Главная  /  Статьи  /  Казахстан готов предоставить площадку для сирийских переговоров

Казахстан готов предоставить площадку для сирийских переговоров

Марат Елемесов
597
Казахстан готов предоставить площадку для сирийских переговоров скачать фото
Казахстан готов выступить посредником в разрешении кризиса в Сирии

Во второй половине января в Астане могут состояться переговоры по урегулированию конфликта в Сирии. Длящаяся уже почти пять лет война принесла множество бед уже всему мировому сообществу, сотни тысяч погибших граждан многострадальной страны стали невинными жертвами бессмысленной войны. Казахстан дважды предоставлял свою территорию для проведения переговоров, сегодня действует единственный принятый всеми заинтересованными сторонами документ по урегулированию сирийского кризиса – Астанинская декларация.

 

Один из лидеров сирийского «Народного фронта за перемены и освобождение», представитель «московской группы» сирийской оппозиции Кадри Джамиль сообщил, что предварительные переговоры правительства Сирии и представителей оппозиции по вопросу сирийского конфликта могут состояться во второй половине января в Астане.

Ранее 17 декабря Президент России Владимир Путин и глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе телефонных переговоров с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым  обсудили возможность проведения в Астане переговоров сирийских конфликтующих сторон. Глава государства поддержал эту инициативу.

 

ООН приветствует усилия Астаны

 

23 декабря  Организация Объединенных Наций  сообщила, что будет приветствовать все инициативы в направлении инклюзивного политического процесса в Сирии, в том числе возможное проведение встречи в Астане. Об этом сообщил спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура.

«Целью остается политический процесс в Сирии, который станет полностью инклюзивным и будет основываться на резолюции СБ ООН 2254. Но как этого добиться с учетом реальной политики, над этим мы будем работать. Поэтому мы будем приветствовать инициативу Астаны и другие инициативы на этом направлении», – отметил г-н де Мистура.

 

Бывший заместитель Генерального секретаря ООН, председатель совета по международному сотрудничеству при Общественной палате РФ Сергей Орджоникидзе сообщил СМИ, что Казахстан является самым удобным и идеальным местом проведения такого рода мероприятий. Он отметил, что Нурсултан Назарбаев известен серьезным дипломатическим опытом, способностями к урегулированию проблем и на международной арене, и по внутриполитическим вопросам. Поэтому  он оценил роль  главы Казахстана как очень важную.

 

«Переговоры в Астане могут оказать реальную помощь в  урегулировании ситуации в Сирии. Это не будет повторением Минска, потому что там ничего не происходит из-за позиции Украины. А позиция Казахстана, напротив, нацелена на урегулирование сирийской проблемы как можно быстрее. Выбор Казахстана в качестве площадки для проведения переговоров конфликтующих сторон не случаен. Во-первых, Нурсултану Назарбаеву удалось сохранить хорошие отношения с президентом Сирии Башаром Асадом, с которым они еще в 2007 году обещали быть дружественными партнерами. Во-вторых, в 2015 году Казахстан дважды становился площадкой для переговоров сирийской оппозиции», – отметил Сергей Орджоникидзе.

 

Необходимо прекращение огня

 

Сирийская оппозиционная группа «Москва–Каир» приветствовала возможность встречи конфликтующих сторон Сирии в Астане в дополнение к женевским переговорам,  сообщил лидер группы Джихад Макдиси.

«Я думаю, что Российская Федерация играет важную роль в сирийском мирном процессе. Поэтому я одобряю возможный региональный саммит в Астане и результат, который последует за ним. Независимо от места Женевское коммюнике и резолюция 2254 Совета Безопасности ООН всегда будут ориентиром и стратегическим планом для любого потенциального решения в Сирии, и я знаю, что правительство России придерживается такой же точки зрения, когда речь заходит об ориентире для мирного процесса в Сирии», – сказал г-н Макдиси.

 

Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заметил, что есть стремление решить сирийский кризис политическим путем, поэтому сирийской оппозиции и представителям Башара Асада полезно провести встречу в третьей стране после того, как будет обеспечено прекращение огня.

 

Посол России в Иране Леван Джагарян рассказал в интервью иранским СМИ,  что если сирийские переговоры в Астане дадут результат, то Россия, Иран и Турция будут гарантировать исполнение принятых решений. 

 

Стало известно, что министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри в ходе телефонного разговора обсудили ситуацию в Сирии и глава российского МИД обратил внимание на приглашение Казахстана организовать в Астане встречу представителей Дамаска и сирийской оппозиции.

 

«Лавров обратил внимание на планируемое заключение соглашения между правительством САР и отрядами вооруженной оппозиции и на поддержку приглашения Казахстана организовать после этого в Астане переговоры сторон такого соглашения, посвященные началу процесса политического урегулирования. Это станет стимулом к ускорению диалога под эгидой ООН в Женеве, который долгое время остается в тупике из-за ультимативных требований оппозиционеров-эмигрантов», – сообщил российский МИД.

 

Астана призывает к миру

 

Ранее Министерство иностранных дел Казахстана призвало Россию и США, которые прервали контакты по Сирии, возобновить их для нормализации ситуации и обеспечения мира и стабильности в неспокойной стране.

 

«Такое развитие событий чревато дальнейшим продолжением кровопролития и человеческих жертв в этой многострадальной стране, ставит под угрозу все ранее достигнутые договоренности и перспективы достижения урегулирования в обозримом будущем. Весьма обеспокоены разногласиями и усугубляющимся разрывом между двумя ключевыми акторами мирового сообщества – РФ и США – в вопросе поиска решений сирийского кризиса. Данное обстоятельство не будет способствовать деэскалации конфликта и достижению стабильности во всем регионе Ближнего Востока. Мы глубоко обеспокоены тем, что этот план, дававший надежду на мир в Сирии, не был реализован», – сообщило в октябре 2016 года МИД РК.

 

Во время предыдущих переговоров по сирийской проблематике, проходивших в Астане, глава МИД РК Ерлан Идрисов объяснил, почему именно Казахстан мировое сообщество выбирает для проведения таких встреч.

 

«Сирийский кризис является одним из наиболее острых международных кризисов, его негативное влияние распространяется не только на регион Ближнего Востока, но и имеет очень серьезное отрицательное воздействие в целом на глобальную ситуацию. Мы являемся свидетелями огромной гуманитарной катастрофы в Сирии, более 250 тыс. человек погибло в военных действиях, около 4 млн человек являются беженцами, их судьба очень печальна. Угрозы терроризма и экстремизма распространяются огромными темпами, и, конечно же, эта ситуация требует самого пристального коллективного решения и действий. Казахстан считает, что сирийский кризис не может быть решен военными средствами, есть только мирное решение вопроса. Конечно, вокруг этого кризиса задействовано много сил как внутри, так и вне Сирии. Задачей глобальных игроков, на наш взгляд, является создание условий для такого мирного решения сирийского кризиса. Без вмешательства, без давления, без занятия предвзятых позиций. На этом основывался наш подход при подготовке встречи. Мы надеемся, что дух общности и объединения усилий по урегулированию сирийского кризиса возобладает и это позволит возродить женевский процесс и его результативно завершить. И если для этого потребуется проведение второй встречи в Астане, то, как я сказал, Казахстан открыт. Мы страна с доброй волей», – подчеркивал Ерлан Идрисов.

 

Растущая роль Казахстана в мире

 

Координатор аналитических проектов евразийского центра «Самрау» Дмитрий Михайличенко сказал, что Нурсултан  Назарбаев традиционно проводит активную политику, направленную на урегулирование вооруженных конфликтов. Казахстан последовательно борется против международного терроризма. Страшные теракты в самой республике лишь актуализируют для Акорды этот вопрос, поэтому своим предложением Казахстан содействует решению не только международной, но и собственной проблемы.

 

«Создается впечатление, что Россия находит все больше соприкосновения с США по сирийской проблеме. С приходом в Белый дом Дональда Трампа, думается, у Москвы и Вашингтона будет явно больше точек соприкосновения.  Россия готова к запуску диалога по Сирии как в Астане, так и на любой площадке, однако ключевой в этом вопросе будет позиция именно Вашингтона», – отметил Дмитрий Михайличенко.

 

Политолог Расул Арин считает, что приглашение Казахстана к разрешению сирийского конфликта – это не просто проведение встреч общего характера, таких как саммит ОБСЕ, встреч лидеров мировых религий и другие. Отличие заключается в том, что речь идет о разрешении конкретных проблем и задач, и это придает им более качественный характер. Благодаря всему этому авторитет Астаны как международного медиатора растет. Скорейшее разрешение конфликта поможет предотвратить усиление позиций ИГ и уменьшить шансы их прихода в Центральную Азию.

 

«К тому же и ЕС, и РФ заинтересованы в разрешении конфликта в Сирии, как и в случае с иранской ядерной программой. Сирийская и иранская проблемы очень тесно связаны друг с другом. И разрешение конфликта в Сирии должно еще больше улучшить ситуацию в ИРИ. Возможно, мы видим стремление к комплексному подходу в этих двух вопросах. Думаю, удачный пример с Ираном может дать серьезные основания для веры в положительное разрешение сирийского конфликта. И участие Казахстана в этом станет ценным бонусом в «копилку международных очков» Астаны», – прокомментировал он.

 

Противостоять общей угрозе

 

Политолог Султанбек Султангалиев сказал, что просьба о переговорах внутри сирийского оппозиционного лагеря в Астане исходила от самих лидеров сирийской оппозиции. Этот факт объективно свидетельствует об авторитете казахстанской власти и успешной работе внешнеполитического ведомства на Ближнем Востоке.

 

«Считаю, что уже в недалеком будущем в Астане может состояться следующий раунд переговоров, но в качественно новом формате, с участием лиц из окружения президента Башара Асада. Сам ход военно-политических событий в Сирии и Ираке подталкивает к конструктивному диалогу две противоборствующие стороны перед лицом главной угрозы – Исламского государства. В случае положительного разрешения сирийского кризиса Казахстан извлечет политические дивиденды как в Азии, так и на международном уровне как государство-миротворец и посредник в локальных конфликтах. Считаю, что именно к Казахстану обратится руководство США и ЕС, а также Российской Федерации для нормализации отношений между ними, для нахождения консенсуса в затянувшемся и явно невыгодном никому конфликте интересов. Переговоры сирийской оппозиции в Астане – это пробный шар для изучения и оценки модераторских возможностей и посреднических способностей Казахстана», – сказал Султангалиев.

 

Директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев назвал участие Казахстана в организации мирных переговоров в Сирии еще одним доказательством того, что внешняя политика РК – это политика мира. В этом контексте можно воспринимать и участие Акорды в урегулировании сирийской ситуации.

 

«Надо понимать, – что казахстанский формат – лишь один из целого ряда. У РК есть преимущества перед другими сторонами в плане посредничества в сирийском конфликте. Это страна, изначально не вовлеченная никаким образом в конфликт, страна мусульманская по исторической традиции, не связанная с Западом, но и не противник ему или вообще кому-либо. Между тем надеяться на быстрое разрешение конфликта в Сирии преждевременно, но любые попытки ведения переговоров надо приветствовать. Они в конечном счете приближают мир на этой многострадальной земле», – убежден эксперт.

 

Марат ЕЛЕМЕСОВ,

Алматы

 


 

11–12 февраля 2015 года – «Минские соглашения», благодаря активной позиции и дипломатическим усилиям Нурсултана Назарбаева положен конец активной фазе боевых действий на Донбассе.

 

26–27 февраля и 5–6 апреля 2013 года – «Иранские переговоры», Нурсултан Назарбаев предложил город Алматы в качестве площадки для переговоров по иранской ядерной программе.

 

После разгоревшегося конфликта между Турцией и Россией, который начался в результате сбитого турками российского бомбардировщика Су-24 24 ноября 2015 года Президентом Казахстана было проделано немало шагов для нормализации взаимоотношений двух стран.

 

18 декабря 2016 года, в ходе телефонного разговора Главы государства с президентами России и Турции была достигнута договоренность о проведении в Астане мирных переговоров конфликтующих сторон в Сирии. В очередной раз Нурсултан Назарбаев выразил готовность предоставить площадку для таких переговоров на казахстанской земле.

 

24 июня 2016 года на 15-м саммите ШОС в Ташкенте Президент Казахстана предложил сформировать Евразийский транзитно-транспортный хаб, который объединит государства-члены и страны-наблюдатели ШОС. А недавнее вступление Индии и Пакистана в ШОС свидетельствует о высоком авторитете и роли этого объединения на международной арене.

23–24 сентября 2003 года в Астане состоялся I Съезд лидеров мировых и традиционных религий, инициатива Президента Н. А. Назарбаева о проведении в Казахстане Съезда лидеров мировых и традиционных религий вызвала в мировом сообществе большой интерес. Свою поддержку этой идее выразили главы таких крупнейших держав, как Россия, США, Англия, Франция, Египет, влиятельные политики и лидеры многих различных религиозных конфессий.

 

20 сентября 1991 года, является одним из первых примеров интернационализации переговорного или миротворческого процесса, в котором Президент Назарбаев с Президентом Ельциным еще до фактического развала Советского Союза пытались вовлечь стороны в мирный переговорный процесс. Эта миссия стала первой попыткой без участия Москвы примирить Армению и Азербайджан в противостоянии о территориально-государственной принадлежности Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО, не признанная Азербайджаном Нагорно-Карабахская Республика, НКР) после безуспешных усилий союзного центра успокоить конфликтующие стороны.

 


 

 


 

История вопроса

 

Гражданская война в Сирии – многосторонний вооруженный конфликт с иностранным вмешательством на территории Сирии,  начавшийся весной 2011 года.

Сторонами конфликта являются сторонники действующего  президента Башара Асада (Сирийская арабская армия), формирования «умеренной»  сирийской оппозиции (Свободная сирийская армия), курдские регионалисты (отряды народной самообороны), а также различного рода исламистские террористические группировки  (ИГ, «Фронт ан-Нусра»). 

Начавшиеся на волне арабской весны антиправительственные митинги привели  к массовым беспорядкам в различных городах Сирии, а уже к лету того же года переросли в полномасштабный вооруженный конфликт. Основными требованиями оппозиции были: отставка президента Башара Асада, отмена действовавшего с 1962 года режима чрезвычайного положения и проведение в стране демократических преобразований.

Первоначально боевые действия велись между правительственной армией и формированиями Свободной сирийской армии (ССА). Головной организацией сирийской оппозиции был Сирийский национальный совет (СНС), в который на тот момент входили все антиправительственные фракции. Однако впоследствии в рядах оппозиции произошёл раскол — первыми из его состава вышли курдские организации, сформировавшие собственное правительство (Высший курдский совет), а в 2013 году наиболее радикальные исламистские группировки образовали «Исламский фронт».

Однако в дальнейшем из-за раскола в рядах повстанцев позиции ССА существенно ослабли, и светская оппозиция отошла на второй план. Ведущую роль в противостоянии правительственным силам стали играть различного рода исламистские группировки, среди которых наиболее боеспособными являются террористические организации «Фронт ан-Нусра» (местное отделение Аль-Каиды) и «Исламское государство» (ИГ).

Стремительное наступление ИГ и захват террористами значительных территорий Сирии и Ирака летом 2014 года стал поводом для начала военной интервенции США и ее союзников, которые с сентября 2014 года наносят авиаудары по позициям исламистов в Сирии (без разрешения сирийского руководства). С 30 сентября 2015 года аналогичную операцию в Сирии проводят российские ВКС (по официальной просьбе президента Сирии), они координируют свои действия с правительственными войсками.

Стороны конфликта получают военную помощь от других стран – поддержку правительственным силам оказывают Россия и Иран, сирийская оппозиция получает помощь от западных держав и монархий Персидского залива. На стороне правительства выступают шиитские военизированные формирования (в частности ливанская «Хезболла», а также проправительственные паравоенные формирования (Национальные силы обороны). На стороне оппозиции – радикальные исламистские группировки, такие как Ансар аль-Ислам. Ввиду значительного вовлечения в него иностранных держав и организаций ряд экспертов характеризует конфликт как опосредованную войну.

Всего, по данным ООН,  за время конфликта погибло 220 тыс. человек, экономике и инфраструктуре страны нанесён колоссальный ущерб. Конфликт характеризуется ожесточёнными боевыми действиями, беспорядочными обстрелами населённых пунктов, массовыми убийствами и многочисленными военными преступлениями против мирного населения. На территориях, подконтрольных исламистам, действуют законы шариата, узаконено рабство, подвергаются гонениям религиозные меньшинства, а также разрушаются объекты культурного наследия.

 


 

По данным открытых источников 

Смотрите также: