Главная  /  Статьи  /  Четвертый НПЗ – и хочется и колется

Четвертый НПЗ – и хочется и колется

Марат Елемесов
1005
Четвертый НПЗ – и хочется и колется скачать фото
В Казахстане все-таки построят четвертый нефтеперерабатывающий завод, об этом заявил министр энергетики Канат Бозумбаев

Он сообщил, что к 2019 году необходимо привлечь инвестора для финансирования проекта и приступить к строительству. Министр отметил, что ранее созданная группа с участием международных экспертов и представителей госорганов провела детальный анализ прогнозного баланса производства и потребления бензина, дизельного топлива и авиакеросина после завершения модернизации НПЗ. Рабочая группа пришла к заключению, что увеличение производства ГСМ покроет внутренний рынок лишь в среднесрочном периоде.


По словам Бозумбаева, с учетом прогнозируемого роста потребления образуется дефицит автобензина между 2021–2023 годами, дизельного топлива –  между 2018–2023 годами и авиакеросина – после 2026 года. Для следующего этапа по проработке вариантов строительства нового НПЗ и финансирования, сроков переговоров с потенциальными инвесторами создана новая рабочая группа. Рабочей группой будет выработана соответствующая «дорожная карта». Четвертый НПЗ может быть построен в Мангистауской области, об этом сообщил депутат Сената Парламента РК Михаил Бортник.
«Про четвертый НПЗ я хочу сказать, что по поручению Премьер-Министра была создана рабочая группа в составе Минэнерго, Миннацэкономики, специалистов, экспертов международного уровня из Российской Федерации. Мы проанализировали прогнозный баланс: с учетом модернизации наших НПЗ через какое время будет стопроцентное закрытие внутреннего рынка. Эта рабочая группа пришла к мнению, что на рубеже 2023 года по бензину и дизельному топливу уже мы будем испытывать нехватку», – сказал Бозумбаев.
Причиной этого, по его словам, станет увеличивающийся с каждым годом спрос на топливо, особенно дизельное. Рост составляет 5–6 процентов в год. Поэтому мощностей трех модернизированных НПЗ в скором времени не хватит.
 

Двоякое мнение Бозумбаева
«Четвертый нефтеперерабатывающий завод Казахстану нужен. Это мое мнение. Мы сейчас уже поднимаем данный вопрос, ведь строительство завода – это дело не одного года. Спрос на горюче-смазочные материалы растет. По нашим прогнозам, примерно к 2022 году возникнет необходимость увеличения импорта нефтепродуктов. К этому времени четвертый завод уже должен быть построен. Мощностей существующих трех для удовлетворения растущего спроса будет недостаточно», – сказал Бозумбаев.
Примечательно, что осенью 2017 года глава Правительства Бакытжан Сагинтаев высказал мнение о том, что четвертый НПЗ Казахстану пока не нужен. В начале октября 2017 года депутаты Мажилиса направили депутатский запрос Премьер-Министру по поводу строительства четвертого НПЗ. Однако в конце октября глава Правительства на встрече с общественностью Мангистауской области заявил, что необходимости в строительстве четвертого НПЗ в республике на данный момент нет.
«Сейчас временно топлива не хватает, но после завершения модернизации 2 млн тонн будут лишними. И сегодня нужно думать о том, куда их продавать. Если строить дополнительный нефтеперерабатывающий завод, к этим двум добавится еще 3 млн тонн топлива, куда мы эти 5 млн тонн потом денем? Этот вопрос надо просчитать. Пойдут ли они в Китай или к другим соседям? Основная наша цель – поднять экономику, поэтому надо все по уму просчитать. Вопрос не снимается с повестки дня, эту тему мы не закрываем», – сказал он тогда.
Министерство энергетики пока не готово назвать стоимость строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода, сейчас обсуждается вопрос создания технико-экономического обоснования объекта.
Стоит отметить, что ранее министр энергетики Канат Бозумбаев говорил диаметрально противоположные вещи, уверяя, что Казахстану четвертый НПЗ как раз таки не нужен. В декабре 2017 года, еще до топливного кризиса в нефтеносном Казахстане, что само по себе было нонсенсом, главный энергетик страны заявил буквально следующее:
«Мое мнение, что четвертый нефте­перерабатывающий завод нам не нужен. Завершается модернизация трех заводов «КазМунайГаза», должны завершить модернизацию Атырауского и Павлодарского заводов в этом году. В следующем году завершится модернизация Шымкентского НПЗ».
И так же, как он сейчас обосновывает необходимость четвертого НПЗ, тогда приводил аргументы и доводы против этой идеи. Г-н Бозумбаев тогда отметил, что республика в ближайшие пять-шесть лет сможет на 100% обеспечивать экономику бензином, дизельным топливом и авиакеросином. Теперь выясняется, что прежние расчеты были неверны, ведь сейчас глава энергетического ведомства утверждает, что дефицит по дизтопливу может образоваться уже в этом году.
 

Дихотомия Министерства энергетики
Не совсем понятно, в каком из своих утверждений Канат Бозумбаев был искренен и опирался на точные расчеты. На подобную дихотомию главного энергетика страны обратил внимание и Глава государства Нурсултан Назарбаев, который уже сделал ему серьезный выговор и вновь указал на недоработки министерства в ходе недавнего расширенного заседания Правительства.
«Мы модернизировали три НПЗ, дефицит по ГСМ покрывается в Казахстане на ближайшие три-четыре года. Да, Канат Бозумбаев? Потом снова надо будет импортировать. Когда я говорил, что надо строить немедленно четвертый завод, вы доказывали, что он нам будет не нужен. Что у нас ГСМ девать будет некуда. Мы начинаем работу тогда, когда проблема нас уже догнала. Страна нуждается в больших объемах бензина, дизельного топлива, не хватает авиакеросина – это нонсенс, мы нефтедобывающая страна», – подчеркнул Президент.
Стоит отметить, что еще в рамках второй программы ГИИР предполагалась модернизация всех трех казахстанских НПЗ и перевод их на стандарт «Евро-4». Однако пятилетка закончилась, а заводы так и остались недозагруженными нефтью. Любопытно, что еще в апреле 2009 года Китай предложил Казахстану вложить средства и обеспечить технологии для строительства нового НПЗ в РК. Астана тогда отказалась от этого предложения. В 2011 году было объявлено, что к 2019 году будет построен новый нефтеперерабатывающий завод, на котором планируется использоваться только местное сырье. Потом даже сроки были заявлены еще более ранние, говорилось, что в 2014 году национальная компания «КазМунайГаз» планирует приступить к технико-экономическим расчетам и исследованиям строительства четвертого НПЗ с ожидаемым окончанием этой работы в 2015 году. Соответственно, данные о возможной дислокации этого НПЗ, о его снабжении сырьем появятся в 2015 году. В итоге так ничего и не появилось.
 

Главный вопрос – качество переработки нефти
При этом понять колебания энергетиков отчасти можно. В Казахстане на самом деле нет тех объемов сырой нефти, которые нужны для загрузки четырех полноценных НПЗ, и даже с началом полноценного функционирования Кашагана их не стало. Говорить о том, что при появлении нового НПЗ будет решена проблема с обеспечением страны дешевыми горюче-смазочными материалами, не приходится. Нефтяные компании не побегут поставлять нефть на местные НПЗ, им это будет обходиться гораздо дороже, чем экспортировать ее. Перед тем как строить четвертый НПЗ и доводить до ума три действующих, Минэнерго необходимо решить главный вопрос – как создать привлекательные условия для компаний, которые будут заниматься оборотом и поставкой нефти внутри страны. Пока этот вопрос не решен, все остальные проблемы – технологии, оборудование, место строительства – не имеют значения. Но пока г-н Бозумбаев никаких конкретных предложений по этому поводу не озвучил.
Здесь важно отметить, что уровень переработки нефти на казахстанских НПЗ составляет около 45–50%. В среднем в мире этот показатель составляет 85–90%. Согласно плану Правительства, к концу 2015 года Казахстан должен был на 100% обеспечить внутренний рынок страны всеми видами высококачественных нефтепродуктов. Как мы видим, этого так и не произошло. Решит ли эти вопросы четвертый  НПЗ? Теоретически, да, но как все будет на практике, откуда возьмутся дополнительные объемы нефти для дозогрузки всех заводов, насколько решает проблему энергодефицита модернизация уже трех действующих – это все вопросы к Минэнерго, ответы на которые до сих пор не озвучены.
Нефтегазовый аналитик Сергей Смирнов считает, что на обеспечение внутренней потребности в нефтепродуктах профильные компании не настроены. Все это сказывается на вялом интересе Минэнерго. Свои интересы лоббируют оптовики, которым полное покрытие дефицита в топливе казахстанскими НПЗ невыгодно. Все эти закулисные игры ведут к тому, что в последние три года Казахстан постоянно сталкивается в самый разгар посевной с дефицитом топлива.
Экономист Петр Своик также считает, что Минэнерго сначала необходимо решить вопрос качества внутренней переработки нефти, а в нынешней парадигме она стала попросту экономически невыгодна. К тому же продукты нефтепереработки в Казахстане – это бензин марок Аи-76, Аи-80, Аи-85 и очень немного Аи-91-93, Аи-96, дизельное топливо, авиационный и осветительный керосины, печное топливо, сжиженный газ, то есть всего этого с каждым годом будет становиться меньше. Поэтому, когда люди удивляются, почему при таком количестве нефти столь дорогой и некачественный бензин, здесь нет ничего удивительного. Так как нефтеперерабатывающие заводы незагружены и там устаревшее оборудование, растут затраты и на саму переработку. В результате заводы вынуждены переходить на выпуск наиболее некачественных видов топлива, подчеркнул эксперт.
«Звучит утверждение, что при объеме переработки до 6 млн тонн нефти в год благодаря строительству четвертого НПЗ планируется производство бензина марки Аи-80 – 150 тыс. тонн, Аи-92 – 930 тыс. тонн, Аи-95 – 126 тыс. тонн, а также реактивного топлива – 1 млн 98 тыс. тонн, дизельного топлива – 2 млн 388 тыс. тонн, битума – 912 тыс. тонн. Однако, когда говорили о модернизации трех действующих НПЗ, нам также обещали, что их мощностей хватит для того, чтобы обеспечить ГСМ Казахстан вплоть до 2030 года», – заметил он.
Сами энергетики приводят более обнадеживающие данные. Ранее было объявлено, что на Атырауском НПЗ производство высококачественных бензинов экологических классов К4 и К5 в 2018 году составит до 1,8 млн тонн. Руководство ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» сообщило, что в сентябре 2018 года завершится второй этап проекта модернизации Шымкентского нефтеперерабатывающего завода. По итогам 2018 года на заводе планируется произвести 1,4 млн тонн бензинов. С учетом работы новых установок завода на протяжении всего 2019 года планируется получить 2 млн 270 тысяч тонн автобензинов классов К4 и К5.
В целом после завершения модернизации всех трех заводов ожидается увеличение мощности нефтепереработки с 14,5 до 16,5 млн тонн в год, производство автобензинов увеличится на 2 млн 353 тыс. тонн, дизтоплива – на 917 тыс. тонн, авиакеросина – на 539 тыс. тонн.


Марат ЕЛЕМЕСОВ, фото Павла МИХЕЕВА, Алматы