Главная  /  Статьи  /  «Дельфин», приносящий прибыль

«Дельфин», приносящий прибыль

Кульпаш Конырова
1914
«Дельфин», приносящий прибыль скачать фото
KMG International вынашивает планы вдвое увеличить мощность НПЗ Petromidia на Черном море – с пяти до 10 миллионов тонн в год

На фоне последнего бензинового кризиса в Казахстане и затянувшейся модернизации трех крупных отечественных НПЗ республики деятельность четвертого казахстанского нефтеперерабатывающего завода, расположенного за пределами страны, заслуживает особого внимания. Речь идет об НПЗ Petromidia на черноморском побережье Румынии (основной актив «дочки» НК «КазМунайГаз» – «KMG International». – Прим. авт.).

 

Напомним, 10 лет тому назад Казахстан, всегда стремившийся продавать на европейском рынке не только сырую нефть, но и продукты более высокой стоимости, приобрел в собственность нефтяной концерн Rompetrol. Момент покупки совпал по времени с принятием Евросоюзом закона о переходе на производство топлива марки евро-5.

 

Но казахстанский менеджмент принял этот вызов и смог не только провести модернизацию НПЗ Petromidia для производства бензина, дизельного топлива марки стандарта евро-5, но и не потерять своих позиций на розничном рынке Румынии, а также в соседних балканских странах и в Молдове и Грузии.

 

О том, что было предпринято на Petromidia, казахстанским журналистам рассказал главный директор по переработке и промышленным услугам KMG International Садуохас Мералиев.

 

– Садуохас Аташович, Petromidia в октябре текущего года смог переработать порядка 18 тысяч тонн в сутки  – это самый высокий показатель за 41-летнюю историю завода. До модернизации этот показатель был на уровне 12 тысяч тонн в сутки. За счет чего вы смогли добиться такого  результата?

 

– Даже после завершения модернизации компания не останавливалась на достигнутом, а предприняла шаги по дальнейшему наращиванию производства на Petromidia. Любое предприятие и его установки имеют свой предел, однако мы стремимся использовать их возможности по максимуму и даже «наскрести» немного больше.

 

Для этого было решено сделать ставку на «мозги», то есть на интеллектуальный потенциал и техническую креативность нашей интернациональной команды специалистов. Три года назад генеральный директор KMG International  Жанат  Тусупбеков инициировал принятие специальной программы «Дельфин».

 

Этот проект позволил создать команду, которая была нацелена на улучшение всего производственного процесса – от энергетики до обслуживания. Причем «Дельфин» изначально был ориентирован на вовлечение именно менеджмента среднего уровня. Такой подход дал свои результаты: производительность стала расти на протяжении трех последующих лет. Если говорить конкретно, то за четыре года программа «Дельфин» принесла экономический эффект в размере $70 млн. Сегодня «Дельфин» – это практически собственный научно-исследовательский институт, в котором работают и творят наши специалисты. Сейчас мы обсуждаем вопрос о принятии специальной программы для финансового поощрения наших Кулибиных.

 

Купить дешевле – продать дороже

– Садуохас Аташович, давайте вернемся к модернизации Petromidia, целью которой было наладить производство бензина более высокого качества, соответствующего новым требованиям Евросоюза...

 

– После завершения проекта мы смогли не только производить бензин и дизельное топливо стандарта евро-5, но и улучшить «всеядность» завода. Он стал способен перерабатывать нефть разного качества, как легкую,  так и тяжелую, высокосернистую, парафинистую. В идеале, конечно, хорошо было бы перерабатывать только легкую нефть, которую нефтяники называют sweet, что в переводе с английского означает «сладкая». Но именно sweet относится к числу самых дорогих на нефтяном рынке.

 

В конце 2014 года, а именно в это время наша компания начала процесс трансформации, перед заводом была поставлена задача: покупать сырье подешевле, но при этом производить продукцию лучше и дороже.

 

Специалисты завода перелопатили огромный объем информации по свойствам нефти. Изучили и протестировали десятки вариантов переработки разных сортов сырья. Вначале они опробовали оманскую нефть, потом решили попробовать нефть с месторождения Киркук в Ираке. И, несмотря на высокое содержание серы, иракская нефть в составе смеси из других сортов «вошла в баланс» с нашими установками. Мы внедрили такой инструмент, как PIMS (Process Industrial Modeling System), который предполагает командный метод работы при цепной ответственности каждого работника. Суть этого шага в том, что одна команда анализирует ежедневно котировки цен на нефть и дает свои рекомендации о том, какой сорт сегодня нам предпочтителен в плане экономики. Вторая осуществляет покупку предложенных сортов нефти. Третья команда создает рецептуру нефтяной смеси, которую без ущерба качеству конечного продукта сможет переработать наш завод. Четвертая обеспечивает бесперебойное техническое обслуживание всех установок предприятия. Как видите, все команды – заложники друг друга. И от цепной ответственности зависит общий результат всей компании. Тем более что на европейском рынке розницы, где реализуется конечный продукт нашего завода,  нам приходится работать в условиях жесткой конкуренции. В числе наших главных конкурентов такие компании, как австрийская OMV, венгерская MOL и российская LUKOIL.

 

– А можно ли поподробнее о рецептуре этой нефтяной смеси? Хотелось бы узнать, какую именно нефть потребляет Petromidia? Одно время были заявления, что причина ежегодного бензинового дефицита в том, что почти вся казахстанская нефть, предназначенная для казахстанского рынка, уходит в Румынию.

 

– Отвечу так, чтобы прояснить ошибочное представление: во-первых, казахстанскую нефть мы покупаем по мировым ценам, никакой поблажки у нас в этом плане нет. Что касается рецептуры нашей смеси, то в общем объеме перерабатываемой нами нефти отечественное сырье занимает 54 процента. Остальное – это альтернативная нефть: примерно 25 процентов киркукская, оставшийся 21 процент – это легкая западно-сибирская нефть и «Азери». Сегодня перед нами стоит задача довести объем казахстанской нефти до 50 процентов. Мы готовы покупать сахарскую, эмиратскую нефть. Не отказались бы и от иранской. Словом, предпринятые нами шаги позволили повысить прибыльность завода, что сказалось и на общем результате компании по итогам года.

 

В тандеме с новым партнером к новой цели

– Каковы новые инвестиционные планы в ближайшие годы в Petromidia?

 

– Учитывая жесткие условия на европейском рынке нефтепереработки, мы хотим, как и любой завод, продолжать вкладывать инвестиции в будущее. В тот момент, когда мы осуществляли модернизацию завода, в Европе был тренд на увеличение потребления дизтоплива. Поэтому после завершения модернизации НПЗ мог выпускать бензин и дизтопливо в пропорции один к двум, то есть на одну тонну бензина две тонны дизтоплива. Сейчас в Европе наблюдается обратный тренд: растет спрос на бензин в связи с ростом производства бензиновых автомобилей. Поэтому сегодня мы думаем об инвестициях для строительства новых установок, которые позволят увеличить производство бензина. Наши специалисты уже разработали концепцию и новую технологическую схему будущего проекта расширения. Наша мечта – увеличить производительность завода Petromidia вдвое: с нынешних пяти миллионов тонн до 10 миллионов тонн нефти в год. И для увеличения мощности у нас есть все предпосылки и возможности. Во-первых, мы находимся в регионе Черного моря. И чтобы доставить до Petromidia нефть, поставщикам не надо проходить через загруженные турецкие проливы. Во-вторых, на другой стороне Черного моря – порт Новороссийск, куда после завершения проекта расширения КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) поступает 67 млн тонн нефти, из которых 70% – это казахстанская нефть (тенгизская и кашаганская. – Прим. авт.). В-третьих, у завода уже построен и функционирует свой выносной порт, который может принимать танкеры большой грузоподъемности, до 180 тыс. тонн. Теперь наша новая цель – увеличение мощностей Petromidia до 10 млн – будет связана с новым акционером KMG International – китайской компанией CEFC. И если наши китайские партнеры скажут «да», то мы готовы будем сразу же  приступить  к проекту расширения.

 

Кульпаш Конырова, Астана – Бухарест – Астана 

 

Тематика:   НПЗKMG International

Смотрите также: