Главная  /  Статьи  /  О проблемах автоперевозчиков замолвили слово

О проблемах автоперевозчиков замолвили слово

Андрей Королев
411
О проблемах  автоперевозчиков замолвили слово скачать фото
На расширенном заседании подкомитета по автомобильному транспорту комитета логистики и перевозок президиума НПП РК «Атамекен» попытались оценить масштаб проблем казахстанских автоперевозчиков

В ходе расширенного заседания подкомитета по автомобильному транспорту комитета логистики и перевозок президиума НПП РК «Атамекен» на фоне произошедшей трагедии в Актюбинской области попытались оценить масштаб проблем казахстанских автоперевозчиков.

 

Исполнительный директор ОЮЛ «Союз автотранспортников РК» Сабит Аманбаев отметил, что первым стоит вопрос городских пассажирских автобусных перевозчиков на социально значимых маршрутах. Износ парка достиг критического значения – более 60%, имеется неудовлетворительное положение по безопасности, нет квалифицированных кадров, особенно водителей.


«Возникла парадоксальная ситуация: наш уполномоченный орган – Министерство по инвестициям и развитию РК, но автотранспорт не имеет никакой инвестиционной привлекательности. В корне этой тяжелой ситуации лежит отсутствие эффективной государственной отраслевой политики. Госрегулирование в этой сфере требует срочного реформирования. Трагедия в Актюбинской области, которая получила общественно-политический резонанс, стала еще одним доказательством проблем в отрасли. Было привлечено внимание Правительства, госорганов, МИР, наметилась некоторая позитивная тенденция по возмещению убытков посредством субсидирования», – сказал Сабит Аманбаев.


Генеральный секретарь КазАТО Теодор Каплан подчеркнул, что от того, как будет работать транспортный контроль, зависит и финансовое состояние предприятий. При нормальном контроле будет и соответствующая цена на фрахт и, конечно, будут появляться средства на обновление автопарков. А пока идет топтание на месте. Сбор за первичную регистрацию в размере 2500 МРП не позволяет приобретать западноевропейские грузовики, считает Теодор Каплан.


Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК Ельдос Рамазанов подчеркнул, что необходимо этот вопрос поднять на правительственном уровне. По его словам, на сегодняшний день комплексная программа по развитию автобусных перевозок разработана. МИР РК вопрос субсидирования поддерживает. По освобождению пассажирских перевозок от налоговой нагрузки КПН и НДС нет поддержки со стороны Миннацэкономики. Перевозчики не просто просят субсидии, но и готовы взять на себя обязательства по приобретению автобусов местного производства, обеспечению безопасности и оказанию качественных услуг.


«Отмечу, что сегодня субсидируют только семь регионов, и то частично. Притом что вся законодательная база у нас есть. Ситуация дошла до того, что уже есть риск банкротства ряда ТОО. Необходимо этот вопрос поднять на правительственном уровне», – сказал он.


Президент АО «НК «Қазақстан темiр жолы» Канат Алпысбаев отметил, что надо конкретизировать все предложения.


«Мы должны сформулировать конкретные предложения», – отметил Канат Алпысбаев.


Он обозначил сразу несколько важных вопросов, требующих решения в текущем году.


«В целях допуска частных железнодорожных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть необходимо скорейшее решение вопроса кроссубсидирования пассажирских железнодорожных перевозок за счет грузовых и дифференциация тарифов по видам грузов. Улучшение качества логистических услуг должно быть в приоритете, и последнее – обеспечение грузоотправителей Казахстана подвижным составом», – подчеркнул он.


Тем временем было озвучено предложение запретить осуществлять нерегулярные перевозки пассажиров физическим лицам и мелким субъектам предпринимательства, которые не имеют собственной производственно-ремонтной базы, инженера-механика и медицинского работника в штате. С таким заявлением выступил вице-министр Казахстана Ерлан Тургумбаев.


По его словам, чрезвычайное происшествие с возгоранием автобуса в Актюбинской области обнажило целый ряд системных проблем, имеющихся в организации и обеспечении безопасности пассажирских перевозок.
«У нас до сих пор нет четких и жестких требований к организации нерегулярных перевозок, – отметил Тургумбаев в ходе встречи с депутатами Сената Парламента Казахстана. – Отметки о прохождении предрейсового медицинского освидетельствования водителей и технического осмотра автотранспортного средства становятся формальными».


В МВД республики также считают необходимым ввести законодательные ограничения по возрасту транспорта, допускаемого к осуществлению регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок. Сейчас в Казахстане около 90,5 тыс. автобусов, из них 24 тысяч эксплуатируются более 20 лет и принадлежат физическим лицам. При этом количество старых автобусов ежегодно увеличивается, обновления парка практически не происходит.
Эксперты считают, что первоочередные проблемы в грузоперевозках для малого бизнеса – некомпетентность, финансовая безграмотность некоторых участников рынка грузоперевозок; налог на добавленную стоимость, его влияние на рынок грузоперевозок; старение автопарка участников перевозок; ценовая конкуренция, демпинг участников рынка грузоперевозчиков; диалог с властью. Безграмотность некоторых «предпринимателей», участвующих в грузоперевозках автомобильным транспортом, заключается в следующем: нет четкого понимания основных базовых принципов работы. Данные «предприниматели» не могут рассчитать себестоимость работы.

 

Андрей КОРОЛЁВ, 
фото Павла МИХЕЕВА, Алматы

Смотрите также: