Главная  /  Статьи  /  Стремление к финансовой гармонии

Стремление к финансовой гармонии

Андрей Королев
279
Стремление к финансовой гармонии скачать фото
Пакет предложений и документов, формирующих нормативно-правовую базу общего финансового рынка ЕАЭС, обсудили участники Консультативного комитета

Пакет предложений и документов, формирующих нормативно-правовую базу общего финансового рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС), обсудили участники Консультативного комитета по финансовым рынкам. Заседание прошло под председательством министра по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимура Жаксылыкова, сообщили в ЕЭК.


Основной темой обсуждения стал проект Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС, разработанный совместно регуляторами финансовых рынков государств – членов ЕАЭС и ЕЭК.
«В документе определен правовой механизм создания общего рынка финансовых услуг, инструменты, способствующие его развитию. Это позволит обеспечить свободное движение капитала, активизацию инвестиционного сотрудничества, повышение уровня финансовой глубины наших стран и станет мощным импульсом для их устойчивого экономического роста», – отметил Тимур Жаксылыков.
Комитет обсудил соглашение о взаимном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на биржах в государствах – членах ЕАЭС, подготовленное департаментом финансовой политики ЕЭК в рамках реализации «Программы-2030». Это обусловлено необходимостью прохождения нескольких этапов евразийской интеграции. Первым этапом формирования общего финансового рынка можно назвать гармонизацию законодательства стран Евразийского экономического союза. На современном этапе страны ЕАЭС используют как совокупность нормы национального законодательства и нормы международного права.
Также были рассмотрены вопросы по соглашению о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй, в рамках Евразийского экономического союза, которое направлено на создание благоприятных условий для резидентов Союза при обращении за кредитными ресурсами в банки, находящиеся на территориях государств-членов, и  соглашению об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза, которое направлено на формирование единого рынка аудиторских услуг  Евразийского экономического союза.
Комитет продолжил курс по устранению ограничений, затрудняющих гражданам государств – членов ЕАЭС открытие счетов в банках.
Участники консультативного комитета по финансовым рынкам обсудили доклад  о мерах по увеличению использования национальных валют государств – членов ЕАЭС в трансграничных операциях на территории ЕАЭС, представленный департаментом макроэкономической политики ЕЭК.
Двусторонние и многосторонние договоры государств регламентируются международным правом. Однако для создания эффективного общего финансового рынка необходимо, чтобы субъекты рынка действовали в едином правовом поле. Современные трудности взаимодействия резидентов трех государств основаны на существующих правовых барьерах законодательств стран ЕАЭС.
Это затрудняет осуществление экономической деятельности и взаимодействие стран-участников. Примером унификации законодательства может выступить Европейский союз, где создана особая правовая база и вместе с тем остались неизменными социально значимые отрасли законодательства. У стран ЕАЭС в этом плане есть преимущество. После распада СССР государства пошли идентичными путями развития. Постсоветская правовая модель идентична в странах ЕАЭС и основана на нормах романо-германской правовой семьи.
Следующим после гармонизации законодательства этапом формирования общего финансового рынка является создание единого финансового регулятора. Как сообщают официальные лица ЕАЭС, единый финансовый регулятор стран Евразийского союза будет создан к 2025 году и будет находиться в Алматы. Можно сказать, что предпосылки создания финансового регулятора в Казахстане уже имеются. Как правило, при создании подобных институтов международных организаций представители финансового сектора стараются стекаться к центру, в данном случае в Казахстан. Это можно наблюдать сегодня. Крупнейшие международные банки наращивают свое присутствие в Казахстане. В будущем это положительно отразится на функционале финансового регулятора, считают эксперты.
Каждая страна имеет свою законодательную базу и свои особенности регулирования финансовых рынков, поэ­тому гармонизация законодательства становится сложным и, более того, перманентным процессом. Законодательство стран не статично, а, напротив, динамично развивается вместе с потребностями рынка и в каждый следую­щий определенный момент времени не соответствует самому себе предыдущему, так как на регулярной основе разрабатываются новые нормативные правовые акты и вносятся изменения в ранее принятые. Вывод, который можно сделать из этого, заключается в том, что корректный подход к гармонизации до момента создания регулятора состоит в адекватности регулирования финансового рынка и надзора за профессиональными участниками.

 

Андрей КОРОЛЁВ, Алматы