Главная  /  Статьи  /  Киберспорт как отрасль экономики

Киберспорт как отрасль экономики

Амир Касенов
1579
Киберспорт как отрасль экономики скачать фото
Выступающая под флагом Казахстана команда Gambit стала стала чемпионом мира по компьютерной игре Counter-Strike GlobalOffensive на турнире PGLMajorKrakow – 2017 в Польше

 Победу трех казахстанцев, украинца и россиянина до сих пор переваривает киберспортивное сообщество СНГ, игроки которого впервые стали лучшими в мире. Многие верят, что победа Гамбитов придаст импульс развитию в Содружестве киберспорта как отрасли в целом.

«Я не знаю, что сейчас будет твориться в Казахстане, что будет происходить с киберспортом в стране, в которой Интернет с пингом (время ответа сервера на запрос компьютера пользователя. – Прим. автора) по 150 миллисекунд в «контре», а у некоторых вообще нет этого Интернета. Я вообще не понимаю, откуда там взялись такие сильные игроки, причем три казаха теперь самые лучшие в мире – они чемпионы «мажора»! Это невероятно!» – говорит один из комментаторов видео-обзора, вышедшего после финала турнира.

 

Миллионы зрителей по всему миру

Чемпионат из польского Кракова транслировали в прямом эфире сразу нескольких крупных интернет-каналов. Трансляцию финального матча с англоязычными комментаторами одновременно смотрели около 2 миллионов зрителей, а с русскоязычными комментаторами – около 200 тысяч человек. Это только официальные каналы, но были еще и сотни ретрансляций в сервисахYouTube и Twitch, каждый из которых одновременно смотрели от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Встречу Gambit с бразильской командой Immortals в финале, как и любые другие вообще соревновательные матчи, можно было посмотреть и непосредственно в самой игре Counter-Strike: GlobalOffensive, и такой способ просмотра выбрало более миллиона геймеров. Таким образом финальный поединок через Интернет смотрели миллионы зрителей, но нет точных данных о том, сколько человек в США увидели финал на экранах своих телевизоров. Матч в прямом эфире транслировал крупнейший американский кабельный спортивный телеканал ESPN, аудитория которого составляет почти 100 миллионов зрителей.

Все это говорит о высоком интересе крупных мировых игроков медийного рынка к киберспорту как к отрасли с большим зрительским, а значит, и финансовым потенциалом. Интернет-ресурсы и телеканалы, купившие права на трансляцию, во время матчей демонстрировали всплывающие плашки с рекламой, уходили на рекламные паузы во время коротких перерывов – рекламы в эфире было много, а о суммах, которые медиагиганты заработали на этом, остается лишь гадать. Однако известны размеры призовых, которые также складываются от спонсорских и партнерских вливаний уже на уровне организации турнира. Деньги выделяют крупнейшие IT-бренды, и суммы довольно внушительные. Например, игроки Gambitна PGLMajorKrakow – 2017 на пятерых выиграли 500 тысяч долларов США. Даурен Adren Кыстаубаев, получивший еще и отдельный приз как лучший игрок турнира, уже назван самым богатым киберспортсменом в Казахстане и вошел в европейский топ самых богатых игроков в Counter-Strike. Незадолго до финала он пообещал в случае победы открыть минизавод по производству кумыса, теперь он стал на шаг ближе к выполнению своего обещания.

 

Зарабатывают команды не только участвуя в турнирах. Определенный доход приносит и продажа атрибутики – футболки, майки, толстовки и куртки с логотипом команды стоят приличных денег, но состоятельных фанатов это не остановливает. Уже сейчас резко возрос спрос на наклейки с логотипами Gambit и автографами игроков в самой игре – это виртуальные предметы, которые продаются за реальные физические деньги, а часть средств уходит организаторам турнира. Еще одной статьей дохода являются школы игры в ту или иную киберспортивную турнирую дисциплину. Такие школы есть у многих крупных команд.

 

Киберспорту в СНГ нужна инфраструктура

Другое дело, что хотя команда Gambit на соревнованиях по Counter-Strike и выступает под флагом Казахстана, но «прописана» в Великобритании, а тренировочная база и вовсе находится в Украине, гражданином которой является капитан команды Даниил Zeus Тесленко. Вместе с Дауреном Кыстаубаевым и россиянином Михаилом Dosia Столяровым там же тренируются и два других казахстанца – Абай H0bbit Хасенов и Рустем mou Телепов. Очевидно вызвано это в числе прочих факторов и тем, что пинг в «контре» в Казахстане нередко подпрыгивает до пресловутых 150 миллисекунд. Это не говорит о том, что в нашей стране проблемы с Интернетом – проблема в отсутствии официальных серверов Counter-Strike.

 

Подавляющее большинство казахстанцев, да и россиян, обычно играют на европейских серверах – Швеция, Австрия, Люксембург. Киев оттуда просто физически ближе. При этом российские геймеры давно пишут петиции в Valve, компанию, которая отвечает за разработку и распространение игры, с просьбой разместить сервер на территории СНГ, но все эти просьбы до последнего времени оставались без внимания.

 

Победа Gambit на минувшем чемпионате мира способна изменить ситуацию. У казахстанского, российского и украинского киберсообщества появилась надежда на то, что крупнейшие бизнес-игроки отрасли обратят внимание на рынок СНГ. В частности, аналитические материалы на крупнейших российских и украинских телеканалах на данную тему, вышедшие сразу же после первой в истории победы команды из Содружества, обнадеживают геймеров.

