c поддержкой 4G естественно проблем нет.

Возможно, разработчикам следует все же подумать над созданием параллельной облегченной версии с подкачкой файлов. Это помогло бы преодолеть опасения пользователей гаджетов с ограниченным объемом оперативной памяти.

Объемные фото, или иначе 360-градусные фото, смутили тем, что для обзора нельзя управлять изображением сенсорно, проще говоря перемещать пальцем, а надо крутить сам гаджет. С одной стороны это весело, но с другой, местами эти манипуляции смотрятся комично. То же самое с 3D экскурсией, ты должен крутиться на месте, чтобы посмотреть все. Хотя и это тоже весело, добавляет эффект присутствия, особенно если делать это в хорошей компании, но возможно необходимо добавить опцию выбора.

Среди фото есть множество по-настоящему раритетных фотографий, которые практически невозможно было ранее найти в свободном доступе. Например, очень колоритное фото казахских султанов в царский период. Следует отметить и красивые ролики, просматривая которые одним за другим, зрителя постигает неизбежное удивление тем, насколько разнообразна природа Казахстана. Все фотографии – авторские, многие из них совершенно уникальны, сделаны профессиональными фотографами, и уже только ради, к примеру, видов природы Восточного Казахстана или театра Астана-Опера, стоит скачать его на свой смартфон или планшет.

Приложение заметно должно облегчить работу потенциальному исследователю или инвестору в Казахстан.  Например, если на карте выбрать транспорт, то можно высветить подробно автомобильные и железные дороги, порты, аэродромы, причем некоторые с описанием, как например, сухой порт «Хоргос». В советское время любой западный шпион, наверное, душу бы продал, чтобы получить все эти материалы. Но, на дворе информационный век, другие реалии, где информацию приходится буквально доносить до отчаянно сопротивляющегося читателя.

В этом смысле, приложение «Казахстан – Страна Великой степи» можно считать весьма качественным и довольно удобным, а самое главное, его не стыдно порекомендовать иностранным друзьям, интересующимся Казахстаном.

Но и для казахстанца многие разделы будут весьма интересными. Более того, при написании материала, удалось просмотреть те достопримечательности, о которых к своему стыду не знал никто в редакции. И которые теперь очень хочется посетить.

                Дулат Капалов