Главная  /  Статьи  /  Будущее аграрной отрасли зависит от ученого

Будущее аграрной отрасли зависит от ученого

Новости
749
Будущее аграрной отрасли зависит от ученого скачать фото
Мы побеседовали с ректором КазАТУ, доктором сельскохозяйственных наук, профессором Акылбеком Куришбаевым

У первого вуза столицы юбилей. В октябре нынешнего года Казахскому агротехническому университету имени Сакена Сейфуллина исполняется 60 лет. Созданный в свое время для подготовки кадров для освоения целины и залежных земель институт сегодня является самым крупным аграрным вузом республики. Накануне этого знаменательного события мы побеседовали с ректором КазАТУ, доктором сельскохозяйственных наук, профессором Акылбеком Куришбаевым.

 

– Акылбек Кажыгулович, создание вашего учебного заведения связано с одним из самых грандиозных проектов в мире по освоению целинных земель. Что интересного можно рассказать о его прошлом?

 

– Шестьдесят лет назад был самый разгар освоения целинных и залежных земель в Северном Казахстане. Целина нуждалась в квалифицированных специалистах. И в октябре 1957 года Советом министров СССР было принято Постановление об организации сельскохозяйственного института в г. Акмолинске. Наши старожилы до сих пор с особой теплотой вспоминают годы своей юности, когда они стали студентами впервые созданного в регионе вуза. Если совершить небольшой исторический экскурс, на первый курс тогда приняли 250 человек. Корпус института представлял собой плохо обрудованное здание барачного типа, кругом степь, зимние бураны, слякоть.

 

Тогдашние студенты были молодые, энергичные энтузиасты в кирзовых сапогах, поверившие в будущее тех бескрайних унылых степей. И эти ребята сыграли неоценимую роль в превращении нашего государства в один из ведущих экспортеров зерна. В целом за 60 лет в вузе обучились более 65 тысяч специалистов. Среди них немало ведущих ученых, крупных организаторов сельскохозяйственного производства, Героев Социалистического Труда и «Қазақстанның Еңбек Ері», общественных и политических деятелей нашей страны. Сегодня, анализируя пройденный учебным заведением путь, хочу отметить, что университет на различных этапах своей деятельности на должном уровне и с честью выполнял свою основную миссию, стал настоящей кузницей кадров для агропромышленного сектора страны и внес большой вклад в развитие образования и аграрной науки страны.

 

 – Отсталость аграрного сектора стала избитой аксиомой, об этом часто говорится с разных трибун. Вы как ректор вуза, готовящего аграриев, как менеджер, возглавлявший не один год аграрную отрасль, в чем видите причины этого?

 

 – Несмотря на наш огромный потенциал в сельскохозяственной отрасли, есть и определенные трудности, связанные с разными факторами. Как известно, 93 процента пашни республики расположено в зоне рискованного земледелия, т. е. сельскохозяйственное производство полностью зависит от погодных условий.

 

Значит, нам нужны засухоустойчивые сорта, высокопродуктивные породы животных, ресурсосберегающие агротехнологии. Однако наша аграрная наука, призванная решать эти задачи, безнадежно отстала, и сельскохозяйственное производство в своем развитии продолжает опираться на устаревшие знания и технологии. Чтобы обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отрасли, наука должна вести за собой производство. Для этого нам надо перейти на инновационный путь развития.

 

По нашим расчетам, при соответствующем научном обеспечении средняя урожайность сельскохозяйственных культур могла бы вырасти в 2 раза, а продуктивность животноводства – в 3–4 раза.

 

– А есть пути достижения данных показателей? Когда мы сможем считать аграрную отрасль гордостью нашей экономики, а не говорить о ней с щемящим сердце сожалением?

 

– В создавшихся условиях, если мы хотим обеспечить конкурентоспособность своей продукции, то должны перенять опыт организации науки в развитых странах. В чем заключается формула их успеха? У них в центре внимания находится ученый. Для его работы создаются комфортные условия. Сильно развита конкуренция в научной среде, что практически отсутствует у нас.