 

Киберспорт в СНГ давно пора рассматривать как отрасль экономики. Однако эксперты сходятся на том, что для этого нужны соответствующие инвестиции, которые позволят создать инфраструктуру и подготовить специалистов. В России уже сделаны первые шаги в этом направлении – в декабре 2016 года в Москве открылась крупнейшая в СНГ киберспортивная арена площадью 5 тысяч квадратных метров. 100 миллионов долларов на реализацию проекта выделил миллиардер Алишер Усманов. В 2018 году доход киберспортивной отрасли в России, по данным агентства «РосБизнесКонсалтинг», должен составить почти 44 миллиона долларов с суммарной аудиторией 4,3 миллиона человек. По Казахстану таких данных пока нет, но, учитывая последние тенденции, очевидно, что это вопрос времени.

 

Потенциально крупнейший спортивный рынок на планете

Если же говорить о глобальных перспективах киберспорта, то по прогнозам компании Newzoo, которая является мировым лидером в области аналитики рынка видеоигр, доходы отрасли уже в 2020 году будут достигать 1,5 миллиарда долларов, что в пять раз больше нынешнего показателя. Это не считая средств, которые находятся в обороте букмекерских контор, где популярность ставок на киберспорт также бьет все рекорды.

«В киберспорте сейчас ARPU (средняя выручка с пользователя за определенный период времени. – Прим. автора) – 3 доллара в год, в реальном спорте – 56 долларов. А в Украине, РФ или Беларуси этот показатель еще ниже. Если мы предположим, что сегодняшние 3 доллара вырастут до 56, то, конечно, клубы станут прибыльными. Имея 10 миллионов фанатов, компания получит 56 миллионов долларов годового оборота. Но сейчас это копейки. Киберспорт – это однозначно рынок будущего, через 10-15 лет он станет больше футбольного, возможно,  будет самым крупным спортивным рынком на планете», – отметил в недавнем интервью киберспортивному каналу WePlay.TVгенеральный директор популярного во всем мире украинского клуба NatusVincere Александр Кохановский.

 

Сами разработчики игр давно рассматривают киберспорт как шоу, которое способно потягаться с самыми зрелищными видами спорта. Чтобы геймеры играли так, что за право посмотреть на это зрители захотели платить деньги, компании разработали методы финансового стимулирования, значительно вышедшие за рамки киберспортивных турниров. Например, поклонники популярной игры LeagueofLegends из числа студентов могут рассчитывать на ежемесячную стипендию, но есть два условия – они должны хорошо учиться и играть. В России эта стипендия составляет почти 30 тысяч рублей ежемесячно, что в пересчете на наши деньги превышает 150 тысяч тенге.

 

Самая свежая новость на схожую тему пришла 26 июля от компании BlizzardEntertainment, которая известна в первую очередь благодаря играм вселенной Warcraft. Компания готова платить не менее 50 тысяч долларов в год киберспортсменам, которые подпишут контракт на участие в лиге Overwatch – это относительно новая игра, официально выпущенная в конце 2016 года, но популярность ее продолжает расти, а в настоящее время в нее играют более 25 миллионов человек. Серьезность вложенных в игру инвестиций подтверждается тем, что команды Overwatch финансируют крупные спортивные организации, в том числе и футбольный клуб «Манчестер Юнайтед».

 

На фоне такой растущей популярности вполне логично, что в Российской Федерации заговорили о создании в крупнейших вузах факультетов киберспорта. Там не будут готовить игроков, как и в любом другом профессиональном спорте, а киберспорт в соседней России занесен в реестр спортивных дисциплин, геймеры готовятся в стенах своих клубов. На факультетах предлагают готовить специалистов в области киберспорта. Это менеджеры, технический персонал, агенты, скауты и многие другие профессионалы, которые будут обслуживать данную отрасль.

 

PGLMajorAstana 2017?

В Казахстане об этом речь пока не идет, но есть воодушевление в плане восприятия успехов троих казахстанских парней на крупнейшем мировом киберспортивном турнире. Внутриигровые сообщества в сервисе Steam, через который играют в Counter-Strike, за несколько дней пополнились группами, посвященными команде Gambit. В них уже состоят десятки тысяч казахстанцев, которые играют под тэгом команды-победителя PGLMajorKrakow – 2017. Вне игры растет количество видеороликов и фан-артов, посвященных победе Гамбитов. Крайне высока вероятность того, что один из таких фанатских рисунков по традиции будет отобран компанией Valve и внесен в одном из будущих обновлений непосредственно в саму игру, чтобы украсить в дальнейшем стену какого-либо здания на одной из популярных карт Counter-Strike.

Также, возвращаясь к победе команды Gambit, нужно отметить, что в числе поздравивших были и знаменитости. Одной из первых победителей краковского «мажора» поздравила двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева.

«Никогда не думала, что контр-страйк может быть таким зрелищным и интересным, а главное, захватывающим», – призналась спортсменка.

Ведущие киберспортсмены мира, в свою очередь, ждут, что следующий чемпионат мира под эгидой PGL может пройти на территории команды-победителя краковского турнира.

«Итак, следующий «мажор» в Казахстане?» – поделился, в частности, своими ожиданиями игрок титулованной французской команды G2 Esports Натан NBK Шмитт.

Так это или нет, узнаем совсем скоро, ведь следующий чемпионат мира по Counter-Strike пройдет уже в первом квартале 2018 года, а пока ребята из Gambit готовятся к квалификационному раунду международного турнира ESL ProLeagueSeason – 6, который стартует 22 августа. Нашим ребятам вновь предстоит сражаться с лучшими клубами из Америки и Европы. Подтвержденный на данный момент призовой фонд турнира составляет 1,7 миллиона долларов США.

 

Амир КАСЕНОВ, Астана

Смотрите также: