Главная  /  Статьи  /  Кадры решают все

Кадры решают все

Константин Козлов
1281
Кадры решают все скачать фото
В Алматы вновь стартовала подготовка к ежегодной премии Ассоциации кинокритиков Казахстана «Выбор критиков»

Уже по традиции она ознаменовывается киномарафоном, в рамках которого зрителям покажут самые интересные фильмы, представленные в номинациях. Причем преимущественно авторские, так как их обычно обделяют и прокатом, и даже официальными премьерами.

 

По предварительной информации, премия пройдет 14 марта в Алматы. Соревноваться в этом году будут десятки фильмов, так как 2017 год поставил рекорд в новейшей истории казахстанского кино. В казахстанский прокат, а также просто в релизы было выпущено 37 полнометражных игровых фильмов. Когда премия только начиналась и подводила итоги за 2014 год, таковых фильмов было только 14, поэтому количественный рост, как мы видим, очевиден. Что до качественного – то тут вопрос спорный.

 

– Сложнее всего сейчас дело обстоит с авторской номинацией «Лучший фильм-драма», так как фильмы вроде «Уроков гармонии», «Хозяев» или «Шлагбаума» в прошлом году практически не выходили, – рассказывает кинокритик и соорганизатор премии Карим Кадырбаев. – Зрительское кино слабее, чем в прошлые годы. Мы, конечно, постараемся учесть всех, но в этом году это будет труднее.

 

Но если зрительские жанровые фильмы желающие увидели во время их проката в кинотеатрах, с авторскими все намного сложнее. Как правило, они не всегда широко презентуются. Увы, о прокате, пусть даже маленьком и ограниченном, речи вообще не идет. Поэтому этот факт организаторы премии попытаются исправить в течение оставшегося месяца, когда по пятницам и субботам в баре «Кино» будут идти показы авторских фильмов, вышедших в прокат в 2017 году.

 

Первыми фильмами, показанными в числе представленных в номинациях, стали «Грязь большого города» Наримана Туребаева и «На грани» Алдияра Байракимова. Первый фильм рассказывает историю городского мстителя, который, движимый местью за убитую любимую девушку, карает не только ее убийцу, но и всех, кто чинит и творит беспредел, и безнаказанно уходит от ответственности. Фильм «Грязь большого города» снят в рамках движения «партизанское кино». Напомним, что это движение объединяет независимых режиссеров, снимающих остросоциальные фильмы на актуальные сюжеты, с применением авторского стиля и киноязыка на практически безбюджетной основе. Сейчас движение сбавило свои темпы, в его рамках были сняты и такие заметные в авторском кино ленты, как «Чума в ауле Каратас» Адильхана Ержанова, «Свидетель дела номер 6» Серика Абишева и другие. Пока «Грязь большого города» – последний в череде этих фильмов.

 

Фильм «На грани» снят творческим объединением «Дебют» киностудии «Казахфильм». Поначалу задумывался как короткометражный, по сути получился среднеметражным – 53 минуты. Рассказывает он о двух подростках – один базарный работяга, считающий копейки, делящий комнату с дедом-инвалидом. Другой – закомплексованный «ботаник», третируемый отчимом, старшим братом и гопниками на улице. Один пытается бороться с жизненной несправедливостью и худо-бедно отвоевать свое место под солнцем, другой – не хочет вечно оставаться в положении унижаемого. Каждый из них борется за себя и каждый ведет свою жизнь «На грани» – на грани закона, нервного срыва и порой вообще жизни и смерти. В общем, классическое авторское кино, впрочем, больше берущее «социалкой» нежели киноязыком.

 

Константин КОЗЛОВ, Алматы

 

Смотрите также: