Главная  /  Статьи  /  Откладывать внедрение ОСМС нет необходимости

Откладывать внедрение ОСМС нет необходимости

Светлана Шестернева
3173
Откладывать внедрение ОСМС нет необходимости скачать фото
Начались отчисления в Фонд обязательного социального медицинского страхования

Два года прошло после принятия решения перевести нашу медицину на рельсы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Были проведены широкое обсуждение с общественностью, длительная информационная кампания и, наконец, Закон об ОСМС. Начались отчисления в Фонд обязательного социального медицинского страхования (ФСМС). Население уже свыклось с мыслью, что отныне мы должны быть застрахованными, чтобы получать медицинские услуги. И вдруг вновь возникают вопросы по этой системе – отложить или нет, отчислять или нет? Неужели все же эта система недоработана и имеет больше недостатков, чем плюсов? Что не учли разработчики? На эти и другие вопросы подробно ответил председатель правления Национальной палаты здравоохранения Даулетхан Есимов.

 

– Даулетхан Сергазиевич, поясните, пожалуйста, что происходит?

– Да, проделана огромная работа по разработке концепции ОСМС, принят закон, проведена титаническая работа по разъяснению ее принципов населению с участием депутатов, сотрудников Министерства здравоохранения, фонда, лидеров здравоохранения и общественников. Я сам дал десятки интервью по этому вопросу. Думаю, дело не столько в недостатках этой системы, сколько в тех проблемных вопросах, которые обнажила подготовка к переходу в ОСМС.

 

Они, кстати, не связаны напрямую с системой здравоохранения. Глава государства на совместном заседании палат Парламента 4 сентября призвал обратить внимание на главную проблему – как охватить самозанятых граждан страховой медициной, ведь это один из существенных рисков внедрения ОСМС.

 

Что это значит? Из системы ОСМС «выпадают» 2,7 млн так называемых самозанятых граждан, которые не платят налоги и иные обязательные отчисления в бюджет. Тем не менее завтра они будут претендовать на получение медицинских услуг. 

 

Поэтому и начался второй этап обсуждения: теперь, когда проблема обозначена, необходимо принять конкретные решения по перечню мероприятий для вовлечения этих людей в экономику страны. Касательно отсрочки, вопрос так не стоит. Закон принят, и его надо выполнять.

 

Другое дело – выяснить и учесть все риски, чтобы избежать ошибок и сделать данную систему максимально справедливой. Правительством планируется проведение тщательной работы по выявлению и оцифровке всех категорий граждан в единую базу данных, реализация мер по формализации и вовлечению непродуктивно самозанятого населения в экономику страны.

 

Таким образом, если фонд заработает, мы решаем целый комплекс различных вопросов и в широком смысле, связанных в целом с улучшением социально-экономической ситуации в стране.

 

– Главный вопрос, который сейчас волнует всех, – платить или нет далее взносы в этот фонд? Этот вопрос особенно задевает работодателей, представителей бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Каковы гарантии сохранности уже перечисленных средств? Основная претензия бизнеса в том, что отчисления в данный фонд – не что иное, как еще один налог, дополнительное бремя на плечи работодателей.

– Повторюсь, есть закон, его надо исполнять, вопрос платить или нет – не стоит, платить надо. Куда пойдут эти средства? Еще раз напомню: собранные в текущем году Фондом социального медицинского страхования средства пойдут на формирование резерва. Для устойчивого развития любого предприятия необходимо создание так называемой «финансовой подушки».

 

В течение 2017 года выплат из фонда не будет, средства должны только аккумулироваться, а оказание медицинских услуг должно начаться только в 2018 году. Работодатели неправильно поняли: я сейчас перечисляю и сейчас получаю услугу. Это не так. Все средства, которые будут получены в 2017 году, будут направлены на формирование резерва. Есть постановление Правительства, согласно которому в фонде должен быть неснижаемый остаток на счете.

 

Фонд должен иметь запас средств, чтобы в течение месяца была возможность оказывать медпомощь. По данным ФСМС, месячный запас средств в фонде должен составить не менее 57 млрд тенге, а до конца года фонд соберет примерно от 23 до 25 млрд тенге. В течение 2018 года фонд каждый месяц должен откладывать сумму, чтобы этот необходимый резерв создать. А тех средств, которые сейчас будут собраны, хватит только на формирование части резерва для этого неснижаемого остатка, чтобы не допустить ситуации, когда будет финансовая брешь в оказании услуг, так называемый «кассовый разрыв».

 

Таким образом, чтобы фонд заработал, уже сейчас следует накапливать средства из отчислений и взносов. Касательно гарантий. Мы понимаем опасения населения на этот счет, и они справедливы. По официальным данным, на сегодня в фонд поступило более 7,6 млрд тенге. Средства находятся на счетах в Национальном банке. Как отмечала в одном из своих интервью руководитель фонда Елена Бахмутова, ФСМС заключил договор о доверительном управлении с Нацбанком. Поэтому свободные средства, которые не понадобятся на выплаты, могут быть размещены в финансовые инструменты самим Национальным банком на основании договора доверительного управления.

 

В ходе недавней встречи с крупнейшими отраслевыми ассоциациями и бизнес-сообществом вновь был поднят вопрос о прозрачности фонда и гарантии безопасности отчисляемых средств. Здесь хочу напомнить, что, например, Фонд социального страхования работает с 2004 года. В него отчисляются 5% от доходов работника, но не выше десятикратной номинальной заработной платы.

 

И на сегодняшний день у Национального банка находится в распоряжении свыше 1 трлн тенге, которые накоплены в виде резервов в этом фонде. И ни у кого это не вызывает вопросов. Мы же держим свои деньги на депозитах банков второго уровня? Создан Фонд гарантирования вкладов физических лиц, мы вынуждены доверять нашим банкам, тем более если речь идет о Национальном банке РК.

 

Относительно дополнительного налогового бремени. Для работодателей хочу пояснить, что для предотвращения роста налоговой нагрузки на фонды оплаты труда предприятий предложено снижение ставки социального налога (за счет отчислений на соцстрахование). Таким образом, будет обеспечена заинтересованность работодателей в солидарном участии в системе ОСМС.

 

Так, предложение предусматривает снижение ставки социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования с 5% до 3,5% с 2018 года. Снижение ставки социальных отчислений в 
Госфонд социального страхования направлено на нивелирование нагрузки на работодателя. Таким образом, нагрузка на работодателя не изменится – останется на уровне 11%.

 

– Как вы думаете, есть ли резон откладывать внедрение ОСМС?

– Профессиональное сообщество убеждено в том, что откладывать внедрение ОСМС нет необходимости. Выше я уже говорил, для чего нужен подготовительный этап. Через два года мы не сможем по мановению волшебной палочки взять и запустить фонд.

 

В то же время многочисленные встречи с населением, работодателями показали, что, несмотря на огромную разъяснительную работу в масштабах страны, в каждом уголке и населенном пункте просветительская кампания должна быть продолжена. Необходимо терпеливо, подробно объяснять нашему населению, работодателям, совершенно справедливо ставящим вопросы, все нюансы ОСМС, его плюсы в целом для нашего с вами здравоохранения.

 

Уже много говорилось о том, что расходы на здравоохранение во всем мире растут, что нас ждут новые вызовы и угрозы, связанные со старением населения, миграцией, ростом заболеваемости. Прежде чем получить качественную медицину, необходимо, как в любое иное предприятие, в нее вложить. Сохранить кадровый потенциал специалистов, не дать уйти лучшим, стимулировать финансово, поднять зарплаты. Нельзя все время требовать от медиков невозможного: получить качественную помощь за маленькие деньги.

 

Надо дать возможность нормально жить и зарабатывать, а потом можно и спросить. Другое дело, сейчас нам всем – профессионалам, организаторам здравоохранения – необходимо консолидироваться. Совместно с Министерством здравоохранения, иными заинтересованными ведомствами еще раз просчитать риски, проблемные, слабые места и их проработать. И если все-таки будет решение о переносе сроков введения ОСМС, то нашему министерству и фонду необходимо будет ясно и четко показать всем участникам ОСМС, куда пойдут средства и на что они будут потрачены.

 

Национальная палата здравоохранения как крупнейшее медицинское сообщество готова помогать и участвовать в этом процессе. Сейчас есть единый плательщик, который отвечает за выплаты, сформирована единая тарифная политика. В настоящее время ПСМП финансируется по подушевому нормативу, а стационарная помощь – по клинико-затратным группам, чего не было в тех же 90-х годах. Кроме того, за эти годы в стране создана развитая структура частной медицины. Нам видится, что для улучшения качества оказания медицинской помощи необходимо активно вовлекать частную медицину. И здесь очень четко и взвешенно необходимо подойти к вопросу адекватной тарификации медицинских услуг.

 

В тарифе должны быть заложены и учтены все затраты, которые сейчас несет частное здравоохранение. Это потребует увеличения тарифа, иначе частнику неинтересно будет заходить в ОСМС. Уже многое сделано для предпринимателей в здравоохранении, и предложения Национальной палаты здравоохранения были учтены уполномоченным органом.

 

Новые правила закупа снизили административные барьеры, впервые созданы комиссии по выбору поставщика с нашим участием, апелляционная комиссия, снижен норматив прикрепления к ПМСП до 1500 человек в городе и 1000 человек на селе. Предусмотрено заключение долгосрочных договоров для объектов, реализованных в рамках ГЧП, и так далее. Еще раз обращаю внимание, что необходимо пересмотреть существующие мизерные тарифы, заложить в них расходы на амортизацию, коммунальные услуги, высокотехнологичные медицинские услуги, страхование профессиональной ответственности медицинских работников и прочее.

 

Тогда мы получим действительно конкурентоспособную медицину с множеством игроков на рынке поставщиков медицинских услуг. Кроме того, следует предусмотреть лояльные и удобные механизмы оплаты для работодателей, нивелировать все технические сложности, связанные с оплатой, и так далее. Предстоит огромная работа. Мы в начале долгого пути.

 

Вне зависимости от того, предстоит ли отсрочка или все-таки ОСМС будет внедряться, призываю всех граждан, моих коллег выйти на конструктивный диалог. Это наша страна, мы сейчас должны подумать о нашем будущем, будущем наших детей. Завтра времени не будет, денег больше не станет. Через два года мы окончательно потеряем доверие граждан и останемся у разбитого корыта. Нет идеальной системы медицинского страхования нигде в мире. Нет такой страны, где медицинской помощью было бы охвачено 100% населения и все были бы довольны.

 

Мировой опыт показывает, что там, где медицина на высоком уровне, в нее много вкладывают, и она дает результаты. Поэтому, чтобы получить качественную медицинскую помощь, всему обществу необходимо консолидироваться, понять, что только от нас зависит сейчас, какой будет наша медицина завтра.

 

Идеология проста: ответственность за здоровье граждан должна быть солидарной: со стороны самих граждан, работодателей и государства. В этом и состоит основная идея социального страхования, которая успешно внедрена и доказала свою эффективность в большинстве стран мира.

 

Светлана ШЕСТЕРНЁВА, Алматы

 

Смотрите также: