Главная  /  Статьи  /  Даулетхан Есимов: в мире работают три модели здравоохранения

Даулетхан Есимов: в мире работают три модели здравоохранения

Светлана Шестернева
3350
Даулетхан Есимов: в мире работают три модели здравоохранения скачать фото
Может ли Казахстан повторить успешный опыт внедрения социального медстрахования западных стран

Председатель правления Национальной палаты здравоохранения Даулетхан Есимов продолжает рассказывать о системе обязательного медицинского страхования.

 

– Может ли Казахстан повторить успешный опыт внедрения социального медстрахования западных стран? Речь идет не только об уровне развития экономики, но и менталитете.

 

– Безусловно. Прежде чем внедрять обязательное медицинское страхование, был изучен опыт многих стран, в которых успешно работает страховая медицина. Это такие страны, как Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Чехия, Эстония и другие. Вообще в мире существуют три глобальные модели здравоохранения – государственное, общественное и частное страхование. У каждой системы есть как хорошие стороны, так и недостатки. Сейчас общая тенденция развития – конвергенция бюджетных и страховых моделей. Например, во Франции, если до реформы эта была чистая модель Бисмарка, то после реформы взносы от заработанной платы работника заменены на взносы от общего дохода.

 

В страховых системах наблюдается тенденция увеличения роли государства. Такая же реформа происходит в Германии. Федеральное правительство начало платить больничным кассам взносы за детей, то есть дети стали застрахованными за счет государства, как в нашей системе. Надо отметить, что в Германии до 2009 года было очень много различных больничных касс, которые страховали граждан. Теперь 95% всех средств переходит вновь созданному Центральному фонду перераспределения. Этот фонд отвечает за распределение собранных средств больничным кассам в зависимости от численности и состава застрахованных. А тарифы взносов устанавливает Федеральное бюро страхования.

 

Сейчас в мире наблюдается отчетливая тенденция централизации и укрупнения фондов ОМС с целью увеличения эффективности, упрощения управления и сокращения неравномерности распределения средств. Например, в Нидерландах изменен баланс взносов: тариф взноса от дохода уменьшен с 8% до 6%, постоянный взнос увеличен с 239–455 евро (2005 год) в среднем до 1050 евро (2006 год). Дополнительно введено финансирование из общих налогов, единая государственная система стала охватывать все население. Также как в Германии, создан Национальный центр (фонд) накопления. В Эстонии с 2001 года центральный и региональные фонды объединены в одну организацию.

 

В Чехии число фондов сократилось с 27 до девяти, в Польше 17 региональных фондов объединены в один Национальный фонд с филиалами в каждом регионе. У нас тоже так – центральный офис Фонда СМС в Астане и филиалы по областям. Такая модель единого плательщика, как у нас, доминирует в странах Центральной и Восточной Европы и рекомендуется Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для стран, где развивается страховая медицина. Это то, что касается международного опыта, откуда взято самое лучшее на сегодняшний день, создана наша модель, изучена и внедряется методика финансирования.

 

Что касается экономической ситуации, так как раз внедрение ОСМС будет способствовать увеличению финансирования в системе здравоохранения за счет работодателей, работников, индивидуальных предпринимателей, от самозанятого населения и так далее. Но надо отметить, что государство, как прежде, оплачивает гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Кроме того, производятся страховые отчисления за социальные группы – это и пенсионеры, и инвалиды, и дети, и студенты, и многодетные матери, и женщины в декрете и так далее, это 14 категорий граждан, о которых я ранее говорил.

 

Отчисление государства за эти категории граждан составит почти 80% денег фонда. Говоря о менталитете, что вы имели в виду? Вы считаете, что в других странах люди более законопослушны, чем в Казахстане? Я позволю себе не согласиться с вами. Основная масса казахстанцев очень законопослушна, как раз простые люди и выполняют наши законы.

 

– Откуда вообще возникла необходимость внедрения системы ОСМС? Какие были предпосылки?

 

– Если взять финансирование здравоохранения за время независимости нашей республики, то оно росло из года в год. Но за все платило государство, то есть бремя обеспечения охраны здоровья лежало все эти годы на его плечах. За последние 10 лет объем финансирования из государственного бюджета в систему вырос в 6,3 раза. Расходы на душу населения с 8,7 тыс. тенге в 2004 году к 2015 году возросли до 49 тыс. тенге.

 

На сегодняшний день у наших граждан образовалось потребительское отношение к здравоохранению, слабая приверженность к здоровому образу жизни. А работодатели никаким образом не участвовали в оздоровлении своих работников. Кроме того, в Казахстане к 2015 году оказалась недостаточно эффективная структура оказываемой медицинской помощи: высокая доля расходов на стационарную помощь, высокий удельный вес частных платежей, фрагментация потоков финансовых средств. То есть разные правила финансирования в регионах, неравномерная доступность населения к медицинской помощи при социально-значимых заболеваниях, так как финансировалось все из местных бюджетов в зависимости от их возможностей, низкая эффективность медицинских организаций, слабая тарифная политика и непрозрачное распределение средств, низкий уровень качества услуг и компетенции системы.

 

Возникли системные риски в отрасли. Это риск роста потребления услуг за счет роста рождаемости и старения населения. Риск роста стоимости здравоохранения за счет интенсивного внедрения новых дорогостоящих технологий. Росли инвестиционные затраты государства. Риск недостаточности государственного бюджета и возможности компенсации вследствие экономической ситуации. Отсутствие гибкости при перераспределении средств между регионами и уровнями здравоохранения.

 

Риск неэффективности – недостижения конечных результатов вследствие низкой компетенции менеджмента в здравоохранении, недофинансировании трудовых затрат медицинских и других работников отрасли, неэффективное использование средств. Все эти, я бы сказал, ключевые проблемы и ожидаемые системные риски требовали кардинального пересмотра модели системы здравоохранения страны.

 

– Что уже сделано?

 

– Принят закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании». Уже успели внести в него изменения и дополнения, в доходной части изменения ставок взносов государства и отчислений работодателей. При этом расширился список категорий лиц, за которых взносы осуществляет государство, а также взносов самозанятых лиц. Ввели взносы для неактивного населения с 2018 года, расширили список плательщиков взносов. Внесены изменения в расходы ФСМС, в организацию работы, лекарственного обеспечения. Создан сам Фонд социального медицинского страхования в виде некоммерческой организации, единственным учредителем и акционером которой является Правительство Республики Казахстан. Организованы филиалы фонда в регионах, назначены директора.

 

В настоящее время принимаются подзаконные нормативно-правовые акты, согласовываются с НПП «Атамекен» и аккредитованными общественными и профессиональными организациями, в том числе и с нами, Национальной палатой здравоохранения. Проведено дерегулирование нормативно-правовой базы, в том числе в области санэпиднадзора, медицинского и фармацевтического контроля. Снижены барьеры для частных медицинских организаций для участия в ОСМС. Практически нормативно-правовая база готова.

 

Светлана ШЕСТЕРНЁВА, Алматы

Фото: Павел Михеев, Liter.kz

 

Смотрите также: