Главная  /  Статьи  /  Мировая общественность высоко оценивает инициативы Лидера РК

Мировая общественность высоко оценивает инициативы Лидера РК

Соб. инф
967
Мировая общественность высоко оценивает инициативы Лидера РК скачать фото
Казахстан на пути к современной демократии

Гульшара АБДЫКАЛИКОВА, Государственный секретарь Республики Казахстан:
– В этом году Казахстан начал отсчет новой четвертьвековой стадии всестороннего и последовательного развития.
Сегодня наша страна представляет собой сильное государство с рыночной экономикой, демократической политической системой, развивающимся современным обществом. Таковы вкратце основные результаты первого 25-летнего периода создания и становления Республики Казахстан.
Жизнь не стоит на месте. Сегодня перед нами стоят новые и более сложные задачи, вытекающие из поставленных Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым целей, которые сопряжены с мощными вызовами ускоренной глобализации. 
Поэтому Елбасы выступил с новой глубокой и актуальной инициативой – проектом конституционных реформ.
Во-первых, перераспределение полномочий ветвей государственной власти – это шаг, исходящий от осознания достигнутого уровня развития государства, экономики и общества и направленный на дальнейшее развитие страны.
Во-вторых, главный тренд мирового развития – инклюзивная глобализация – настоятельно требует мощных ответов на усложняющиеся вызовы времени.
В-третьих, для достижения основной цели Стратегии-2050 – вхождения в ТОП-30 наиболее развитых стран мира – рациональная логика неумолимо диктует модернизацию политической надстройки в целях развития экономического и социально-культурного базиса.
Вынесение проекта конституционных реформ на всенародное обсуждение является свидетельством высочайшего политического уровня нашего Лидера, который ведет нас по пути современной демократии.
Казахстан как авторитетное и признанное государство мирового сообщества, как непостоянный член Совета Безопасности ООН еще раз подчеркивает всем, что он уверенно, осмысленно и мощно идет по пути прогресса. 


Кайрат МАМИ, Председатель Верховного суда РК:
– Кардинальные изменения в правовом поле страны предстоят в рамках реализации поручения Президента о перераспределении полномочий между ветвями государственной власти.
Распоряжением Президента создана соответствующая Рабочая группа.
Верховный cуд предложил свое видение предстоящей реформы. Это наши подходы, прежде всего, по вопросам судоустройства и судопроизводства, отправления правосудия, взаимоотношений с Правительством, Парламентом, правоохранительными и иными государственными органами. 
24 января в заседании Рабочей группы принял участие Глава государства. Ему доложили о выработанных предварительных предложениях по данному вопросу.
В частности, что касается нашей сферы. Прежде всего, это предложения, относящиеся к коррекции отдельных норм Конституции страны.
В соответствии с шагом 17 Плана нации в наш Конституционный закон внесены дополнения, согласно которым фактически изменены требования по стажу и возрасту кандидатов на судейские должности.
Чтобы исключить несогласованность этих норм, нами предложено внести изменения в статью 79 Конституции с тем, чтобы требования к судьям судов устанавливались Конституционным законом.
Различные мнения о соответствии требованиям Конституции высказывались при обсуждении вопроса о переходе к трехзвенной судебной системе и придании Верховному суду статуса и функций не надзорной, а кассационной инстанции.
В этой связи предложено внести соответствующие изменения в статью 81 Конституции.
И третий блок касается вопросов статуса, а также полномочий прокуратуры, в том числе и по отношению к судам.
При рассмотрении в рамках реализации Плана нации вопросов усиления судебного контроля, сокращения участия прокуроров в гражданском процессе и ряда других нередко высказывались разные точки зрения относительно согласованности этих мер с нормами Конституции. 

 

 

Сергей РЕКЕДА, генеральный директор информационно-аналитического центра при МГУ, РФ:
– Нурсултан Назарбаев выстроил модель управления, которая сработала в самые сложные периоды современной истории РК, позволила устоять в условиях масштабного кризиса 2008-2009 гг. Во многом именно режим ручного управления позволил принимать быстрые и адекватные решения. Но эта модель Назарбаева – его персональная система, выстроенная под громадный авторитет и личные политические качества Елбасы. Специальное Обращение к народу Президент сделал неспроста: обновление политической системы в нынешних условиях – задача огромной важности для всей страны.


Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований, РФ:
– В современной истории это, конечно, беспрецедентное событие. Руководители государств редко делегируют свои полномочия. Считаю, что Нурсултан Назарбаев принял очень правильное решение, и многие страны, в том числе Россия, задумываются о возможности формирования этой модели у себя. Думаю, что такая модель управления государством будет отвечать требованиям времени. 


Гюнтер КНАБЕ, эксперт по странам Центральной Азии, Германия:
– Заявление Президента о перераспределении полномочий между Правительством и Парламентом говорит о том, что Нурсултан Назарбаев ведет Казахстан в будущее. Президент заботится о том, чтобы Казахстан и далее развивался в эти непростые, в том числе и для Германии времена. Я хочу отметить, что Казахстан идет по собственному пути развития, который сам определяет. Я думаю, это правильное решение. Министры и депутаты будут иметь больше ответственности, и перед ними будет стоять задача – оправдать доверие Президента и народа.


Чжао ХУЭЙЖУН, эксперт Института по изучению постсоветского пространства, КНР:
– Нынешнее Обращение Президента к народу я считаю очень важным. О том, что Казахстану нужна новая форма правления, Нурсултан Назарбаев говорил еще в 2007 году. Проведение таких масштабных реформ – очень длительный процесс. Я думаю, что это решение позволит оптимально разделить полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством. Кроме того, будет способствовать устойчивости и стабильности политической системы, а соответственно, это положительно скажется на самочувствии общества, а также развитии экономики. Думаю, что это может стать прекрасным примером для соседних государств. Когда мир переживает нелегкие времена, Казахстан делает смелый, но продуманный шаг.


Фредерик СТАРР, профессор Университета Джона Хопкинса, США:
– Благодаря своим большим полномочиям Нурсултан Назарбаев сыграл историческую роль в процессе становления независимого Казахстана. Об этом знает весь мир. Сегодня Президент пошел на громадный шаг. Он осознает, что время изменилось и сейчас необходимо выстроить новую модель принятия решений, в которой будет задействован механизм широкого обсуждения дальнейших шагов государства. 


Александр ШПАКОВСКИЙ, член белорусского Союза журналистов, политический обозреватель, автор более 200 текстов по проблематике международных отношений в СМИ и научных изданиях России, Литвы, Украины, Армении, Латвии, Казахстана, эксперт Международного совета, Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан»:
– О политических реформах в Республике Казахстан. Решение Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о диверсификации властных полномочий в пользу Правительства и Парламента представляется абсолютно своевременным.
До настоящего момента развитие Казахстана как демократического многонационального государства, в котором представлен широкий спектр политических партий и общественных объединений, осуществлялось при определяющей политической воле Главы государства. Данная ситуация была продиктована не только соображениями построения эффективной модели управления в переходный период, когда единоначалие является обязательным условием успеха, но также выдающимися личными качествами Президента Казахстана, заслуги которого по достоинству оценены казахстанским народом и на международной арене.
Представляется, что с момента обретения государственного суверенитета ключевой задачей Назарбаева и руководимой им команды управленцев было обеспечение суверенного развития Казахстана именно в долгосрочной перспективе. То есть речь не шла о том, чтобы «выжить» на первоначальном этапе, но скорее о том, чтобы казахстанская государственность осталась успешной геополитической реальностью в будущем. 
В международном плане Н.А. Назарбаев выдвинул Казахстан в качестве инициатора и одного из центров евразийской интеграции на постсоветском пространстве, дополнив это направление партнерскими отношениями с КНР, ЕС, другими мировыми центрами силы. В сфере внутренней политики также пришло время принимать управленческие решения, призванные обеспечить устойчивое развитие страны с учетом ее особенностей.
Подобная реформа представляется своевременной и отвечающей целям развития страны и ее ближайших союзников, максимально заинтересованных в стабильности Казахстана.


Нормундс ГРОСТИНЬШ, политолог, вице-президент Европейского альянса за свободу, руководитель «Института будущего Латвии», член Международного экспертного совета Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан», Латвия:
– Решение о делегировании части президентских полномочий Парламенту и Правительству – это, несомненно, крупный исторический шаг в развитии Казахстана.
Это решение отражает готовность успешно справиться с растущим объемом задач управления, с которым сталкиваются все государства в современном мире. Объем решаемых задач растет как по количеству, так и по необходимой скорости реакции. В этой ситуации укрепление Парламента и Правительства, расширение их полномочий, несомненно, повысит эффективность государственного управления.
В результате повысится также ответственность как законодательной, так и исполнительной власти, а это важное условие демократического развития страны.

Следует отметить, что реформа дает Президенту возможность больше внимания уделить внешней политике Казахстана, что даст ощутимый результат в том числе и в плане отношений Казахстана с Евросоюзом. 


Александр ЦИНКЕР, директор Института стран Восточной Европы и СНГ, член международного экспертного совета Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан», Израиль:
– Цель реформы: сбалансировать отношения ветвей власти на конституционном уровне.
Уже не в первый раз Президент Нурсултан Назарбаев обращается к народу страны по наиболее важным вопросам. Год назад, в преддверии начала отсчета 25-го года Независимости Казахстана Лидер Нации, анализируя мировую геополитическую нестабильность и экономический кризис, сформулировал упреждающие меры антикризисной стратегии. 
Если прошлогоднее Обращение Президента было ориентировано в основном на реализацию программы экономического развития Казахстана, то Обращение 25 января направлено на перераспределение полномочий между ветвями государственной власти, а в конечном итоге – на перезагрузку всей системы властных отношений в стране. 
Реформа предполагает коренное изменение баланса между полномочиями Президента, Парламента и Правительства. Если раньше, в процессе становления государства, все строилось вокруг главенствующей президентской вертикали, то данная реформа предполагает серьезное перераспределение властных полномочий. 
Около 40 президентских полномочий планируется передать в Правительство и Парламент, что, с одной стороны, повысит их статус, а с другой – потребует ответственной законодательной и исполнительной работы и дисциплины. В таких условиях для успешной реализации реформы и повышения эффективности всех ветвей государственной власти «важно создать между ними соответствующие балансы и противовесы», считает Президент Казахстана. Исходя из этого, в документе подробно описываются новые взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти.
Повышение роли Парламента и передача Правительству большого числа полномочий по урегулированию социально-экономических процессов позволят Главе государства сосредоточиться на выработке «стратегических решений во внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны». За Президентом останется и функция авторитетного арбитра в отношениях между ветвями власти. А это может означать, что конституционная реформа не предполагает, по крайней мере на ближайшем этапе времени, отказа от президентской республики и перехода к президентско-парламентской системе управления.
Реформа структуры власти направлена на соответствующие изменения Конституции, поэтому ее проект вынесен на всенародное обсуждение, по результатам которого рабочая группа должна будет доработать проект закона и внести его на рассмотрение Президенту.
На мой взгляд, с началом реализации положений конституционной реформы можно говорить о следующем этапе переходного процесса, который должен перевести Казахстан из группы стран с развивающейся демократией в группу с устойчивой политической системой функционирования демократических институтов власти. Для этого существуют все объективные предпосылки.


Невзат ШИМШЕК, директор Евразийского научно-исследовательского института г. Алматы, Международного казахско-турецкого университета им. Х.А. Ясави, доктор экономических наук, доцент, член Международного экспертного совета Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан»:
– Прежде всего хотелось бы отметить, что предстоящие законодательные изменения внесут важный вклад в развитие демократической культуры и укрепление демократических институтов в Казахстане. Я не стану сравнивать президентскую и парламентскую системы правления, так как этот вопрос уже не раз обсуждался в различных научных трудах. Однако хочу подчеркнуть один важный момент, непосредственно связанный с вопросом укрепления демократии. Я полагаю, что очень важным является наличие соответствия между политической системой власти и национальными особенностями страны. Хочу разъяснить этот вопрос более подробно. Как известно, характерными особенностями современной демократии как формы государственного устройства являются соблюдение принципа наличия ответственного и подотчетного правительства, а также принципов правового государства и разделения властей. Таким образом, функционирование сил, образующих государство, в системе «сдержек и противовесов» играет важную роль как с точки зрения обеспечения стабильности и безопасности, так и с точки зрения подотчетности государственных структур. Правительственная форма правления также формируется в соответствии с принципом разделения властей, т.е. законодательными и исполнительными органами. Тем не менее существует целый ряд преимуществ и недостатков как у президентской, так и у парламентской формы правления с точки зрения оценки их эффективности и организации подотчетности.
Однако насколько выбранная модель государственного управления с ее преимуществами и недостатками будет способствовать обструкции в системе или же, наоборот, утверждению политической стабильности и подотчетности государственных структур зависит от индивидульных особенностей каждой страны, а именно от уровня развития демократических институтов и социально-экономического развития.
Позвольте мне также отметить, что не существует прямой корреляции между формой государственного правления и развитием демократии и демократических принципов. Вместе с этим нужно отметить, что парламентская форма правления обладает рядом преимуществ, позволяющих приобрести опыт внедрения культуры демократии. Однако необходимо рассматривать каждую страну в индивидуальном порядке, так как уровень развития общественных институтов в стране, наличие разветвленной структуры политических партий и многое другое имеет важное значение для демократического управления.
Важнейшими элементами казахстанской модели государственной формы правления остаются поддержание политической стабильности и экономическое развитие страны, нашедшие свое отражение во всех правительственных программах Казахстана.
Современный Казахстан – это страна, где проживают представители множества различных культур, этнических групп и религий. В этой связи концептуальной основой казахстанской модели стал принцип толерантности. Данный принцип является неотъемлемой частью развития демократии. Имея за плечами 25-летний опыт независимости, Казахстан добился впечатляющих успехов в плане обеспечения стабильности в стране, поступательного экономического развития и укрепления принципа толерантности. Достигнутая внутриполитическая стабильность, а также внешнеполитическая активность государства, проводимая за 25 лет независимости, позволили успешно провести запланированные преобразования. Из проводимых дискуссий становится очевидно, что Президент оставит в своей компетенции и будет сосредоточен на формировании политики в таких стратегических областях, как внешняя политика, национальная безопасность и оборона, в то время как Правительство и Парламент усилят свое влияние на проведении политики в социальной и экономической сферах. Я полагаю, что пока преждевременно говорить о конкретном наполнении поправок к Основному закону. Для этого необходимо тщательно проанализировать будущее распределение обязанностей и полномочий Правительства, Главы государства и законодательного органа. Будет более правильным, если на основе вышеперечисленных принципов, а именно принципа наличия ответственного и подотчетного Правительства, а также принципов правового государства и разделения властей, будет сформирована модель, присущая исключительно Казахстану. Я желаю, чтобы планируемые изменения способствовали укреплению стабильности и процветанию Казахстана. 

 

Нурсултан Назарбаев рассказал о предстоящей конституционной реформе в Казахстане. Президент сообщил, что подписал указ о вынесении на всенародное обсуждение проекта реформ в сфере перераспределения государственных полномочий.
Нурсултан Назарбаев сказал: «Предлагаемая нами реформа опирается прежде всего на собственный опыт и потребности самого Казахстана. Программа реформ – это наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный – в сторону демократического развития». 

 

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в телеобращении к гражданам страны заявил, что роль Парламента планируется существенно усилить в ходе предстоящей конституционной реформы.
«Победившая на парламентских выборах партия будет решающим образом влиять на формирование правительства», – считает Нурсултан Назарбаев. Президент республики отметил, что будет закономерно, если Правительство сложит полномочия перед вновь избранным Мажилисом (нижняя палата) Парламента, а не перед Президентом, как было раньше.

 


Нурсултан Назарбаев объявил о предстоящей реформе власти. В среду в телеобращении к нации Назарбаев сообщил, что «для повышения эффективности управления государством» он готов передать порядка 40 президентских полномочий Парламенту и Правительству. Правительству, по словам Назарбаева, должна отойти «значительная» часть президентских полномочий «по регулированию социально-экономических процессов», а Парламенту, точнее, победившей на выборах партии – «решающая роль» в формировании Правительства. За Президентом сохранятся функции верховного арбитра в отношениях между ветвями власти, внешняя политика, национальная безопасность и обороноспособность страны. Сильная президентская власть была необходима Казахстану для преодоления огромных трудностей становления государства.

 

Днем в среду, 25 января, казахстанские национальные телеканалы срочно изменили сетки вещания, поскольку Президент страны Нурсултан Назарбаев решил выступить со специальным Обращением. Вечером в течение десяти минут он изложил программу изменения системы гос­управления и сообщил о вынесении ее на всенародное обсуждение. Суть конституционной реформы, по словам Главы государства, состоит в передаче значительной части полномочий и ответственности от Президента Правительству и Парламенту.

 

Президент Нурсултан Назарбаев расширяет полномочия Парламента, делегируя часть своих функций. Это серьезный шаг по усилению процесса демократизации в Казахстане.

 

 

 

 

Проект конституционных реформ в Казахстане будет вынесен на всенародное обсуждение. Предстоящая реформа по перераспределению власти в Казахстане опирается на логику развития страны и логику современного развития в целом. Основная суть – Президент отдает ряд своих полномочий Парламенту и Правительству. Назарбаев заявил о необходимости перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом в декабре прошлого года на торжественном заседании в честь 25-летия Независимости Казахстана. При этом Президент отметил, что Казахстан «был, есть и будет государством с президентской формой правления». 

 

Нурсултан Назарбаев пошел на беспрецедентный шаг. Президент Казахстана намерен передать целый блок своих полномочий Парламенту и Правительству. Сейчас это самый обсуждаемый вопрос в республике, которая занимает лидирующую позицию в Центральной Азии. Заявление Назарбаева свидетельствует о начале нового этапа в развитии страны, которая на протяжении всех 25 лет своей Независимости демонстрировала рекордные показатели роста. Обсуждая специальное Обращение лидера государства к своему народу, аналитики говорят об ускорении процессов демократизации Казахстана. 

 

Лидер Казахстана объявил о передаче части своих полномочий Парламенту и Правительству. Нурсултан Назарбаев намерен сосредоточиться на стратегических вопросах, национальной безопасности и внешней политике, выступая в качестве верховного арбитра. Данный вопрос вынесен в Казахстане на всенародное обсуждение. 

 

 

Смотрите также: