Главная  /  Статьи  /  Казахстан смог пережить экономическое лихолетье 90-х годов

Казахстан смог пережить экономическое лихолетье 90-х годов

Марат Елемесов
480
Казахстан смог пережить экономическое лихолетье 90-х годов скачать фото
90-ые годы 20 века оказались серьезным испытанием для Казахстана

В первые годы Независимости республика столкнулась с небывалыми вызовами. Доставшаяся в наследство не реформированная плановая экономика привела к моменту развала СССР и образованию нового государства к масштабному дефициту продуктов первой необходимости, людям месяцами не выплачивались зарплаты, закрывались производства. Сегодня порой трудно поверить, что еще четверть века назад казахстанцы сталкивались с отсутствием продуктов на полках магазинов, а заводы и фабрики закрывались десятками, в отличие от дня сегодняшнего, когда страна идет к полноценной индустриализации.

 

Несмотря на все сложности первых лет Независимости, именно тогда создавался фундамент будущей экономической стабильности республики. Начало больших достижений было положено созданием национальной валюты – тенге, которая была введена в обращение 15 ноября 1993 года. 12 ноября 1993 года вышел указ  «О введении национальной валюты Республики Казахстан», а 15 ноября банкноты поступили в обращение. К 1995 году в Казахстане открылась своя банкнотная фабрика. В период с 1991 по 1995 год в Казахстане фиксировался небывалый экономический спад, так, например, в 1992 году страну сотрясла гиперинфляция, которая составила 2500%. Нужно было в максимально сжатые сроки переводить экономику на рыночные рельсы, работать над привлечением инвестиций. Было принято решение максимально открыть республику для иностранных инвесторов, правительственные делегации в буквальном смысле ездили по миру и искали деньги.

 

В 1993 году среднемесячный темп инфляции составил 30,1%, спад реального ВВП – 9,2%. Тогда правительство и Национальный банк поставили задачу снижения инфляции и сдерживания спада производства. Уже к 1995 году в экономике Казахстана произошло заметное замедление темпов экономического спада и значительное снижение уровня инфляции, что было достигнуто с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Принятые меры позволили обуздать гиперинфляцию: уровень инфляции снизился с 2265% в 1993 году до 60% в 1995 году.

 

Уже начиная с 1992 года было принято решение о необходимости приватизации объектов госсобственности.  Приватизация началась с продажи объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других сфер услуг, объектов так называемой малой приватизации. За первый год было приватизировано около 6200 предприятий, из которых 4200, или 68%, относились к малым. За 1992-1995 годы было приватизировано более 15 тыс. предприятий, из которых около 50% – объекты малой приватизации. В 1994 году началась массовая приватизация, для чего были созданы инвестиционные приватизационные фонды и проводилось распределение приватизационных чеков среди населения.

 

Таким образом, под воздействием либерализации цен, приватизации, коммерциализации практически всех секторов, в том числе и сохраняющихся в собственности и управлении государства, экономика приобрела новое качество, была сформирована принципиально иная база дальнейшего ее реформирования.

 

В июле 1994 года была принята антикризисная программа, главной целью которой было обеспечение к концу 1995 года макроэкономической стабилизации и завершение институциональных преобразований. Стратегическими целями программы стало достижение макроэкономической стабилизации, создание условий для нормализации производства и торговли, оживления инвестиционной деятельности.

 

В 1996 году была начата реализация новой Программы действий правительства по углублению реформ, в рамках которой были приняты  важные документы и программы, а именно  среднесрочная программа дальнейшего реформирования банковского сектора на 1996 – 1998 годы, что способствовало становлению банковской системы республики; поэтапная передача объектов социальной сферы хозяйствующих субъектов на местные бюджеты; развитие рынка ценных бумаг; развитие страхового рынка; повышение занятости населения; развитие малого и среднего бизнеса, поддержка предпринимательства; приватизация и реструктуризация государственной собственности на 1996 – 1998 годы и др., что было направлено на закрепление институциональных преобразований и создание предпосылок для инвестиционной и деловой активности.

 

В результате этих мер была серьезно реформирована система управления государственными финансами страны, ее адаптация к рыночным условиям. В соответствии с ними была продолжена политика, направленная на дальнейшее совершенствование системы налогообложения, улучшение сбора налогов, рационализацию бюджетных расходов, разделение доходов и расходов республиканского и местных бюджетов, создание эффективного механизма управления государственным внутренним и внешним долгом.

Так, уже в 1996 году впервые за пять лет был обеспечен рост валового внутреннего продукта к предыдущему году – 0,5%. Уровень инфляции снизился с 60,3% в 1995 году  до 28,7% в 1996 году и 11,2% в 1997 году. 

 

Дефицит государственного бюджета за 1996 год составил 2,8% к ВВП при 3,9% в 1995 году. В 1997 году закрепилась тенденция экономического роста – объем ВВП по сравнению с 1996 годом возрос на 2%, причем рост объема производства ВВП происходил в течение всех кварталов 1997 года, а темпы роста реального ВВП к соответствующему периоду прошлого года шли по возрастающей траектории. Объем промышленной продукции возрос на 4%, перевозок грузов – 3.4%, инвестиций –  более чем на 20%.

 

В 1997 году в первом Послании народу Казахстана Президент РК представил видение будущего страны в «Стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года», которое ознаменовало начало нового этапа становления казахстанской экономики. За 1998–2000 годы была проведена большая работа, результатом которой стал реальный выход Казахстана из стадии экономического кризиса. В период второго этапа главным направлением социально-экономической политики стало построение модели посткризисного развития экономики, опирающейся на высокие темпы развития сырьевого сектора: освоение месторождений нефти и газа с целью реанимации других отраслей экономики и повышения доходов в госбюджет. 

 

С 1998 по 2000 год  главный фокус экономической политики государства был сделан на разработку нормативно-правовых и законодательных актов, которые конкретизируют и развивают общие рыночные нормы с учетом казахстанской специфики. В этот период был принят ряд законов, которые были призваны приблизить казахстанское законодательство к мировым стандартам. В частности, был принят закон «О бюджетной системе», который более строго разграничил функции республиканского и местных бюджетов, порядок разработки и принятия бюджета республики. В полную силу начал действовать Налоговый кодекс и другие правовые документы, регулирующие внешнеэкономические связи республики в рамках мероприятий по подготовке к вступлению в члены ВТО. Была радикально реформирована система государственного управления республики.

 

Именно в эти сложные для Казахстана и всего постсоветского пространства 90-е годы  в республике был принят ряд ключевых законов, таких как о банкротстве, об антимонопольной деятельности, о бюджетной системе; о Национальном банке, о нефти, налогах и обязательных платежах и пр. В этот период главным направлением экономических реформ стало обеспечение макро­экономической стабилизации, включающей ограничительную денежно-кредитную политику, завершение либерализации цен и внешней торговли; совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора. 

 

Несмотря на все трудности, Казахстан с успехом преодолел первое десятилетие независимого развития, а уже на втором десятке страна вступила в совершенно иную качественную стадию своего развития. Но это была уже совсем другая история.

 

Марат ЕЛЕМЕСОВ,

Алматы

 

Смотрите также: