Главная  /  Статьи  /  По мнению экспертов, пересадить всех на общественный транспорт не получится

По мнению экспертов, пересадить всех на общественный транспорт не получится

Андрей Верменичев
549
По мнению экспертов, пересадить всех на общественный транспорт не получится скачать фото
Вопросы экологии постоянно находятся в центре внимания, особенно остро проблема стоит для крупных городов, таких как Алматы. При этом чистота окружающей среды взаимосвязана как с деятельностью человека, так и с транспортом, на котором передвигается население. К слову, прошлый год стал Годом общественного транспорта в Алматы. Однако, как показывает практика, до совершенства еще далеко. Граждане сетуют на переполненные автобусы в часы пик и с нетерпением ждут новых станций пока еще нового, но набирающего популярность вида транспорта – метро.

Кто заказывает музыку, тот и танцует девушку, посчитала мэрия Парижа, предложив горожанам добираться до места работы не личным транспортом, а общественным. Взамен – проезд бесплатный. Таким образом власти решили разогнать смог над городом вечной молодости. Предложение пришлось бы по душе жителям Алматы, который с советских времен имел неформальный статус «зеленого города». Не стало бы оно лишним и для других казахстанских населенных пунктов. Такого мнения придерживается председатель экологического союза «Табигат» Мэлс Елеусизов, который считает, что «легкие» Алматы и его жителей от применения «заморского» метода станут только чище. 

 

«Это однозначно было бы эффективно в реалиях южной столицы. Люди бы просто сели в общественный транспорт и ездили бы. Правда, у нас убитый общественный транспорт, он не обеспечивает население своими количественными и качественными характеристиками. Если бы граждане вообще пересели с автомобилей в автобусы, то экология города от этого просто задышала», – говорит Елеусизов. 

 

Однако он сетует на то, что сегодня наш транспорт не способен справиться с потоком пассажиров. В советское время у нас было 10 автобусных парков, но и город был маленьким. А сегодня трудно понять, сколько автопарков действует в южной столице, но их явно не достаточно. 

 

Подобного мнения придерживается автолюбитель Андрей Киселев. Он считает, что пример Парижа не совсем годится для казахстанских городов, поскольку автопарки, а точнее их основная часть, не готовы к таким нагрузкам. 

 

«Такое решение экологической проблемы у нас не применимо. Нет соответствующего количественного и качественного показателя. С другой стороны, безопасность передвижения оставляет желать лучшего», – говорит Киселев. 

 

По его словам, манера вождения водителей общественного транспорта как бы намекает: лучше иди пешком. На остановках автобусы простаивают десятки минут, прежде чем отправиться дальше по маршруту. А попытки пассажиров поторопить водителя, как правило, кончаются руганью. Отчего вопросы глобального потепления климата и экологии в отдельном городе отходят на второй и третий план. 

 

Между тем директор алматинского филиала ОО «ОСА» Александр Волошин считает, что бесплатный проезд, даже некоторое время, положительным образом скажется только на социально уязвимой части населения. 

 

«Говоря о подобных мерах в Алматы, стоит отметить, что в плюсе останутся те, кто ежедневно пользуется услугами общественного транспорта – студенты пенсионеры, а для остальной части населения этот вариант не приемлем. Особенно остро это касается тех, чья профессиональная деятельность связана с автомобилем, и отказ от него, даже на несколько дней, приведет к серьезным последствиям», – говорит Волошин. 

 

При этом он отмечает, что общественный транспорт периодически забит до отказа, особенно в часы пик. Иными словами, вопрос перемещения от точки «А» до точки «Б» на таком транспорте стоит более чем остро, поскольку как теоретически, так и практически залезть в переполненный автобус нет возможности. Таким образом, Волошин ставит под сомнение возможность того, что наши транспортники смогут перевезти огромный пассажиропоток. 

 

В этой связи еще в 80-х годах прошлого века было принято решение о строительстве подземки. Так, 1 декабря 2011 года в южной столице был торжественно запущен первый в Казахстане и второй в Центральной Азии метрополитен. Несмотря на то что планировкой занимались в Москве, расположение станций стало, мягко говоря, не удобным. Ко всему прочему проект долгоиграющий и количество остановок на сегодняшний день не может обеспечить удобный проезд для всех горожан. 

 

К слову, так считает Александр Волошин. По его мнению, метро не оставляет шансов гражданам, решившим сменить автомобиль на общественный транспорт. 

 

«Говоря о нашем метро, которое не так давно разнообразило алматинский общественный транспорт, следует отметить, что нынешних станций крайне не хватает. Ко всему прочему расположение этих станций не способно в должной мере охватить отдаленные части города. То есть у нас нет связи, к примеру, с теми же Алматы-1, «Орбитой», – сетует Волошин. 

Со своей стороны эколог Мэлс Елеусизов тоже указывает на нехватку станций, но вместе с тем отмечает, что за электротранспортом будущее. 

 

«Метро – это, пожалуй, самый оптимальный вид транспорта, однако того количества станций не достаточно. Вообще общественный транспорт надо развивать, причем нужно отдавать предпочтение электротранспорту: трамваям, троллейбусам, электрическим автобусам. Все это надо восстанавливать, и тогда город будет жить и свободно дышать», – говорит Елеусизов. При этом он отмечает, что тот же газ, несмотря на свою практичность, все равно имеет вредные выбросы. 

 

Стоит отметить, что автолюбитель Андрей Киселев также сетует на актуальность вопросов экологии. Говоря о метро, он придерживается мнения о необходимости развития подземного транспорта. 

 

«К сожалению, метрополитен охватывает не все районы и многим просто не по пути, тут либо на общественном транспорте, либо на своей машине. Но все равно, если говорить про экологию, вопрос назрел давно», – считает Киселев. 

 

По его словам, проблема кроется в недостаточном контроле, в том числе ввозимого топлива. 

 

«Не понятно, куда смотрит государство. Понятно, что страна, имеющая огромные запасы нефти, по тем или иным причинам вынуждена покупать топливо на стороне, да и то, что купили потом оказывается низкого качества. В свою очередь это ведет к росту количества вредных выбросов, что в конечном итоге ухудшает экологическую картину нашего Алматы», – отмечает Киселев. 

 

 

Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ,  

Алматы