Главная  /  Статьи  /  Булат Султанов: ЕАЭС – составная часть глобального проекта

Булат Султанов: ЕАЭС – составная часть глобального проекта

Андрей Верменичев
479
Булат Султанов: ЕАЭС – составная часть глобального проекта скачать фото
Самая обсуждаемая тема на сегодняшний день – создание нового интеграционного объединения Евразийский экономический союз. Несмотря на позитивную динамику развития стран в рамках Таможенного союза, это объединение сталкивается со всевозможной критикой. Об этом и многом другом в интервью газете «Литер» рассказывает директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан Булат Султанов.

– Булат Клычбаевич, как вы считаете, какие плюсы получит Казахстан от участия в ЕАЭС?

 

– Плюсов много, но здесь следует исходить из следующего. Когда мы говорим, что Республика Казахстан должна войти в число 30 ведущих государств и что вхождение в это число не самоцель, а средство повышения жизненного уровня населения Казахстана, то предусматривается, что страна должна уйти от сырьевой направленности и превратиться в государство, которое будет экспортировать не только сырье, но еще и промышленные товары. В рамках форсированных индустриально-инновационных программ Казахстан должен выпускать товары, основанные на передовых технологиях. Для этого нам необходимы как иностранные, так и внутренние инвестиции. Но никакой инвестор не придет в нашу страну, поскольку у нас маленький рынок. То есть создать передовые производства, соответствующие новому времени, с 17-миллионным рынком просто невозможно. После создания Таможенного союза объем инвестиций, причем не в сырьевой, а в обрабатывающий сектор, значительно увеличился. Мы можем смело говорить о постепенном отходе, в рамках создания ЕАЭС, от сырьевого характера казахстанской экономики. 

 

– В последнее время все больше стран стремится к сближению в пределах региона, особенно в экономическом плане, что беспокоит отдельных граждан. С чем, на ваш взгляд, это связано?

 

– Наш президент абсолютно прав, отмечая, что мировая экономика не вышла из предыдущего кризиса, а уже маячит новый. В этих условиях для Казахстана архиважным является региональное сотрудничество. К слову, наши критики не замечают того факта, что сегодня весь мир участвует в региональном и глобальном сотрудничестве. 

 

Так, к примеру, страны Персидского залива выходят на региональное сотрудничество. То есть страны, которые являются одними из самых богатых, даже они приходят к необходимости сотрудничества в рамках региона. Еще один пример – США. Уже пятый год Вашингтон прорабатывает вопросы о создании зоны свободной торговли с последующей торгово-экономической интеграцией со странами ЕС. Месяц назад в Брюсселе Барак Обама и лидеры ЕС обсуждали создание торгово-экономического Северо-Атлантического альянса, то есть в дополнение к НАТО будет создаваться торгово-экономический блок. США считают это целесообразным и необходимым в условиях нарастающей конкуренции со стороны Китая и неопределенности в финансово-экономическом устройстве мира. Какие еще нужны аргументы в пользу необходимости регионального сотрудничества? 

 

– Тем не менее существует ряд скептически настроенных граждан, предъявляющих свои аргументы...

 

– Совершенно верно. Говоря о ТС и ЕАЭС, так называемые евразопессимисты отмечают неудобное географическое расположение Казахстана, и именно поэтому, по их мнению, страна будет прозябать на задворках торгово-экономических путей. Сегодня создание и Таможенного союза, и Евразийского экономического союза увязывается со стремлением Китая сухопутным путем выйти на ЕС и страны Персидского залива. Китай «вынашивает» два проекта: экономический пояс Великого шелкового пути и морской Шелковый путь XXI века. По оценке китайских экспертов, исходным пунктом экономического коридора Великого Шелкового пути является Китай, Центральная Азия и Россия являются мостом, Европа – пунктом остановки, а Северная Африка – линией продления этого коридора. 

 

То есть проекты Китая в рамках регионального сотрудничества тесно связаны с тем, что Казахстан становится транзитным мостом между Европой и Юго-Восточной Азией. В свою очередь транспортные коммуникации очень удачно укладываются в наши программы по развитию МСБ. Этот транспортный коридор идет по нашему юго-востоку, центру и западу Казахстана. Любые автомобили и водители, перевозящие грузы, нуждаются в мотелях, техническом обслуживании, в питьевой воде и так далее. То есть существует масса возможностей для развития сервисных организаций, и это как раз большое подспорье для малого и среднего бизнеса ряда регионов страны. Только слепой человек не заметит этих преимуществ. 

 

– Вчера ТС, сегодня мы на пороге подписания трехстороннего договора об организации ЕАЭС. Что же будет следующим этапом? 

 

– Говоря о нашем региональном проекте, следует понимать, что он не замыкается на трех странах. С самого начала он рассматривался как один из элементов большого евразийского проекта. Сегодня мы наблюдаем переток экономической активности с Запада на Восток. По данным экспертов, Китай, занимающий второе место по объемам промышленного производства, буквально через пару лет вый­дет на первое место по этим показателям. Резко возрастает значение Азиатско-Тихоокенского региона. В этих условиях наш региональный проект должен рассматриваться как составная часть более широкого проекта. 

 

Я был сторонником того, что Россия вышла с инициативой создания зоны свободной торговли с ЕС. Иными словами, для Казахстана было бы идеальным, если бы мы смогли создать свободную торговую зону ЕАЭС и ЕС. То есть получилась бы торговая зона от Роттердама до Владивостока и от Стокгольма до Алматы. Мы сегодня в начале огромного евразийского проекта, который будет набирать силы.  

 

Конечно, когда мы обсуждаем такое количество планов, надо думать над тем, чтобы уже сейчас простые люди получали практическую пользу для себя в рамках региональных проектов. Поэтому уже сегодня нам всем, и экспертам, и политикам, нужно думать не о стратегических успехах, с которыми все в порядке, а о тактических.

Тематика:   ЕАЭСТС

Смотрите также: