Главная  /  Статьи  /  Эффективная модель государственного управления

Эффективная модель государственного управления

Светлана Шестернева
267
Эффективная модель государственного управления скачать фото
Про цели, задачи и механизмы третьей модернизации Казахстана Нурсултан Назарбаев подробно рассказывает в своей книге «Эра Независимости»

В прошлом году третья модернизация стала главной темой обсуждения в казахстанском обществе и объектом пристального внимания мирового сообщества. Внутри республики этот процесс в первую очередь включал осознание самой идеи новой модернизации, ее отличия от прежних моделей. Одни рассматривали это как новый аспект актуализации ранее обозначенных Президентом задач. Другие – как ответ на новые угрозы глобального мира, которые требуют адекватных координирующих мер антикризисного характера. Третьи понимали новую реформу как приведение мер превентивного характера к системной основе. Однако все сходились во мнении, что в Казахстане идет процесс поиска новой модели государственного развития, которая должна быть адекватна глобальным вызовам современности и новым требованиям развития мирового сообщества.

 

Для того чтобы успешно реализовать задачи достижения глобальной конкурентоспособности страны, свой путь модернизации должны пройти в первую очередь институты государственной власти. Чтобы хорошо представлять себе суть вопроса, давайте вспомним те задачи, которые обосновал в Послании-2017 сам Нурсултан Назарбаев. Он выделил три наиболее важных вопроса. Во-первых, создать запас устойчивости политической системы на многие годы вперед. Во-вторых, повысить роль Правительства и Парламента с целью сформировать более эффективный механизм ответа на современные вызовы. В-третьих, в мире нет универсальной модели государственного устройства. Предлагаемая нам реформа опиралась на собственный опыт и потребности Казахстана. Таким образом, содержание происходящих изменений было направлено на обеспечение устойчивости существующей политической системы, создание более эффективного механизма деятельности органов государственного управления и построение собственной модели государственного устройства.
В рамках реализации этих задач необходимо было рассматривать и дальнейшие пути решения проблемы. Так, например, в части обеспечения устойчивости политической системы в Казахстане можно отметить, что в определенной степени она уже выдержала проверку временем. И достигнуто это именно благодаря своевременно проведенным двум предыдущим модернизациям. Смысл пройденных этапов в одном случае состоял в обеспечении плавного перехода от модели плановой экономики к рыночной. Во втором случае – в принятии форсированных мер для обеспечения эффективного функционирования всех рыночных механизмов и институтов государственного устройства.
Стоит отметить, что Казахстан имеет уникальные конкурентные преимущества. В активе страны – огромные природные богатства, сельскохозяйственный, коммуникационный и транзитный потенциал, которые уже стали основой экономического успеха государства. Сегодня Казахстан – страна с устойчивой рыночной экономикой. Всего за четверть века создан и успешно реализуется институт частной собственности, активно развивается средний класс. Движущей силой экономического развития является предпринимательство, которое становится все более массовым. Благодаря стратегическому видению Лидера Нации в Казахстане, несмотря на глобальные финансово-экономические кризисы, превентивно осуществляется модернизация экономики страны. Таким образом, можно говорить о том, что Казахстан уверенно подошел к очередному этапу модернизации, нацеленному на глобальную конкурентоспособность.
В отличие от прежних двух этапов модернизации третий этап стал выходом на глобальный уровень функционирования страны в мировой экономике. Выход на старт уже осуществлен: интеграция Казахстана с мировыми рынками уже произошла. В национальной экономике одновременно с бизнес-структурами действуют тысячи предприятий государственного сектора. Наряду с ними созданы сотни совместных предприятий и предприятий с иностранным участием, десятки национальных компаний и транснациональных корпораций. Все они работают на благо казахстанской экономики и открывают перед страной новые безграничные возможности, в том числе и в решении задач Четвертой промышленной революции.
Отличие третьей модернизации состоит в том, что раньше в рамках существующей модели государственного устройства нужно было решать и регулировать внутренние проблемы. Этим задачам была подчинена система государственного управления, и все ветви власти ее успешно выполнили. Однако теперь перед государством была поставлена новая задача – стать равным среди равных на мировом рынке. Кроме того, как субъекты этого рынка, Казахстан должен был активно участвовать в регулировании и управлении происходящих там процессов, внешних по отношению к нашей экономике.
Главная цель создания нового механизма государственного управления заключалась в выработке его способности адекватно и своевременно отвечать на вызовы современного глобального мира. Решение этой задачи во многом предполагало обращение к опыту зарубежных государств, но, в отличие от прежних этапов модернизации, третья ее волна требовала обращения к аспектам опыта регулирования зарубежными странами внешних связей и отношений, их воздействия на глобальные экономические процессы. Именно эти рычаги помогли процветающим государствам занять свою нишу на мировом рынке и стать конкурентоспособными. Поэтому отработка новых механизмов деятельности государственных органов в Казахстане была тесно связана с построением инновационной модели государственного устройства. Здесь следует отметить, что построение эксклюзивной модели государственного устройства – общая задача всех государств, независимо от их нынешнего уровня и ранга.
Для Казахстана выбор новой модели национальной экономики означал ее качественный рост, наиболее адекватный требованиям времени. В Послании-2017 Глава государства в качестве такой модели развития национального хозяйства определил модель технологической экономики. В связи с этим следует уточнить взаимосвязь между понятиями «инновационная экономика», «наукоемкая экономика» и «технологическая экономика». Все эти модели не отрицают друг друга, а указывают на их более глубокое качественное содержание. В отличие от существующей модели государственного управления, которая основана на традиционных подходах и механизмах участия государства в воздействии на экономику в рыночных условиях, новая модель требовала сокращения этого участия и является инновационной по своей сути. При этом ее новизна не ограничивалась тем, что в государственном управлении все больше используется опыт управления бизнес-процессами, так называемый «государственный менеджмент».
Третья модернизация Казахстана – это уникальный проект Президента Республики Казахстан. Он позволили обеспечить стране не только стабильность и процветание для ее граждан, но и достичь новых амбициозных, с позиции конкурентоспособности Казахстана в глобальном мире, целей.

 

Светлана ШЕСТЕРНЁВА, Алматы