Главная  /  Статьи  /  Информационная кампания по ОСМС

Информационная кампания по ОСМС

Светлана Шестернева
3762
Информационная кампания по ОСМС скачать фото
Вся информационно-разъяснительная работа условно разделена на три группы

Председатель правления Национальной палаты здравоохранения Даулетхан Есимов рассказал об информационной кампании по внедрению ОСМС.

 

– Даулетхан Сергазиевич, каково ваше мнение относительно организационных моментов проведения кампании по внедрению ОСМС?

 

– Да, нужно усилить информационно-разъяснительную работу, дойти до каждого аула, до каждого предприятия, доводить до каждого предпринимателя, госслужащих. Эта работа ведется. Здесь я бы хотел остановиться более подробно, так как сам тоже являюсь участником информационно-разъяснительной работы (ИРР), проводимой Министерством здравоохранения РК.

 

Вся информационно-разъяснительная работа условно разделена на три группы – широкомасштабная, адресная и точечная.  Целевой аудиторией на всех этапах являются медики, население и работодатели. При этом медицинские работники и работодатели, в свою очередь, сами рассматриваются проводниками ИРР для населения.

 

Целевые группы

 

Широкомасштабная ИРР (сентябрь 2016 г. – май 2017 г.) – это первый этап, направленный на все целевые аудитории с целью ознакомления и разъяснения общих принципов и механизмов ОСМС. ИРР проводился среди широких слоев населения с целью постепенной подготовки общества к внедрению системы ОСМС. 

 

Адресная ИРР (февраль-сентябрь 2017 г.) – это второй этап, который призван разъяснять практические меры реализации и участия в ОСМС для конкретной целевой аудитории. В связи с началом отчислений с 1 июля 2017 года работодателям, ИП, нотариусам/адвокатам/медиаторам разъяснялись механизмы перечисления взносов и отчислений, пакеты ГОБМП и ОСМС, преимущества ОСМС и прочее. Медицинским организациям и врачам объясняют, как Фонд будет отбирать поставщиков услуг, вести контроль качества, оплачивать медицинские услуги и другие инструменты работы в ОСМС. Для охвата этих целевых групп проводится тесная работа с акиматами, НПП «Атамекен», партией «Нұр Отан» и другими общественными организациями.

 

Точечная ИРР (сентябрь-декабрь 2017 г.) – это третий этап, нацеленный на информирование и вовлечение в систему ОСМС конкретного человека из неактивной категории населения без официальных доходов (домохозяйки, продавцы рынков, сезонные рабочие, незарегистрированные безработные, сельские жители, работники мелких сельхозпредприятий и другие). Тут будут использованы такие популярные средства донесения информации, как реклама на коммунальных счетах, в общественном транспорте и рынках, отделениях «Казпочты» и ЦОНах, подворовые обходы и сходы жителей, консультации населения отдаленных районов через медработников курсирующих медицинских поездов.

 

Первой целевой аудиторией стали медицинские работники, так как они непосредственно оказывают медицинские услуги населению и поэтому разъясняют им преимущества ОСМС. Всего обучено 135 730 (из 141 453) медработников, что составляет 94,3% охвата.

 

В рамках широкомасштабной ИРР проводится ряд акций по всей стране. Это «Прикрепись к поликлинике – определи свой статус в системе ОСМС» и «Дни высоких технологий» в приграничных областях Казахстана. Данные акции сопровождаются активной ИРР об ОСМС. Одними из ключевых инструментов воздействия на основную целевую аудиторию – население – являются СМИ, реклама и социальные сети. В результате на 20 июня текущего года в СМИ опубликовано 3884 материала, в Интернете и социальных сетях размещено свыше 2700 постов.


Социальные сети и встречи с населением

 

В социальных сетях наибольшую активность проявляют пользователи Facebook. Ими генерируется 88% всего контента, затрагивающего вопросы внедрения ОСМС, 6,1% приходится на «ВКонтакте», 5,5% – «Твиттер». Примерный охват аудитории по СМИ и соцсетям достиг 4,6 млн человек. В рамках встреч республиканского и региональных штабов было охвачено свыше трех миллионов человек. В апреле-июне этого года проводится крупномасштабная акция «Прикрепись к поликлинике – определи свой статус в системе ОСМС», в рамках которого с начала кампании прикрепилось свыше 230 000 человек. Более двух миллионов человек, обратившихся в поликлиники и больницы, получили информацию о системе ОСМС. Охват аудитории по итогам первого широкомасштабного этапа ИРР за прошедший период составил свыше 8 млн человек, что составляет половину от общего числа казахстанцев. Министерство на системной основе ведет мониторинг активности ИРР среди населения в регионах.

 

Составлен комплексный рейтинг, отражающий общую картину охвата населения ИРР по результатам встреч с населением, подворового охвата и консультации медработников. С детальным анализом проведенных социологических исследований по уровню информированности в разрезе регионов, отраслей и восприятия реформ среди различных целевых аудиторий можно сказать, что, по предварительным данным, в отдельных регионах доля неосведомленного населения достигает 45–46% (Восточно-Казахстанская, Актюбинская области). Четверть населения не проинформирована о медицинском страховании в Алматинской области, каждый пятый – в Западно-Казахстанской области. В то же время самый высокий уровень осведомленности об ОСМС отмечен в Мангистауской, Павлодарской и Атырауской областях.

 

Анализ показывает, что в разных регионах преобладают различные методы коммуникации с населением. Например, в Карагандинской области преобладает тиражирование и распространение буклетов (более 800 тыс.). В то время как в ЮКО, Кызылординской области сделан упор на встречи с населением. Тем не менее местные исполнительные органы должны максимально задействовать все каналы коммуникации, наиболее популярные в каждом регионе, чтобы обеспечить наибольший охват и качество информационной кампании.

 

В целом, по данным отчетов региональных штабов, по состоянию на 15 июня лидирующие в охвате взрослого населения регионы: ЮКО (1-е место и 95,5% охвата), Атырауская область (2-е место и 88,7% охвата) и Жамбылская область (3-е место и 85,1% охвата). Наименьший охват показали ВКО (14-е место и 53,3% охвата), Павлодарская область (15-е место и 50,1% охвата) и ЗКО (16-е место и 48,5% охвата). Наименьшее количество объектов ротации видеороликов – Кызылординская область (50 объектов), наибольшее – ЮКО (280 объектов). Что касается публикаций в СМИ и социальных сетях, то о наибольшем результате сообщает ЮКО – 622. Меньше всего у Карагандинской области – 97.

 

По поводу тиража раздаточных материалов: лидер по количеству розданных материалов – Карагандинская область (996 000), меньше всего у СКО (74 362). Социологические исследования среди населения дают разную картину восприятия гражданами системы ОСМС. Так, например, исследования 2016 года, проведенные ОФ «Стратегия», показали снижение по сравнению с 2014 годом поддержки со стороны граждан идеи внедрения ОСМС и, наоборот, увеличение количества граждан, не поддерживающих или безразличных к ОСМС. При этом уровень информированности составил около 20%.

 

Вместе с тем данные социологического опроса компании «АСТ Казахстан» в Алматы, проведенные в мае 2017 года, показали высокую степень информированности (84%) и в целом позитивное или нейтральное ожидание от внедрения ОСМС. Неприятие и риски Несмотря на проводимые работы, имеется ряд существенных рисков, которые могут повлиять на неприятие населением системы ОСМС и недостаточное аккумулирование средств в ФСМС.

 

Первая категория, которая начала перечислять отчисления в ФСМС с 1 июля текущего года, – это работодатели (всего 5,3 млн наемных работников). Поэтому именно с работодателями нами начата адресная работа, в том числе в рамках проекта «500 крупнейших предприятий Казахстана». Это встречи с коллективами, рассылка через корпоративную почту и другие мероприятия.

 

На сегодня в каждом регионе составлен график встреч наших спикеров по ОСМС в трудовых коллективах крупных и средних предприятий, вплоть до охвата индивидуальных предпринимателей. В этой работе нам оказывают содействие партия «Нұр Отан», профсоюзные организации и сами работодатели. Недавно совместно с управлением здравоохранения Астаны, городского филиала «Нұр Отан» и Национальной палаты здравоохранения мы провели встречу с работодателями столицы Казахстана.

 

Вторая категория, которая также начала перечислять взносы в ФСМС с 1 июля 2017 года, – это индивидуальные предприниматели, а также нотариусы, адвокаты, медиаторы, судебные исполнители, лица, работающие по ГПД (всего 835 тысяч человек). С ними нужно также продолжать адресную ИРР, проводить разъяснение по правилам заполнения налоговой отчетности, порядку оплаты взносов, мерам ответственности в случае несвоевременной оплаты.

 

Следующая категория – это льготники, за которых государство начнет перечислять взносы с 1 января 2018 года (около 9,6 млн человек). Цели и задачи Целью развернувшейся информационно-разъяснительной работы по внедрению обязательного социального медицинского страхования является в первую очередь информирование различных групп населения о задачах, принципах и механизмах функционирования системы медстрахования. Еще более важной и сложной задачей является формирование лояльного общественного мнения и доверия к системе среди широких слоев населения, восприятия данной реформы в сфере здравоохранения как необходимой меры по улучшению состояния отрасли и повышению доступности и качества медицинской помощи.

 

В июне прошлого года стартовал первый этап информационно-разъяснительной работы, основной целевой аудиторией которой были медицинские работники. В рамках ИРР преподавателями медицинских высших учебных заведений и колледжей проводятся семинары в целях обучения медицинских работников организаций здравоохранения по вопросам ОСМС. По состоянию на 20 июня 2017 года из общего количества медицинских работников страны обучено практически 100% из состава менеджеров, практикующих врачей и средних медицинских работников.

 

Второй этап ИРР будет проводиться с 26 сентября до декабря текущего года, включая встречи членов республиканского и региональных штабов с населением, с коллективами предприятий и организаций, представителями НПО, НПП, профсоюзными лидерами, руководителями частных компаний, работниками бюджетных организаций и сельхозпроизводителями. Кроме того, в рамках «второй волны» будут проведены обучающие семинары с тестированием для членов региональных штабов, организовано медийное сопровождение встреч спикеров в региональных и республиканских СМИ. Задачей второго этапа ИРР по внедрению ОСМС будет переход к информированию широких слоев населения посредством создания региональных и районных штабов по каскадному принципу «центр – регион – район – село».

 

Предварительно для всех членов региональных и районных штабов по ИРР на основе план-графиков были проведены обучающие семинары и тестирование на знание основ ОСМС, по результатам которого мобильные пропагандистские группы в регионах получили разрешение на встречи с населением. По итогам проведения двух этапов ИРР охват населения составил свыше 185 тысяч человек, проведено 1612 встреч с разными целевыми группами. 5 февраля текущего года официально стартовал третий этап информационно-разъяснительной работы по внедрению ОСМС среди всех целевых групп населения.

 

С 5 апреля по 20 июня 2017 года в электронных и печатных СМИ при содействии Министерства информации и коммуникаций РК было опубликовано и вышло в эфир свыше 200 статей, комментариев, интервью, инфографических материалов, новостных и аналитических телевизионных программ. В рамках сетевого графика организованы регулярные специальные выпуски, итоговые программы и ток-шоу на телеканалах «Хабар», «Казахстан», «24 Хабар», «Казах ТВ», региональной сети телеканала «Казахстан», выступления спикеров в прямом эфире в студиях с анонсированием и размещением в социальных сетях.

 

На телеканале «Казахстан» в рамках программы «Таншолпан», «Апта кз» организован выход аналитических сюжетов, блиц-опросов по ОСМС с периодичностью раз в неделю. В эфире телеканалов «Хабар», «24 Хабар» в рамках программ «Жана кун» и «Важно знать», «Білу маңызды» на радиопрограммах «Денсаулық», «Бірінші байлық – денсаулық» и «Рецепты здоровья» организованы спецвыпуски с периодичностью раз в неделю. На информационных порталах Kazinform, Bnews и в онлайн-версиях газет «Егемен Қазақстан», «Казахстанская правда», «Литер», «Айқын» регулярно публикуются разъяснительные инфографики. Также ведется ротация видео- и аудиороликов на телевидении и кабельных каналах, объектах наружной рекламы.

 

Задействован медиафасад здания «Казмедиа орталығы», республиканские ТВ-каналы с охватом вещания свыше 80% территории РК – это «Хабар», «24 Хабар», «Казахстан» (количество ротаций – 5–8 раз в день), телеканал «Астана», региональные филиалы ТРК «Казахстан», сети кабельных и спутниковых операторов «Отау ТВ», «Азияселл» и «Алакаст». Кроме того, мы привлекли кабельные телеканалы – «КХЛ», «Муз ТВ», «Бокс ТВ», «Наш футбол», «Шансон», «Наше любимое кино», «ТНВ планета», «Киномикс», «Мужское кино», «Индийское кино», «Кинокомедия», «Наше новое кино», «Родное кино», «Россия 24», а также на телеканалах Red media (количество ротаций – 1–3 раза в день).

 

На ежедневной основе размещены бегущие строки в новостных блоках республиканских телеканалах «Хабар», «24 Хабар» и «Казахстан». В сети крупных кинотеатров страны с начала марта запущена ротация анимационных видеороликов перед киносеансами с охватом аудитории свыше 400 тыс. человек. Их транслируют на LED-дисплеях свыше 900 объектов – медицинские организации, общественный транспорт, вокзалы, аэропорты, автовокзалы, бизнес-центры, ТРЦ, крытые рынки, центры занятости, отделения «Казпочты» и ЦОНы. Средняя суточная ротация – 120–350 показов. С февраля текущего года количество распространенной печатной продукции (информационные буклеты, инфографики, листовки) в медицинских организациях, бизнес-центрах, ТРЦ, центрах занятости и других общественных местах составило 4 440 000 штук.

 

Поэтому считаю, что в настоящее время Министерством здравоохранения, Фондом СМС и всеми заинтересованными сторонами проводится серьезная и конструктивная организационная работа по внедрению ОСМС.

 

Светлана ШЕСТЕРНЁВА, Алматы

 

Фото: Павел МИХЕЕВ

Смотрите также: