Главная  /  Статьи  /  Серебряных дел мастер

Серебряных дел мастер

Марина Калаганова
303
Серебряных дел мастер скачать фото
Умение создавать неповторимую красоту – это как божий дар

Наш рассказ - об удивительном мастере, ярком представителе мангистауской школы ювелиров, продолжающем славные традиции зергеров-казахов рода адай, реставраторе ювелирных изделий Мангистауского областного историко-краеведческого музея Сагидолле Оразове.

 

Как известно, истинные мастера своего дела всегда скромны и немногословны. Они как будто стесняются внимания, которое проявляют к ним, к работе, которую они выполняют. И, как правило, разговорить их бывает сложно. К примеру, Сагидолле легче сделать ювелирное украшение, чем рассказать, как оно создается. Сидя в его мастерской, наблюдая за кропотливой работой мастера, становясь свидетелем появления из небольшого количества серебра удивительно притягательного нагрудного украшения – ониржиек, состоящего из трех пластин, соединенных между собой по вертикали петельно-кольцеобразным способом, проследив вместе с мастером рождение этой красоты от эскиза до конечной шлифовки, начинаешь понимать, что умение создавать неповторимую красоту – это действительно божий дар. И невольно проникаешься не только уважением к мастеру, но и каким-то необъяснимым трепетным отношением к его рукам, инструментам и ремеслу.

 

Сам же Сагидолла улыбается и отмечает, что у казахов издавна бытует поверье, что инструменты мастеров-зергеров обладают магической силой. Некоторые зергеры в мангистауских степях, к примеру Жубаназар Жорасов из села Курык, лечили людей. Само ремесло зергера считалось священным, а рукам мастера приписывалась чудодейственная сила, способная не только изготавливать удивительной красоты произведения ювелирного искусства, но и изгонять болезни.

 

Извечная загадка серебра

Видимо, это поверье исходит из извечной загадки серебра – благородного, почитаемого испокон веков казахами металла. Ведь, как известно, ювелирное искусство, уходя корнями вглубь веков, занимает особое место в истории национальной культуры. У казахов ювелирное дело носило профессиональный характер и тем самым отличалось от других видов казахского прикладного искусства, которым был присущ характер домашних промыслов.

Основным и любимым материалом, с которым работали казахские ювелиры, было серебро. Мягкий, эластичный драгоценный металл с матовым блеском позволял зергерам использовать в своей работе различные способы обработки металла – ковку, литье, чеканку, зернь, штамповку, скань в сочетании с цветовой гаммой и формой камней.

 

Серебро сопровождает казаха с младенчества на протяжении всей жизни, так как оно выполняло в казахских степях прежде всего охранительную и оберегающую от сглаза и нечистой силы функцию.

Мастера-зергеры адаевских родов, создавая ювелирные украшения, наделяли их символикой охранно-защитного и стимулирующе-продуцирующего характера. Исходя из этого, каждый орнамент нес определенную смысловую нагрузку.

Поэтому и ювелирные изделия из серебра в мангистауской степи носились не столько в качестве украшений, а прежде всего как обереги, являясь источником очищающей, охранительной, лечебной силы.

На сегодняшний день красотой, величием и монументальностью серебряных изделий мастеров-зергеров XVIII–XX веков можно любоваться в экспозиционных залах Мангистауского областного историко-краеведческого музея, а также в ходе Дней культуры Мангистауской области, проходящих ежегодно в столице республики и в регионах Казахстана. Ювелирная коллекция из серебра краеведческого музея считается одной из лучших в Республике Казахстан и насчитывает более тысячи уникальных экспонатов, хранящихся в запасниках музея, представляя собой целый уникальный пласт духовной культуры Мангистау. Сохранность многих из них оставляла желать лучшего, так как время, условия хранения у частных владельцев наложили свой отпечаток на этот благородный металл. Но, оказавшись в ювелирной коллекции музея, серебряные изделия обрели вторую жизнь благодаря Сагидолле Оразову.

 

Пройдя через руки мастера, отреставрированные мангистауские украшения из серебра поражают посетителей музея и выставок величественностью и монументальностью, выразительностью и архаичностью форм. К примеру, нагрудное украшение – ониржиек, состоящее из трех, пяти или семи пластин квадратной, прямоугольной либо сложной формы, соединенных между собой по вертикали петельно-кольцеобразным способом. Ониржиек, основная функция которого состояла в защите материнской утробы и груди от влияния нечистых сил с целью рождения здорового потомства, входил в комплекс ювелирных украшений невесты. Девушка, надев его в день свадьбы, должна была носить весь период, пока могла иметь детей.

Очень интересны рассчитанные на два пальца массивные перстни свах – кудагай-жузик – символ единения двух семей, который мама невесты дарила матери жениха – свекрови своей дочери, или комплексы ювелирных украшений казахской девочки, девушки, невесты, молодой женщины, женщины среднего возраста и комплекс ювелирных украшений бабушек, а также мужские аксессуары из серебра (табакерка, пуговица-туйме, стальной нож с рукоятью из кости, инкрустированной серебром, серебряные зубочистка, ухочистка, перстень).

Но особой гордостью музея является отреставрированный по образцам подлинника мужской пояс, выполненный из 23 накладных серебряных пластин, нашитых на кожаную основу. Узоры и декор последующей пластины не повторяют предыдущую. Пояс весит 1370 граммов. Такие пояса носили казахские батыры. Этот отреставрированный Сагидоллой Оразовым экспонат XIX века является вершиной мастерства зергеров мангистауской школы.

 

По стопам брата

В мир ювелирного искусства Сагидолла пришел по стопам своего старшего брата, известного ювелира Тугела Оразова, который сейчас живет и работает в Алматы. Именно он в конце 80-х годов прошлого столетия, когда общество и страна были в экономическом коллапсе, когда духовные ценности, на которых воспитывались целые поколения, начали ставиться под сомнение, когда каждый, теряя уверенность в завтрашнем дне, думал о том, как обеспечить себе хлеб насущный, сумел увидеть в своем младшем брате скрытый потенциал будущего мастера. Конечно же, чтобы стать мастером своего дела, Сагидолле пришлось много работать над собой, штудируя азы декоративно-прикладного искусства, овладевая различными техниками ювелирного дела.

 

– Я благодарен своему брату за то, что он открыл для меня совершенно другой мир – мир познания самого себя через профессиональную реализацию. Сейчас я уверен, что если бы тогда, в 1990 году, будучи 17-летним юношей, я не поступил по совету старшего брата на факультет художественной графики и декоративно-прикладного искусства Казахского национального педагогического университета имени Абая, а выбрал бы другую специальность, то учебу я бросил бы на полпути. И кто знает, может быть, до сих пор так и метался в поисках самого себя. А прикладное искусство меня заворожило. И уже с первых дней обучения я понял, это – мое, это то, что мне по душе. И если в первый год учебы мы должны были делать копии ювелирных изделий, не отходя от оригинала, то со временем творческая составляющая, присущая профессии ювелира, стала брать верх, и я стал изготавливать предметы по собственному эскизу, – рассказывает Сагидолла. – Помню свою первую авторскую работу – мужской перстень. Я несколько раз переделывал его. Мог сидеть по несколько часов, мне все казалось, что чего-то не достает, какого-то последнего штриха. Доведя работу до конца, глубокой ночью ложился спать, а утром, увидев перстень, опять переделывал его.

 

Друзья-однокурсники подшучивали надо мной, мол, нет предела совершенству, а я все не находил себе места до тех пор, пока не сделал то, что действительно мне понравилось и было по душе. А затем я решился по собственному эскизу сделать браслет, отойдя от традиционного стиля, внес элементы абстракции. Получилось необычно. Мою работу заметили, и это стало для меня, студента-второкурсника, огромным стимулом, – вспоминает мастер.

 

Одетая в серебро история Мангистау

Из всех стилей ювелирного искусства Сагидолле по духу близок стиль мангистауских мастеров-зергеров, так называемой школы зергеров адаевских родов – Мурына Сенгирбайулы, Акмаганбета Сейтова, Атанши Отешева и многих других.

Необходимо отметить, что Сагидолла Оразов и сам принадлежит к знаменитому и почитаемому у казахов роду адай-коскулак, являясь прямым потомком известного святого Бекет-ата в седьмом поколении. Наверное поэтому изготовленные им ювелирные украшения носятся с особым трепетом и почитанием.

Как известно, именно мангистауские ювелиры-зергеры сумели сохранить до ХХ века практически без изменений древнюю технику полихромного стиля, при которой из небольшого количества серебра создавались украшения, поражающие своей монументальностью и сложностью декора. Главный секрет заключался в том, что мангистауские мастера владели техникой накладных пластин, которые паялись в объемную форму, а изнутри заполнялись мастикой. А затем уже лицевая сторона пластин декорировалась вставками из сердолика, сканью, зернью, орнаментированными пресс-лентами.

Совокупность всех этих способов обработки серебра и позволяла зергерам рода адай создавать величественные украшения, которыми славится Западный Казахстан.

Как признается сам мастер, именно любовь к этому стилю, кроющаяся на подсознательном уровне, привела 15 лет назад молодого мастера в Мангистауский областной историко-краеведческий музей, где он по сей день работает реставратором ювелирных изделий.

 

– От соприкосновения с работой великих мастеров мангистауской степи, от созданных ими шедевров ювелирного искусства захватывает дух, поэтому я благодарен судьбе, подарившей мне радость реставрационной работы и возможность соприкоснуться с миром прекрасного. И если отреставрированные мной ювелирные изделия хотя бы несколько минут будут радовать посетителей музейной экспозиции и выставок, то это самая большая радость для меня. Ведь красота должна радовать людей и вдохновлять. А серебро само по себе уже произведение искусства, созданное самой природой. И наши предки прекрасно знали все его свойства и отдавали предпочтение ему, а не золоту. Из всех техник я очень люблю технику зерни, которая подчеркивает красоту благородного металла. На мой взгляд, серебро красиво само по себе и не нуждается во вставках из камней, – считает Сагидолла Оразов.

 

С национальным колоритом

В преддверии праздника весны и обновления природы – Наурыза – у Сагидоллы огромное количество индивидуальных заказов. Люди приходят со своими индивидуальными эскизами, но зергер, прежде чем приняться за работу, обязательно спрашивает, для кого предназначено украшение, и уже исходя из возраста и социального статуса того, кто будет носить украшение, вносит с согласия заказчика свои коррективы для того, чтобы украшение действительно приносило радость его владельцу.

 

Сегодня реставратор Мангистауского областного историко-краеведческого музея Сагидолла Оразов готовится к выставке «ЭКСПО-2017». Он считает, что в его авторских работах, которые будут представлены на выставке, должен четко прослеживаться стиль мангистауских зергеров адаевской школы.

 

– Наши ювелирные украшения узнаваемы во всем Казахстане и пользуются огромной популярностью. Надеюсь, что в ходе «ЭКСПО» мы сможем встретиться с коллегами, поделиться опытом, зарядиться творческим вдохновением и новыми идеями. А самое главное – это то, что через интерес к серебряным украшениям возрождается интерес к уникальной истории и самобытной культуре Мангистау. А это очень важно для всех нас, потому что без прошлого нет настоящего, а значит, нет и будущего, – отметил ювелир.

 

Марина КАЛАГАНОВА, фото Акерке ГАГАРИНКЫЗЫ, Мангистауская область

Смотрите также: