Главная  /  Статьи  /  Основой малого бизнеса в Казахстане, вероятно, являются не предпринимательские инициативы, а набор шаблонов

Основой малого бизнеса в Казахстане, вероятно, являются не предпринимательские инициативы, а набор шаблонов

Алексей Храмков
427
Основой малого бизнеса в Казахстане, вероятно, являются не предпринимательские инициативы, а набор шаблонов скачать фото
Передвигаясь по одному из главных проспектов Алматы чуть ли не ежедневно, исключительно от скуки решил провести подсчет предприятий малого бизнеса по видам деятельности. Результаты оказались весьма впечатляющими. На 10 километров пути только по северной стороне проспекта Абая расположились 289 небольших предприятий. Количество, безусловно, радует. Беспокоит другое: почти 75 процентов из них по виду деятельности идентичны.

На продуктовые магазины, салоны красоты и кафе от общего количества пришлось 205 предприятий, то есть три четверти. В частности, на отрезке в 10 километров расположились 55 продуктовых магазина, 72 кафе и 78 парикмахерских. Кто-то может возразить: мол, здоровая конкурентная среда, спрос рождает предложение и прочие стандартные постулаты рыночной экономики. С ними трудно не согласиться.  

 

Однако и возразить есть чем. Наблюдения за пертурбациями с арендованной площадью за последние полгода показали, что часть из вышеназванных заведений достаточно часто меняет хозяев. Причем неудачный опыт предыдущих арендаторов, судя по всему, не слишком озадачивает новых владельцев. К примеру, вместо кафе открывается другое кафе, несмотря на то что предыдущее фактически разорилось. Меняются рекламные вывески, внутренняя обстановка, но через три-четыре месяца площадь опять сдается в аренду. 

 

Сложился некий стереотип среди предпринимателей о направлении бизнеса, которым можно заняться без значительных капиталовложений и не слишком сложный в реализации. ТОП-3 в этом рейтинге как раз и составляют кафе, салоны красоты и продуктовые магазины. Мы провели небольшой опрос среди предпринимателей, занятых в самых распространенных сферах, и выяснили, какие доходы дает тот или иной вид бизнеса. Маленький продуктовый магазинчик приносит своему владельцу в среднем до 300 000 тенге общей прибыли в месяц (без учета аренды торговых площадей). Парикмахерская скромнее – порядка 180–200 тысяч тенге чистыми. Рентабельность кафе на 10–15 столиков самая высокая – до полумиллиона тенге ежемесячно. Легкие деньги. Неудивительно, что большинство начинающих предпринимателей стремятся пойти именно в эти три вида бизнеса. 

 

Данные департамента статистики по Алматы на 1 мая 2014 года свидетельствуют о том, что из более чем 145 тысяч зарегистрированных индивидуальных предпринимателей 60,8 тысячи заняты в сфере торговли, еще 26 тысяч оказывают прочие виды услуг. По сравнению с показателями годичной давности, количество вышеуказанных предприятий выросло на 5 и 18 процентов соответственно. Даже исходя из этой статистики видно, что 59 процентов всех алматинских ИП ничего не производят, а фактически занимаются спекулятивной деятельностью. Ни в коем случае не хотелось бы осуждать такое положение вещей. В условиях рыночной экономики это вполне допустимо. Настораживает другое: в обрабатывающей промышленности как приоритетной отрасли занято всего 3,3 тысячи ИП, или 2,2 процента от общего числа. 

 

Еще один нелицеприятный статистический парадокс: за последний год в Алматы с 19 до 21 тысячи (на 10 процентов) выросло количество ИП, занятых в сфере продаж и аренды недвижимости. Проще говоря, растет и ширится число риелторов. И действительно, по газетным объявлениям о продаже или аренде квартир в лучшем случае каждое десятое – от хозяина, остальные от посредников. Минимальные комиссионные за их услуги довольно велики – от 8 до 20 тысяч тенге. Но объективно это лишь армия бездельников, основной деятельностью которых является посредничество.  

 

Еще один интересный факт, почерпнутый из отчета департамента статистики по Алматы: весьма неоднозначная ситуация в деятельности юридических лиц, которых можно отнести к субъектам малого бизнеса. Из более чем 95 тысяч зарегистрированных товариществ с ограниченной ответственностью действующими является всего 41 тысяча, или менее половины. Наибольшее число «мертвых» ТОО приходится на торговые предприятия, строительство и многострадальную обрабатывающую промышленность. В этой сфере из 5200 юрлиц лишь половина – действующие. 

 

Среди бездействующих ТОО налоговые органы склонны выявлять лжепредпринимателей. Через фирмы-однодневки очень часто осуществляется обналичивание незаконных доходов. Фактически они являются одним из существенных факторов теневой экономики. С начала года налоговики южной столицы подвергли принудительной ликвидации свыше 550 таких компаний. 

 

Что касается перераспределения юрлиц по видам деятельности, то здесь ситуация немногим отличается от той, что наблюдается у индивидуальных предпринимателей. Подавляющее боль­шинство предприятий занято в сфере оптовой и розничной торговли. На обрабатывающую промышленность приходится всего 6 процентов от общего количества действующих юридических лиц из числа субъектов малого бизнеса. 

 

Опережающее развитие торговли в Алматы вполне оправданно. Город является крупнейшим торговым хабом для товаров из КНР, которые из Алматы перераспределяются по всем городам юга страны. В свою очередь наплыв дешевого импорта далеко не лучшим образом отражается на желании и возможности что-либо производить самостоятельно. Для этого требуются специалисты, оборудование, технологии. Деятельность в духе «купи-продай» намного дешевле и проще.

Смотрите также: