Главная  /  Статьи  /  Прощай, артист!

Прощай, артист!

Константин Козлов
143
Прощай, артист! скачать фото
Коллеги и поклонники провожают Владимира Толоконникова

Вчера весь день в стенах Алматинского Русского театра драмы имени Лермонтова прощались с выдающимся артистом, ставшим не просто любимым всем бывшим советским народом, а настоящей легендой театра и достопримечательностью Алматы. Несмотря на то, что в последние несколько лет Владимир Алексеевич чувствовал себя неважно, для всех его кончина стала неожиданной – настолько ярко и плодотворно он работал в последние годы, что никак не могло создаться впечатления, что он живет на пределе сил.

 

Вчера в стенах театра им. Лермонтова состоялась гражданская панихида, которую посетили несколько десятков тысяч человек. Соболезнование семье артиста уже выразил министр культуры Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы. Как уже сообщалось, похороны состоятся в четверг 20 июля в Москве на Троекуровском кладбище.

Последнее время своей жизни Толоконников жил полноценной артистической жизнью – в апреле-мае отыгрывал последние спектакли в родной Лермонтовке, которой отдал без малого 45 лет, а также снимался в продолжении популярной российской комедии «Супер Бобровы».

 

Субботним вечером социальные сети запестрели траурными ленточками – поверить в то, что Владимир Алексеевич умер, было невозможно. Примерно также неожиданно ушел и Батырхан Шукенов два года назад – на пике творческой активности и с подорванным здоровьем. Тем не менее факт остается фактом – и нам, поклонникам дарования Толоконникова остается только смириться с его уходом.

 

Про таких как Владимир Алексеевич Толоконников говорят – «человек второй половины жизни», действительно, по актерским меркам слава пришла к нему в довольно зрелом возрасте – в 1988 году, когда фильм Владимира Бортко «Собачье сердце» взорвал киноэкраны Советского Союза. Несмотря на то, что это была не первая экранизация повести Булгакова, во многом благодаря харизме и актерскому дарованию Толоконникова образ Шарикова из фильма Бортко стал каноническим. Даже артисты, цитируя Булгакова, произносят реплики Шарикова именно с интонацией Толоконникова – это ли не актерское бессмертие? Но до этого успеха актеру нужно было дожить. Свою первую роль в кино в фильме «Последний переход» он сыграл, когда ему было уже 38 лет. Хотя в театральном мире Алма-Аты он уже был известным –  играл в спектаклях «Жизнь Господина Мольера» по тому же Булгакову, «Собор Парижской Богоматери», «Поминальная молитва», «Семейный портрет с посторонним» и.т.д. Да тот же Шариков – ведь прежде чем быть утвержденным на эту роль на «Ленфильме», Владимир Алексеевич успел отыграть несколько премьерных спектаклей в родной Лермонтовке.

 

Мало кто знает, что в 1985 году тогда еще неизвестный артист снялся в документальной агитке о вреде алкоголя. Режиссер Игорь Гонопольский позвал Толоконникова на роль алкоголика – по сути дела это был «псевдодок», но подмену тогда никто не заметил – все приняли артиста за реального человека, страдающего алкоголизмом.

 

После 1988 года началась настоящая востребованность – это и Козлевич в «Мечтах идиота», и «Кошкодав Сильвер». В 90-х, когда снимался легендарный сериал «Перекресток», Толоконников еще больше раскрылся как комедийный актер в роли незадачливого механика Паши. Потом последовал скетчком «Толобайки». А вот возвращения в российское кино пришлось ждать долго из-за медвежей услуги российских «желтых» журналистов, которые в конце 90-х, не зная об успехах Толоконникова на родине, написали в одной из статеек, что «легендарный Шариков спился и умер в нищете». К слову, во многом из-за этого Владимир Алексеевич не очень жаловал журналистов…

 

Триумфальным возвращением в российский кинематограф стала комедия «Хоттабыч» Петра Точилина – о том, как легендарный волшебный старик оказывается в нашей информационной эпохе. За эту роль Толоконников даже получил приз телеканала MTV. В последние годы Толоконников, можно сказать, обрел настоящее актерское счастье: был востребован в театре и кино, играл и в Казахстане, и в России. И, как это часто, увы, бывает, не уследил за своим здоровьем. И как не утешай себя, что актер навсегда остается в памяти, покуда есть с нами его фильмы и записи спектаклей, артисты калибра Толоконникова рождаются раз в несколько десятилетий. И с уходом Владимира Алексеевича мы потеряли большой талант, настоящую легенду.

 

Константин КОЗЛОВ, Алматы

 

Смотрите также: