Главная  /  Статьи  /  Гонки без правил

Гонки без правил

Akorda
1506
Гонки без правил скачать фото
Второй этап розыгрыша Кубка Казахстана по зимнему ралли-спринту, прошедший в Павлодаре, разделил на два лагеря организаторов гонки и спортсменов

Последние задались вопросом, куда были потрачены деньги из их стартовых взносов, если уровень проведения соревнований не выдерживает никакой критики.

 

Посторонние толкачи
Мало какие спортивные соревнования обходятся без недовольства тех или  иных участников. А уж те, кого не устроило судейство, к бабке не ходи, найдутся всегда. Вот и павлодарский этап республиканской гонки не стал исключением, что, по признанию самих организаторов, не является чем-то неординарным.
– После каждого нашего мероприятия обязательно находятся те, кто добавляет свою ложку дегтя, – не скрывает один из организаторов павлодарской гонки Игорь Коновалов. – Как правило, это те, кто показал не очень хорошие результаты.
Но в том-то и заключается главное отличие прошедшего зимнего ралли-спринта в Павлодаре по части жалоб. Впервые в этом году против организаторов ополчились не только спортсмены, причем по результатам гонки далеко не «аутсайдеры», но и основатели всей автогонки «Самрук» из Астаны.
 

Говорят, накипело
– Когда начинали гонку «Самрук», раскручивали ее, привлекая в ряды автогонщиков молодых ребят, все спортсмены единогласно отмечали высокий уровень ее проведения, – говорит павлодарский автогонщик почти с восьмилетним стажем Нариман Кабдуалиев. – Но последние два года организация мероприятия проходит из рук вон плохо. Последней каплей стал прошедший этап, когда набрали абсолютно «зеленых» судей, которые допускали грубейшие ошибки, когда оптимизировали всегда существовавшие скидки новичкам, когда были допущены непозволительные, с точки зрения регламента, случаи посторонней помощи во время эвакуации вылетевших с трассы автомобилей.
И это далеко не полный перечень того, чем отличился не в самом лучшем смысле этого слова павлодарский этап Кубка Казахстана по зимнему ралли-спринту.
Трудно сказать, был бы вынесен сор из избы, если бы в роли толкачей застрявшей в сугробе гоночной машины не выступили фотокорреспонденты областной газеты. Как рассказал потом фотограф газеты «Звезда Прииртышья» Владимир Бугаев, они долго наблюдали за тем, как экипаж пытался откопаться самостоятельно, но время шло, а усилия ребят ни к чему не приводили. В таких случаях к месту происшествия немедленно должна выехать так называемая «метла», то есть машина повышенной проходимости, чтобы вытащить застрявших и освободить трассу. Но ключевое слово здесь «должна». К автогонщикам, попавшим в затруднительное положение, никто не спешил.
– Мы с братом предложили спортсменам свою помощь, и они ее приняли, поскольку другого выхода у них не было, – говорит Владимир Бугаев.
Выяснилось, что такая же участь на этом этапе постигла и другую команду. Участники из Астаны также не смогли выбраться из сугроба самостоятельно. Но если в первом случае автогонщики были вне зоны видимости и сигналы SOS передавали по сотовому телефону, то во втором действие разворачивалось прямо на глазах одного из организаторов соревнований Игоря Коновалова.
– Судья видел, что спортсменам не удается самостоятельно вернуться на трассу и ничего не предпринимал, хотя и был на джипе, – рассказывает Нариман Кабдуалиев. – Астанинцы подавали ему знаки: помогите, вытащите! А он просто стоял и смотрел. Правда, спустя время все-таки подъехал и выдернул машину.

 

А судьи кто?
Возможно, спортсмены и несколько субъективны в своей оценке, но их мнение все-таки имеет право на жизнь. А думают автогонщики вот о чем. Дело в том, что один из спортсменов застрявшего астанинского экипажа на административном контроле поспорил с павлодарским организатором относительно скидки стартового взноса. В итоге он ее все-таки получил, хоть и не в полном объеме. Но ведь для этого пришлось поспорить, что могло прийтись не по душе второй стороне конфликта.
Правда, сам Игорь Коновалов потом объяснит свое бездействие судейством.
– На последнем этапе не хватало судей, я был вынужден выехать на своем автомобиле как судья, контролирующий чистоту прохождения трассы. В десяти метрах от меня «завис» автомобиль астанинских спортсменов. Они пытались выдернуть машину самостоятельно. Но не получалось. Ребята на меня смотрят, я говорю: не имею права, я судья, у меня табличка судьи. Потом, когда они сказали, что им нужна помощь, я подъехал, выдернул их с задней стороны, но не на трассу, а за ее пределы. Этот случай был зафиксирован судьей как посторонняя помощь. Соответствующий протокол подали в судейскую комиссию. Но к спортсменам решили не применять меры пенализации (наказания).
Теперь что касается судейства, к которому у всех спортсменов павлодарской автогонки очень много претензий. И претензий небезосновательных. Игорь Коновалов и сам признает, что квалификация судей в этом году была низкой.
– Чем это обусловлено? Все просто. Гонка проходит раз в году. Ралли-спринт – это один из самых сложных в автоспорте видов соревнований. Сложный, потому что связан с большим объемом цифр. По сути, это борьба спортсменов за время, которое имеет ключевое значение при определении победителей. В течение года держать судейский корпус некому, на это не выделяется никаких средств. Судьи любого уровня на ралли – это волонтеры, любящие автоспорт. Когда мы стали собирать прошлогоднюю команду судей, она не собралась. Новую команду собрали за несколько недель до соревнований. Да, это были люди, которые впервые столкнулись с ралли, но ведь с чего-то нужно начинать. Все было нормально, но, к сожалению, на последнем этапе один из судей просто поплыл, ну не справился с таким объемом информации и допустил несколько фатальных ошибок, которые и легли в основу всех этих протестов.
Еще один довод, который привел организатор в свою пользу, производил впечатление оправдания. Мол, низкий уровень судейства на авторалли – проблема не только Павлодара, но и других городов. Именно поэтому павлодарцы внесли в Федерацию мото- и автоспорта предложение о создании на уровне республики единой мобильной бригады судей, работа которых будет оплачиваться либо за счет спонсоров, либо бюджетными деньгами, естественно, если таковые будут выделены.
В противовес этому мнению есть мнение участников, которые считают, что организаторам не удалось собрать квалифицированных судей из-за нежелания достойно оплачивать их труд.
– По зарплате судей споры идут уже не первый год, – высказывает свое мнение Нариман Кабдуалиев. – Господин Коновалов не хочет платить судьям большие деньги.
Стоит добавить, что сам Игорь Коновалов никаких сумм в части поощрения судей не назвал, сказав только, что они вполне достойные. Но при этом заметил, что «во всем мире судьи на автогонках – это чаще всего волонтеры, которые зарплату не получают».

 

Где деньги, Зин?
По подсчетам участников павлодарской автогонки, основанных на личных разговорах с судьями, такая статья расходов, как судейская зарплата, составила что-то около ста тысяч тенге или около этого. А собрали организаторы с автогонщиков, опять же по приблизительным подсчетам спортсменов, 700–750 тысяч тенге.

 

Куда пошли средства со стартовых взносов?
– На поддержу волонтеров, на технику, которой всегда не хватает, мы ее всегда покупаем за свой счет, на атрибутику, грамоты, кубки, медали, рациостанции, – перечисляет Игорь Коновалов. – Нужно покупать до такой степени много, что ничего не остается в карманах. Задача организаторов – не заработать в конце гонки, а минимизировать собственные затраты. В этом году впервые за многие годы мы вышли в минус.
Здесь позволим себе сделать небольшую ремарку. Говоря о необходимости покупать технику, Игорь Коновалов немного покривил душой, поскольку техническую часть организации соревнований в этом году полностью взял на себя город. Подтвердил этот факт и заместитель руководителя павлодарского городского отдела внутренней политики Дархан Каржаубай.
– В целях организации Кубка Казахстана по зимнему ралли-спринту «Самрук-2018» акимат города Павлодара провел очистку территории затона реки Усолка от снега, выделив необходимую технику, установил турникеты, биотуалеты, мусорные контейнеры, – сообщил он.
А медали, кубки и грамоты вряд ли стоят дорого, говорят автогонщики.
Может, и не считали бы они деньги в чужом кармане, если бы за свои 20–25 тысяч, в зависимости от класса машины, получили хорошую отдачу в виде высокого уровня организации соревнований. Но именно эта часть павлодарского этапа автогонки была в этом году настолько плохой, что даже создатели бренда автогонки «Самрук» отказываются от своего дальнейшего в ней участия. Более того, речь идет даже о том, чтобы не включать павлодарский этап в республиканскую сетку соответствующих мероприятий.
– Последние пару лет павлодарские организаторы пренебрегают предварительной подготовкой. Все делается тяп-ляп. Нас, как создателей бренда автогонки «Самрук», не устраивает качество ее проведения в Павлодаре. И в следующем году, если организаторы останутся теми же самыми, мы заменим Павлодар на какой-нибудь другой город. Благо, есть чем заменить, – сообщил руководитель серии всего бренда «Самрук» Денис Аксенов.
Одним словом, павлодарским организаторам есть над чем задуматься…


Ирина ВОЛКОВА, фото Владимира БУГАЕВА, Павлодар

 

Смотрите также: