Главная  /  Статьи  /  Глобальная индустриализация

Глобальная индустриализация

Светлана Шестернева
300
Глобальная индустриализация скачать фото
Начиная с 1997 года был принят ряд программ по развитию национальной экономики

В своей книге «Эра Независимости» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечает, что на протяжении последних десятилетий государство активно проводило курс на индустриализацию, диверсификацию и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Средством для достижения макроэкономических целей, связанных с повышением благосостояния страны, является задействование и активизация инновационно-индустриальной составляющей в общей системе реформаторских программ.


Начиная с 1997 года был принят ряд программ по развитию национальной экономики. Одной из первых серьезных программ преобразования национальной системы хозяйствования стала «Стратегия-2030», которая реализовывалась в два этапа – Стратегический план развития РК до 2010 года и Стратегический план развития РК до 2020 года.


На первом этапе была разработана Стратегия индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы, в рамках которой были приняты Программы кластерного развития и Концепция технопарков. На втором этапе в рамках реализации Стратегического плана развития РК до 2020 года была принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010–2014 годы (ГПФИИР). Ее продолжением стала Государственная программа индустриально-инновационного развития Казахстана на 2015–2019 годы.


ГПФИИР реализовывалась посредством Карты индустриализации, отраслевых программ индустриализации и программ «Дорожная карта бизнеса – 2020» и «Производительность-2020». Главным лейтмотивом принятых стратегий следует отметить ориентир на индустриализацию и активизацию инновационного потенциала страны.

 

Основной целью Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010–2014 годы является ускоренная диверсификация экономики страны. Одним из ключевых механизмов реализации являлась карта индустриализации. Акценты сделаны на развитие традиционных секторов с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы, на отрасли, основанные на спросе недропользователей, нацкомпаний и государства, на экспортно ориентированные производства и на сектора «экономики будущего».

 

Для реализации данных направлений в программе были обозначены конкретные целевые индикаторы, достижение которых будет свидетельствовать о положительных результатах реализации стратегии индустриально-инновационного развития страны. Анализ выполнения по каждому показателю программы показал положительную тенденцию развития практически по всем направлениям. По данным Агентства по статистике Казахстана, реальный прирост ВВП составил 35,6% и был выполнен в 2012 году на 150,4% (в 2013 году – на 199,3%, в 2014 году – на 237,3%). В номинальном выражении прирост ВВП составил 22,9 трлн тенге и выполнен в 2012 году на 176,4% (в 2013 году – на 238,5%, в 2014 году – на 284,5%).

 

Показатели демонстрируют положительную динамику по росту валового продукта в Казахстане. Это объясняется наличием в те годы благоприятных внешних и внутренних условий для развития национальной экономики.
Доля казахстанского содержания в закупках государственных учреждений и организаций, национального управляющего холдинга, национальных холдингов и компаний составила в товарах 46,8%, а в закупках работ и услуг – 84,6% и 76,4% соответственно.

 

Положительная динамика наблюдается по доле инновационно активных предприятий. Высокий процент выполнения продемонстрирован по показателю снижения энергоемкости ВВП – 186,4%.

 

Кроме того, карта индустриализации оказалась заполненной и незначительными проектами по масштабности и значению для страны. Всего было включено 872 проекта на сумму 11,5 трлн тенге. В качестве заявителей проектов присутствовали 17 индивидуальных предпринимателей, ТОО, небольшие и нестратегические компании.

 

Вторая пятилетка, рассчитанная на 2015–2019 годы, направлена на форсированное развитие промышленности, используя новые возможности и уроки ГПФИИР 2010–2014 годы. Важно отметить тот факт, что изменена модель финансирования. Так, во второй пятилетке программы общая инвестиционная потребность восполняется за счет средств частного сектора (66%). В первой ГПФИИР была отмечена масштабная государственная поддержка бизнеса, а в новой программе промышленного развития лишь $7,8 млрд (15%) финансируется за счет государства. Имеют место изменения в механизме реализации второй пятилетки программы: определена персональная ответственность и мотивация за достижение результатов программы. Это один из важных моментов, которые отличают программу второй пятилетки от ГПФИИР.

 

Анализ принятых программ индустриально-инновационного развития РК позволяет сделать вывод о том, что перед страной стоят сложные и масштабные задачи. Необходим взвешенный, системный подход к принятию решений на макроуровне по модернизации и технологизации национальной системы хозяйствования. Акцент на активизацию конкурентных факторов развития страны является правильным ориентиром. Теперь необходимо реализовать поставленную цель. В этом находится проблема эффективности принятия решений государством.


Светлана ШЕСТЕРНЁВА, 
Алматы

 

Тематика:   Эра Независимости

Смотрите также: