Главная  /  Статьи  /  В Европу через Казахстан

В Европу через Казахстан

Андрей Королев
1245
В Европу через Казахстан скачать фото
В городе Хоргос на северо-западе Китая состоялась церемония открытия движения по городскому участку скоростной автодороги номер G218

В городе Хоргос Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) на северо-западе Китая состоялась церемония открытия движения по городскому участку скоростной автодороги номер G218. Это событие по сути стало финальной точкой в строительстве китайского участка транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай.

 

Автодорога G218 соединяет контрольно-пропускной пункт Хоргос на границе Китая с Казахстаном и берущую начало от города Ляньюньган на востоке Китая магистраль номер G30.

 

По словам заместителя руководителя Управления транспорта СУАР Ли Чжинуна, открытие движения по указанной дороге дает Хоргосу новые возможности в социально-экономическом развитии. По прогнозам, теперь после строительства китайского участка транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай грузооборот из Китая в Казахстан через Хоргос увеличится до 3,5 млн тонн в год, отметил вице-мэр Хоргоса Ван Хайцзян.

 

Тем временем Казахстан также улучшает оснащение своего участка дороги. В эти дни на самом длинном в Казахстане участке международного транспортного коридора – Кызылординском – открыли крупный сервисный центр для водителей и туристов.

 

«Поток транспорта по этому автобану только за последний год увеличился вдвое. И это еще не полная мощность. Поэтому в регионе запланировано для удобства автомобилистов и путешественников создать 41 объект придорожного сервиса вдоль транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай», – сказал заместитель акима Кызылординской области Евгений Ким.

 

Стоит отметить, что в целом протяженность трассы по территории Казахстана составляет 2787 километров. Общая протяженность коридора Западная Европа – Западный Китай по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Шымкент – Тараз – Кордай – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган составляет 8445 км. Из них 2233 км – по территории России, 2787 км – Казахстана и 3425 км – Китая.

 

Значимость этой транспортной магистрали была отображена в послании Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики». И в апреле 2008 года строительство автотранспортного коридора Западная Европа – Западный Китай вошло в перечень прорывных проектов нашей республики. Как результат, 22 сентября 2008 года в городе Актобе между Министерством транспорта и коммуникаций Казахстана (МТК) и Министерством транспорта России состоялось подписание меморандума о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог по маршруту Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – Актобе – Алматы – граница КНР. Позже, 

 

16 апреля 2009 года, в Пекине между МТК Казахстана и министерством коммуникаций Китая был подписан меморандум о взаимопонимании при создании автотранспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. Очередным шагом в процессе документального оформления трансграничного проекта стало подписание 11 июня 2009 года в Алматы меморандума о взаимопонимании в области развития транспортных сетей между Европейской комиссией и МТК Казахстана.

 

Сейчас эксперты оценивают экономический эффект от реализации проекта. Так, по прогнозам, уже к 2032 году от сокращения времени пути госбюджет получит порядка 33,9 млрд тенге. Во-вторых, от сокращения количества ДТП – 49,9 млн тенге. Кроме этого, от уменьшения числа погибших в результате ДТП – 19,3 млрд тенге. Также необходимо учитывать и сокращение затрат на эксплуатацию автотранспортных средств, которые дополнительно привлекут в бюджет 9,5 млрд тенге. Кроме этого, ожидается рост валового регионального продукта (ВРП) в сумме 82,9 млрд тенге. Помимо повышения товарооборота проект уже содействует более эффективному перемещению людей, а также промышленной, сельскохозяйственной и коммерческой деятельности в связи с улучшением торговли и качества услуг вдоль коридора и в прилегающих городах и селах.

 

Эксплуатация транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай ведет к тому, что количество рейсов, выполняемых казахстанскими перевозчиками в 14 стран Европы и Азии, увеличится с 15 тыс. до 100 тыс. рейсов в год. Выгодное географическое положение Казахстана дает возможность зарабатывать на транзите, так как грузоперевозки через республику должны увеличиться в 2,5 раза, то есть с 900 тыс. тонн до 3,5 млн тонн.

 

Проект Западная Европа – Западный Китай является составной частью возрождения Великого шелкового пути, неоднократно в пользу этой идеи высказывался Нурсултан Назарбаев. Он отмечал, что главным элементом нового Шелкового пути должен стать транспортно-логистический хаб, который будет создан при национальном перевозчике «Казахстан темир жолы». На западе Казахстана расширяются возможности морского порта Актау, эти объекты должны стать западными воротами Казахстана для выхода в Прикаспийский регион и в Европу. Исходя из видения Нурсултана Назарбаева, возрождение Шелкового пути позволит Казахстану восстановить историческую справедливость и стать мостом между Европой и Азией.

 

Саму идею возрождения Великого шелкового пути озвучили сразу после развала СССР. А уже в мае 1993 года в Брюсселе Европейская комиссия организовала встречу представителей Центральной Азии, Кавказа и Европейского союза. Тогда и была названа цель New Silk Road – интеграция в мировую экономику новых независимых государств Центральной Азии и Кавказа. Через разветвленную транспортную и коммуникационную сеть, осуществив проект ТРАСЕКА – транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия. Летом 1998 года 12 стран Кавказа и ЦА при содействии США подписали соглашения о создании железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России, но этот план до сих пор не реализован. Шелковый путь был эффективной транспортной артерией, которая, проходя из Азии в Европу, позволяла связывать торгово-экономическими, культурными, научными связями многие страны. Принимая во внимание выгодное расположение Казахстана, являющегося своеобразным мостом между Европой и Азией, многие пытались реанимировать идею Шелкового пути, воссоздание которого позволит стать Казахстану одним из важнейших международных транспортных и транзитных узлов на пути из Китая в страны Западной Европы.

 

В целом сегодня очевидно, что Казахстан, расположенный в центре Евроазиатского континента, последовательно осуществляет формирование и развитие современной транспортной инфраструктуры, в частности, автомобильных магистралей международного значения. Идет активный процесс интеграции в Европейскую и Азиатскую региональные системы автомобильных дорог с выходом на большинство государств Евроазиатского континента, крупнейшие транспортные узлы и терминалы. В этой связи трансконтинентальный автодорожный коридор Западная Европа – Западный Китай является главным проектом отрасли начала этого столетия.

 

«Важное значение имеет строительство казахстанского участка международного автомобильного коридора Западная Европа – Западный Китай. Это действительно народная стройка века. Где еще за три года было построено 2700 км качественной автомобильной дороги?», – отмечал Президент.

 

Андрей КОРОЛЁВ, Алматы