Главная  /  Статьи  /  Обновленная классика

Обновленная классика

Мира Мустафина
320
Обновленная классика скачать фото
В Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая восстановили «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева

Авторы новой версии балет-поэмы – главный балетмейстер ГАТОБ им. Абая, народная артистка Гульжан Туткибаева – ее блистательную Зарему в этом спектакле помнят многие алматинцы, и сценограф – народный художник России, лауреат Государственных премий РФ и РК Вячеслав Окунев, – талантливо восстановили красивую и одновременно драматическую историю с щепетительностью и тщательностью реставраторов живописи.

 

Впервые «Бахчисарайский фонтан» был поставлен в ГАТОБ им. Абая в 1942 году. И сразу же спектакль вошел в число первых балетов, с которых началась история казахского классического балетного искусства. В 1942-м и 1943 годах партию Марии исполняла Галина Уланова.  Балет дважды возобновлялся: в 1958 году постановку осуществил автор балета Ростислав Захаров, а в 1981 году авторами постановки стали балетмейстер Ярослав Сех, художники Гульфайрус Исмаилова и Анатолий Ненашев.

 

Новая постановка имела зрительский успех. Вместе с артистами балета зрители погрузились в красивую восточную историю.

 

В канун премьеры главный балетмейстер ГАТОБ им. Абая, народная артистка Гульжан Туткибаева сказала:

 

– Долгие годы мы мечтали о новой постановке потрясающего балета, созданного по поэме Александра Пушкина. Балет восхитителен, в нем яркие образы. Друг нашего театра народный художник РФ Вячеслав Окунев, работавший над декорациями, костюмами и световым решением, помог балету обрести новую жизнь на нашей сцене.

 

С главным балетмейстером Гульжан Туткибаевой нельзя не согласиться: шедевр заиграл новыми красками. Костюмы жен хана Гирея и его воинственной свиты  роскошные, как и сам дворец.

 

В плане хореографии, как рассказала журналистам на специальной конференции Гульжан Туткибаева, обновлены мизансцены, актерская игра и состав главных персонажей.

 

В течение двух премьерных дней в «Бахчисарайском фонтане» танцуют разные составы исполнителей. В первый вечер в партии Марии – Асель Аскарова, Зарему, любимую жену Гирея, танцует Малика Ельчибаева, хана Гирея – Амир Жексебек. Впрочем, в случае с «Бахчисарайским фонтаном» стоило бы назвать не только имена исполнителей главных партий, но и весь состав танцовщиков, – а это почти вся балетная труппа театра.

 

Спектакль поставлен так, что кордебалет, как и все герои, вовлечены в действие. И с такой задачей, весьма непростой, артисты справились. Все мизансцены полны чувств, страсти, переживаний. Причем каждый исполнитель внес свои краски, а образы выписаны фактурно, выпукло и очень ярко.

 

Сценический язык точный, понятный, органичный.

 

Спектакль, ставший символом целой эпохи в развитии хореографического искусства, займет достойное место в афише старейшего театра страны – ГАТОБ им. Абая.

 

Мира МУСТАФИНА, фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматы

 

 

Смотрите также: