Главная  /  Статьи  /  Плановый рост тарифов на электричество в следующем году будет последним, и энергетикам это не по душе

Плановый рост тарифов на электричество в следующем году будет последним, и энергетикам это не по душе

Алексей Храмков
506
Плановый рост тарифов на электричество в следующем году будет последним, и энергетикам это не по душе скачать фото
Все участники электроэнергетического рынка признают, что фактически реализация программы поэтапного повышения предельных тарифов в 2009–2015 годах не дала ожидаемого результата. Изначально предполагалось, что тарифная надбавка будет использована для инвестирования необходимой реконструкции либо модернизации оборудования на предприятиях энергокомплекса. Однако многие монополисты пользовались ею не по назначению – выплачивали дивиденды своим акционерам.

Программа максимум

 

Для начала хотелось бы напомнить о сущности этой самой программы по поэтапному повышению предельных тарифов. Она была принята в 2009 году, и на тот момент воспринималась профессиональными участниками рынка с большим воодушевлением. Как уже выше было сказано, основная ее миссия – сделать электроэнергетическую отрасль более рентабельной, чтобы та смогла самовосстанавливаться без дополнительных инвестиций извне.  

 

Уже на первых порах стало понятно, что новый принцип применения тарифов проработан не до конца. Дело в том, что по умолчанию для, например, гидроэлектростанций предполагался поэтапный рост тарифов с 3,5 тенге за киловатт в 2009 году до 8 в 2015 году. Этим параметром так называемая предельность и ограничилась. А ведь розничная цена за электроэнергию состоит из целого ряда параметров: около 60 процентов – цена энергостанции, 6 процентов – цена системного оператора (КЕGОC), который организует передачу электроэнергии от энергостанции по национальной электросети, и до 34 процентов – снабженческие надбавки распределительных и энергоснабжающих организаций, которые доставляют энергию до потребителей. На каждом из этих этапов устанавливалась своя наценка. В данном случае не имеющая ничего общего с предельным тарифом. В мотивации к заявке о повышении тарифа в адрес антимонопольных департаментов значилось лаконичное «в связи с ростом цен у поставщика». В итоге цены росли ежегодно на 10–15 процентов. Причем в некоторых регионах рост цен достигал даже 30 процентов, поскольку удорожание проводилось дважды, сначала в январе, а затем в апреле. Среди журналистов даже особенный календарь завелся: именно в этих месяцах можно написать на потребу обывателям забойный материал про рост цен на электричество.  

 

Эффект минимум

 

Но самое интересное, почти четыре года после принятия программы никто не проверял ее эффективность. Номинально считалось, что каждая электростанция, где повышается тариф, сама заинтересована в модернизации, ремонте и реконструкции износившегося оборудования и механизмов. Но на поверку вышло иначе. В сентябре 2012 года по итогам проверки генпрокуратуры сразу на нескольких электростанциях было обнаружено нецелевое использование средств, полученных в результате повышения тарифов. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Они использовали эти легкие деньги для выплат дивидендов своим акционерам, повышения зарплат административного персонала и так далее. А устаревшее и изношенное оборудование худо-бедно коптило, да и ладно.  

 

Президент страны Нурсултан Назарбаев по этому поводу тогда высказался достаточно жестко и поручил ответственным ведомствам разработать поправки в программу, чтобы повышение тарифа применялось только при наличии инвестиционного проекта по модернизации. Поправки разработали и приняли лишь в начале прошлого года. Фактически из шести лет действия этой программы лишь три года монополистов обязывали обновлять оборудование. Еще три года прошли для них словно в сказке: «средь дремучего леса вдруг увидел сундук». По данным Министерства индустрии и новых технологий совокупный доход электрогенерирующих предприятий от увеличения тарифов с 2009 по 2013 год превысил 600 млрд тенге, или 4 млрд долларов. Ожидается, что по итогам 2015 года эта сумма будет вдвое большей. 

 


Средняя совокупная мощность отечественных электростанций оценивается приблизительно в 19 000 МВт. За время действия программы этот показатель удалось увеличить на 6 процентов. Конечная цель – к концу следующего года добиться 15-процентного роста.


 

Доход посчитать легко. А вот про инвестиции в модернизацию энергогенерирующих предприятий информацию найти оказалось проблематично. За время действия программы, по словам министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, в Казахстане должно быть введено в эксплуатацию до 3000 мегаватт дополнительных генерирующих мощностей. На конец прошлого года 1250 МВт из них уже получила наша республика. Напомним, что средняя совокупная мощность отечественных электростанций оценивается приблизительно в 19 000 МВт. То есть за время действия программы этот показатель удалось увеличить на 6 процентов. Конечная цель – к концу следующего года добиться 15-процентного роста.  

 

Но одновременно 2015 год станет последним, когда государство фактически благословляло монополистов на рост тарифов.  

 

Нужно или можно? 

 

Трудно судить, насколько эффективно будут потрачены 8 млрд долларов, «выкачанных» из населения, которые по идее должны быть направлены на рост производства электроэнергии. На текущий момент Казахстан экспортирует за рубеж около 8 процентов вырабатываемой электроэнергии. При этом за время действия программы предельных тарифов наша страна практически отказалась от импортного «света». Теперь же встает второй вопрос в свете предстоящего объединения энергопотоков в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).  

 

Эксперты-политологи в плане предстоящего объединения энергопотоков в единую систему ратуют за то, что Казахстан сможет активно экспортировать электроэнергию в Беларусь и Россию. Экономисты, напротив, убеждены, что нам будет проще покупать электроэнергию у стран-партнеров. Об этом, кстати, было сказано не единожды в рамках панельных сессий Астанинского экономического форума на прошлой неделе. 

 

Проблема в следующем: до 70 процентов энергии в нашей стране производится посредством сжигания угля. Эта энергия считается одной из самых дешевых в нашей стране. На втором месте – гидроэлектростанции. Однако таковых в нашей стране не так и много – они дают порядка 14 процентов энергии. Делаются попытки запуска каскадных миниГЭС, строится Мойнакская ГЭС. Однако погоды на энергетическом рынке в масштабах страны они не делают в силу своей невысокой мощности. Остальные виды электростанций, включая возобновляемые источники энергии, невозможно дороги.  

 

В России также большую часть энергии получают на угольных станциях. Но там, в отличие от нас, высока доля гидроэнергетики – до 26 процентов от общего объема. К этому нужно добавить и еще один дешевый источник – атомные электростанции. А в общем итоге получается, что потенциал дешевой энергии у северного соседа выше, чем у нас, хотя по факту именно в южных регионах России электроэнергия значительно дороже, чем в Казахстане, что создает предпосылки для наращивания экспортных маршрутов.  

 

Помимо возможных перспектив в рамках ЕАЭС имеется и еще один довод в пользу того, что Казахстану необходимо и дальше наращивать энергетические мощности. Наша страна находится на пороге второй пятилетки индустриализации. В целом активное развитие промышленности и особенно в энергоемких отраслях, по оценкам экспертов, может привести к тому, что уже к 2020 году, даже с вводом всех электростанций, которые строятся, страна столкнется с острым дефицитом электроэнергии. Отчасти нивелировать эту неприятность призвана еще одна программа «Энерго­сбережение-2020». Однако сейчас речь не о ней.  

 

В рамках программы предельных тарифов уже было профинансировано энергопроектов почти на 8 млрд долларов (по итогам 2015 года). Но по оценкам МИНТ, до 2020 года необходимо инвестировать еще порядка 10 млрд долларов в энергопредприятия страны, чтобы избежать энергетического кризиса. Для этого, наверное, проще всего применить старый проверенный метод – взять у населения и предпринимателей. Но энергетики решили пойти другим путем.  

 

Своя игра

 

На днях в Агентстве по защите конкуренции прошло совещание по вопросам развития конкуренции на рынке электроэнергии. В нем приняли участие представители Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, Ассоциации KAZENERGY, Казахстанской электроэнергетической ассоциации, АО «Самрук-Казына», АО «KEGOC» и так далее. Кворум налицо. Потому и предложения, озвученные в ходе мероприятия, звучат значительнее. Первое – отмена предельных тарифов на производство электроэнергии, второе – снятие ограничений на выплату дивидендов энергопроизводящим организациям и третье – создание Национального оператора в сфере производства электроэнергии. 

Тематика:   электроэнергия, ТС