Главная  /  Статьи  /  Традиции и эпатаж

Традиции и эпатаж

Юлия Миленькая
362
Традиции и эпатаж скачать фото
Уходящий год оказался в экономическом плане непростым не только для коммерческого сектора, но и для сферы культуры

Качество контента, организации событий в связи с нехваткой финансовых средств отчасти ухудшилось, количество интересных идей уменьшилось. Но, несмотря на это, кризисный 2016-й все же отметился рядом интересных проектов в сфере классической и джазовой музыки южной столицы, а также запомнился чередой новых выставок и фестивалей в пространстве изобразительного искусства.

 

В джазе только лучшие!

Цикл джазовых мероприятий в этом году порадовал своим разнообразием, насыщенностью и аутентичностью. Во многом этому способствовала известная казахстанская джазовая певица Ирэна Аравина, продолжающая организовывать в Алматы международный музыкальный фестиваль Silk Music Fest. Благодаря фестивалю Алматы в этом году посетили сразу несколько признанных мастеров. Они не только порадовали любителей качественной музыки талантливым исполнением, но и составили компанию на концертной площадке отечественным музыкантам. В феврале меломаны южной столицы уже имели возможность познакомиться с фингерстайлом (техникой игры, при которой звук извлекается пальцами одной руки) благодаря всемирно известному гитаристу Адаму Рафферти, уроженцу Гарлема. Вместе с Рафферти выступил и казахстанский коллектив Jazz House в составе Владимира Осипова (гитара), Гочи Сирадзе (фортепиано), Вячеслава Тихонова (контрабас) и Кайрата Ахметова (ударные). Уже в марте в Алматы состоялся концерт джазового исполнителя из США Чарльза Тернера III. Компанию на алматинской сцене ему составили мастера джазовой импровизации из Украины, России и Казахстана. А в октябре с двумя уникальными концертами выступила американская гитаристка Дженнифер Баттен, за плечами у которой работа со всемирно известными музыкальными коллективами и исполнителями, в том числе с легендарным Майклом Джексоном. Музыкальный джем-сейшен с Баттен провел именитый казахстанский рок-гитарист Нодар Машуров.

 

Есть билет на балет!

Этот год запомнился и немалым количеством балетных постановок. Самый пик ярких премьер пришелся на осень уходящего года. Так, в ноябре алматинцы увидели выступления примы-балерины Берлинского балета, приглашенной солистки королевского театра Ковент-Гарден Яны Саленко и премьера Большого театра России Семена Чудина. Титулованные танцовщики заявили о себе в балете «Спящая красавица» с участием казахстанского кордебалета. Кстати, Яна Саленко покорила сердца алматинских поклонников балетного искусства в один из прошлых сезонов, когда вышла на сцену в спектакле «Лебединое озеро» с премьером Английского национального балета Вадимом Мунтагировым. В этот же раз Саленко составила прекрасный дуэт с Семеном Чудиным. Приезд звезд мирового балета состоялся в рамках цикла спектаклей с участием мировых звезд «World ballet stars in Kazakhstan» при поддержке акимата Алматы.

Чуть позже, в ноябре, в ГАТОБ имени Абая состоялась премьера обновленного балетного спектакля «Лебединое озеро», работа над которым велась казахстанскими и российскими профессионалами. Стиль и традиции в «Озере» остались неизменными, а вот костюмы и хореография, по словам отечественных специалистов давно требующие нового дыхания и свежего взгляда, были несколько модернизированы. Хореография спектакля оказалась во власти народной артистки РК Гульжан Туткибаевой, музыкальное руководство взял на себя заслуженный деятель РК Аскар Бурибаев, а сценография и костюмы – дело рук народного художника России, лауреата Государственных премий и хорошего друга алматинского театра Вячеслава Окунева. Постановка «Лебединого озера» вышла весьма достойной, получив полное право в этом году появиться в репертуаре ГАТОБ имени Абая с пометкой «премьера».

 

Картинки с выставки

В этом году Государственный музей искусств имени Абылхана Кастеева порадовал жителей и гостей Алматы тремя выставками художников ближнего и дальнего зарубежья. Первая – творческо-дорожный «Саквояж» петербургских мастеров живописи Петра Фролова и Натали Тур – состояла из 250 работ. Эта выставка стала настоящим праздником для любителей прекрасного и ценным мастер-классом для всех профессиональных художников, творящих в последние десятилетия. Работы Фролова покорили посетителей своей фантастичностью, сказочностью и великой мудростью, богатством жизнерадостной палитры, а картины Тур стали воплощением чистоты, доброты и честного художественного реализма.

Еще одним художественным проектом музея, вызвавшим широкий общественный резонанс, стала экспозиция бурятского художника Зорикто Доржиева. Его «Степные истории», украсившие залы музея в октябре, подарили зрителям ощущение невероятного спокойствия и душевного равновесия.

Иное впечатление сложилось о «Новой религии» британского художника Дэмиена Херста. Он ловко «ведет» за собой целый мир, держит его в каком-то  физико-духовном ступоре и радостно наделяет новыми комплексами в отношении истинного понимания современного искусства. Херст – великий предприниматель и в чем-то любитель контемпорари-арта – той сферы искусства, которая сегодня дает уникальную возможность почти любому «живому» современному уму сколотить приличное материальное состояние без особого труда. В этом Херст – настоящий гуру и бог, представивший свою религию и алматинскому зрителю. Его выставка, несмотря на жесткое разделение зрителей на сторонников и противников, стала одним из самых ярких явлений в пространстве изобразительного искусства Алматы в этом году.

 

Классика ноября

Предпоследний месяц текущего года запомнился рядом интересных и ярких событий в пространстве классической музыки. В особенности можно отметить два из них. Это международный музыкальный фестиваль November Music Fest, прошедший в стенах Большого зала Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.

В рамках фестиваля состоялись пять концертных вечеров, на которых можно услышать произведения классической, фольклорной и джазовой музыки в исполнении как отечественных, так и зарубежных исполнителей.

В конце ноября дал свой первый концерт и новоиспеченный камерный струнный коллектив «Виртуозы Алматы». Их первое выступление состоялось в стенах студенческого театра Concordia при Казахском национальном медицинском университете имени Асфендиярова. Солистом коллектива является известный казахстанский скрипач Амир Бисенгалиев, а руководит оркестром заслуженный деятель культуры, почетный учитель РК Юрий Дороховский. Новый коллектив сегодня стремится сделать классику модной и доступной для широкого круга слушателей. Вот и на дебютном вечере музыканты исполнили довольно известные произведения Моцарта, Баха, Вивальди, Паганини, Курмангазы. Второй выход на сцену с новой программой все желающие могут увидеть в январе следующего года.

 

Фестивальное движение

Год 2016-й обязательно запомнится и реализацией новых фестивалей. В этом преуспели и художники, и музыканты. В августе на вершине горы Кок-Тобе прошел первый фестиваль музыки под открытым небом «Алматы Кок-Тобе Opera». Симфонический оркестр под руководством дирижера Алана Бурибаева исполнил шедевры мировой классической музыки. На сцене вместе с именитыми казахстанскими артистами выступил приглашенный тенор из Испании Алехандро Рой, который в 2013 году был признан лучшим тенором в истории «Театра Сарсуэлла» в Мадриде.

В августе с успехом состоялся международный фестиваль «По следам Марко Поло», призванный знакомить публику с историей и музыкальным наследием азиатских стран. Алматы стал третьим городом-организатором данного проекта после Ливана и Туниса. На сцене Дворца Республики собрались зарубежные музыканты, исполнившие уникальные композиции на старинных и традиционных инструментах своего народа.

В этот же месяц лета в 20-й раз после двухлетнего перерыва состоялся международный музыкальный фестиваль Jazzystan. Американская команда Tortured Soul стала хедлайнером музыкальной программы. Кстати, в рамках Jazzystan прошла презентация нового творческого пространства Artхаус. Новая, неизвестная многим алматинцам площадка расположилась на территории бывшей столовой завода имени Кирова (пересечение улиц Макатаева и Масанчи).
В сентябре в Алматы прошел первый фестиваль креативных индустрий Art Energy. Он «подружил» промышленный дизайн, архитектуру, цифровое искусство, театр и музыку и был организован с целью презентации оригинальных идей по улучшению городской среды. «Алматы должен возродиться», – так посчитала творческая команда участников фестиваля. Art Energy дал южной столице возможность обзавестись оригинальными решениями по обустройству городских территорий. На территории парков и аллей Государственного академического театра оперы и балета имени Абая были представлены десятки интересных проектов от казахстанских художников, дизайнеров, актеров и музыкантов, которые благодаря своему образованию и оригинальному взгляду на жизнь способны «раскрасить» и «разнообразить» любой город страны.

 

Юлия МИЛЕНЬКАЯ,

фото Константина КНЯЗЕВИЧА,

Алматы