 

Наша ошибка в том, что мы постоянно создаем надстройки над НИИ, вузами, меняем «оболочку», а не содержание системы. Оптимальной моделью подготовки кадров и внедрения инноваций в мировой практике является исследовательский университет. Это общемировой тренд. В развитых странах лаборатория–аудитория–поле – звенья одной структуры, т.е. в составе исследовательского университета объединены вуз, НИИ и опытное хозяйство.

 

Это позволяет им готовить ученых – лидеров науки со студенческой скамьи, синхронно переносить научные результаты в образовательный процесс и реализовать лучшую модель развития инноваций и трансферта технологий. И сам Глава государства, понимая жизненную необходимость таких преобразований, четыре года назад в Совете иностранных инвесторов поручил рассмотреть возможность создания в Казахстане научно-исследовательского университета в аграрной сфере по типу Назарбаев Университета. Он подчеркнул, что такой вуз западного типа может быть создан на базе Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина.

 

 – Что делается для создания такого университета? Сможет ли изменение формата вуза обеспечить новое содержание, а не стать очередной сменой оболочки?

 

– Инициатива Главы государства вдохновила нас на решительные действия по трансформации учебного заведения в исследовательский университет. Нам удалось установить партнерские связи с исследовательским университетом Калифорнии в Дэвисе (США), который считается ведущим мировым лидером в сфере аграрного образования и науки, имеется положительный опыт реформирования системы аграрного образования и науки Чили, Малайзии, Вьетнама и Китая. Первым практическим шагом нашей совместной деятельности стало обучение наших преподавателей, их стажировка на базе этого и других ведущих университетов мира. При непосредственной помощи зарубежных профессоров и с учетом мнений рынка труда мы разработали 6 новых образовательных программ по магистратуре, а предстоит разработать и внедрить еще 62 программы.

 

Усилили практическую направленность обучения. Продолжительность производственной практики студентов увеличили с 3 до 7 месяцев, учебный процесс по аграрным специальностям перенесен на летний период, т.е. синхронизирован с сезоном сельскохозяйственных работ. За последние годы 58 образовательных программ переведены на трехъязычие, 126 преподавателей, или 14% от всего профессорско-преподавательского состава, ведут занятия на английском языке, численность преподавателей и студентов, занимающихся научной деятельностью, возросла более чем в 2 раза, количество опубликованных статей в изданиях Web of Science увеличилось в 18 раз. За это время университетом привлечено около 1,1 млрд тенге иностранных инвестиций, за счет чего открыты 4 международных центра трансферта и адаптации новых знаний и технологий. Благодаря этим мерам наше учебное заведение уже ряд лет в мировом рейтинге QS входит в топ-800 лучших университетов мира, в рейтинге QS EECA – в топ-200 вузов Восточной Европы и Центральной Азии.

 

Создание исследовательского университета на базе КАТУ им. С. Сейфуллина предусмотрено Государственной программой развития агропромышленного комплекса страны на 2017–2021 годы. В настоящее время разработана программа развития университета, которая поддержана всеми заинтересованными министерствами.

 

 План мероприятий по ее реализации утвержден приказом министра сельского хозяйства, и коллектив вуза уже приступил к его выполнению. Ученые университета в полной мере понимают, что альтернативы реформированию существующей системы образования и науки нет, и это веление времени. И выбранный нами путь не случайность, а осознанная необходимость, и это наше будущее. Мы уверены в успехе, ибо все наши действия основаны на апробированном мировом опыте и ориентированы на потребности современного сельскохозяйственного производства. Сегодня мы уверенной поступью идем к трансформации вуза в научно-исследовательский университет.

 

 – Спасибо за содержательную беседу. Позвольте еще раз поздравить вас с юбилеем. Желаем вашему коллективу достижения ваших целей. 

Тематика:   ВУЗ

Смотрите также: