Главная  /  Статьи  /  Связующий мост Евразии

Связующий мост Евразии

Светлана Шестернева
489
Связующий мост Евразии скачать фото
Именно так порой называют в мире нашу республику, имея в виду ее географическое расположение в центре огромного континента

Между тем воплотить уникальный транзитный потенциал Казахстана в осязаемые материальные выгоды было задачей не из легких. О том, как она решилась, в книге «Эра Независимости» рассказывает Нурсултан Назарбаев.


Оценивая транспортно-транзитный потенциал Республики Казахстан, прежде всего следует отметить, что жесткая конкуренция на рынке международных железнодорожных перевозок требует предельной рационализации всего технического процесса обработки и доставки грузов. Также необходимо усиленное развитие контейнерных перевозок, которые считаются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов международного транспортного рынка по причине их мультимодальности.


Отдельного и пристального внимания заслуживает и вопрос развития транзитных перевозок. На республиканском уровне было разработано несколько интересных проектов. Это «Транспортная стратегия» до 2015 года, которая обеспечивает единство транспортной системы и комплексность принципов развития транспортной инфраструктуры, а также государственная программа «Путь в Европу» на 2009–2011 годы, подписанная Президентом Назарбаевым и нацеленная на развитие и углубление сотрудничества Казахстана с государствами Европы.


Геополитическая роль Казахстана, то есть роль транзитного моста между Европой и Азией, а также между Россией и Китаем определяется его расположением в центре евразийского континента. Современная концепция развития сети международных транспортных коридоров, проходящих по территории нашего государства, основывается на трех приоритетных направлениях: первое – Россия, страны Европы и Балтии; второе – Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии; третье – республики Средней Азии и Закавказья, Иран и Турция.


Казахстан располагает необходимым потенциалом для серьезной переориентации внешнеторгового баланса. Этот потенциал заключается прежде всего в уникальных транзитных возможностях страны. Территория республики расположена на направлении сухопутного моста для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами – странами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и Евразии, что сокращает время доставки транзитных грузов.


Одной из основных задач на ближайшее десятилетие является устойчивый рост экономики страны за счет форсированной индустриализации и развитие инфраструктуры, немаловажное место в котором занимают автомобильные дороги. Транспортный коридор Западная Европа – Западный Китай позволит реализовать как транзитный, так и экспортный потенциал Казахстана.


В настоящее время проект обеспечивает грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай – Казахстан, Китай – Центральная Азия, Китай – Россия – Западная Европа. Основными положительными показателями данного проекта, по сравнению с существующими альтернативными коридорами (железнодорожный Транссиб и морской через Суэцкий канал), является его протяженность, время нахождения в пути и отсутствие ограничений по объемам перевозимых грузов. Согласно технико-экономическому обоснованию, среднегодовая экономическая выгода от проекта составит 86,7 млрд тенге и будет включать в себя такие компоненты, как рост валового регионального продукта, экономия времени, снижение стоимости транспортных перевозок, сокращение ДТП и количества погибших людей.


Для реализации проекта общей стоимостью 825 млрд тенге были определены механизмы и источники финансирования, а также подрядные организации на участках протяженностью 1186 км. Кроме того, на концессионной основе был реализован участок Ташкент – Шымкент – граница Жамбылской области, включенный в «Перечень объектов, предлагаемых к передаче в концессию на среднесрочный период (2009–2012 годы)». В целом ежегодно было задействовано до 50 тыс. человек, при этом в основном привлекались местные кадры, более 7 тыс. единиц автомобильного транспорта, 59 дробильных установок, более 54 асфальтобетонных и свыше 29 цементобетонных заводов.


Учитывая высокую аварийность, проблемы эксплуатации, возросшую интенсивность движения и грузоподъемность транспортных средств, проект предусматривал ряд мероприятий. Это устройство четырехполосной магистрали первой технической категории по основному ходу коридора на протяжении 1390 км, реконструкция 1062 км дорог второй технической категории с двумя полосами движения (граница РФ – Актобе – Кызылорда и обходы некоторых населенных пунктов), устройство колесоотбойных брусов на разделительной полосе, освещение участков, проходящих через населенные пункты, и транспортных развязок. Помимо этого для обеспечения в пути следования надлежащих условий труда, питания, отдыха и техосмотра вдоль коридора проект предусматривал строительство более 100 площадок отдыха с удобным заездом и выездом, санитарно-гигиенической зоной и эстакадами для осмотра транспортных средств.


Проект Западная Европа – Западный Китай стал одним из самых перспективных проектов своего времени. Новый международный транспортный коридор связал города Санкт-Петербург, Москву, Казань, Оренбург, Актобе, Шымкент, Ташкент, Алматы, Хоргос, Урумчи, Чжэнчжоу и Ляньюньган. Общая протяженность автомобильных дорог составила 8445 км. Нужно примерно 10 суток, чтобы перевезти товар из Санкт-Петербурга в Ляньюньган, что является значительным преимуществом проекта перед альтернативными путями. После реализации проекта грузопоток по данному маршруту увеличился в 3,5 раза и составил 3,5 млн тонн груза.


По автодорожной отрасли до 2020 года в республике планируется построить и реконструировать порядка 16 тыс. км автодорог республиканского значения. В первую очередь будет завершена реконструкция основных транзитных коридоров и дорог международного значения, с последующим восстановлением других наиболее загруженных участков общей протяженностью порядка 15 тыс. км. Кроме того, предполагается строительство отдельных участков в направлении Центр – Запад и нового маршрута Астана – Алматы общей протяженностью 1612 км. Всего придется привести в хорошее состояние 85% республиканской и 70% местной сети автодорог.


Реализация проекта Западная Европа – Западный Китай стала прорывом для всего Центрально-Азиатского региона. Это способствовало вовлечению большего числа стран нашего региона в торговлю, позитивно повлияло на развитие транспортной инфраструктуры, стимулировало производство вдоль самой трассы и прилегающих к ней дорог. Кроме того, это способствовало ускоренным темпам развития экономик Центрально-Азиатского региона. Именно это и подразумевал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, назвав этот проект великой всенародной стройкой.

 

Светлана ШЕСТЕРНЁВА, Алматы

 

Смотрите также: