Главная  /  Статьи  /  Хоргос: перспективы развития

Хоргос: перспективы развития

Андрей Королев
1000
Хоргос: перспективы развития скачать фото
Хоргос расположен практически на евразийском полюсе недоступности – самом отдаленном от моря месте в мире

В американском журнале Forbes опубликована статья «Пять новых городов, которые могут потрясти в будущем». В их число включен Хоргос – сухопутный порт в приграничной свободной экономической зоне на новом Шелковом пути. 


В статье отмечается, что Хоргос расположен практически на евразийском полюсе недоступности – самом отдаленном от моря месте в мире. В то время как городская инфраструктура быстро растет на китайской стороне Хоргоса, казахстанская часть остается транспортно-ориентированной. Сейчас это по большому счету просто железнодорожная станция.

 

Но все должно измениться, и планируемый к строительству город Нуркент предназначен, чтобы привести колеса этих изменений в движение. 34 миллиона долларов уже выделено для нового города, и если брать в качестве примера то, что Назарбаев сделал с Астаной, можно ожидать, что в ближайшее время в Нуркенте произойдут колоссальные изменения, отмечает Forbes.


Стоит отметить, что специальная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота» создана Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2011 г.  № 187 в рамках реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан. Территория СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» составляет 4591,5 га.


Целями СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» было определено создание эффективного транспортно-логистического и индустриального центра, обеспечивающего интересы торгово-экспортной деятельности и реализации транзитного потенциала Республики Казахстан, а также способствующего развитию экономического и культурного обмена с сопредельными государствами.

 

Это осуществление интеграции казахстанской продукции в общемировую систему производства и сбыта, создание инновационной, конкурентоспособной отечественной продукции в соответствии с международными стандартами; создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение отечественных и зарубежных инвестиций для реализации инвестиционных проектов; ускоренное развитие региона для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей.


Укрепление широкомасштабного и взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с Китайской Народной Республикой является одним из главных направлений общей стратегии развития внешнеэкономических связей Республики Казахстан. Китай на сегодняшний день является одним из ключевых торгово-экономических партнеров Казахстана. Потенциал развития приграничных районов Казахстана определяется особенностями инвестиционного климата, стоимостью производственных факторов осваиваемого рынка и транзакционными издержками, связанными с пересечением государственной границы, транспортными условиями, инфраструктурой пограничных переходов и таможенных постов.

 

Эти аспекты определяют необходимость изменения отношения к приграничному сотрудничеству в Казахстане в целях подъема экономики приграничных территорий как составной части социально-экономического развития регионов и страны в целом. Деятельность транспортных коридоров привлекает наибольшее количество представителей международного бизнеса, транснациональных компаний, казахстанских и зарубежных инвесторов, прежде всего, своими либеральными условиями ведения бизнеса, минимизацией рыночных издержек, особенно необходимых для успешного развития среднего и малого предпринимательства страны.


Все операции, производимые в границах территории, освобождаются от налоговых и таможенных пошлин. Каковы преимущества СЭЗ? Первое – месторасположение. Второе – мультимодальность, то есть предоставление возможностей железной дороги, авиасообщений и магистралей. Третье – эффективность: у проекта есть амбиции стать глобальным хабом.


Создание МЦПС «Хоргос» является одним из крупнейших совместных проектов, реализуемых по инициативе глав Казахстана и КНР. Проект послужит упрощению торговли с Китаем, но главным образом он направлен на развитие транзитного потенциала обеих стран, способствующего практической реализации проекта трансконтинентального коридора Западная Европа – Западный Китай.


Международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай– это стройка XXI века, уникальный в мире проект. Его протяженность – 8,5 тысячи км.


В настоящее время грузы в Европу с Дальнего Востока, из Китая перевозят через моря, Тихий и Индийский океаны, а этот транспортный коридор позволит сократить дорогу в 3,5 раза», – подчеркнул Президент.


Коридор Западная Европа – Западный Китай проходит по территории Казахстана по автодороге Самара– Шымкент через города Актобе, Кызылорда, Шымкент и позволяет транзитному транспорту выходить в Китай не только через Россию, но и через Узбекистан и Кыргызстан, а также в страны Юго-Восточной Азии. Основными положительными показателями данного проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами является его протяженность и время нахождения в пути. Если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по Транссибу 14 суток, то по коридору Западная Европа – Западный Китай, от порта Ляньюньгань до границ с Европейскими государствами, время в пути всего 10 суток.

 

Проект обеспечивает грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай – Казахстан, Китай – Центральная Азия, Китай – Казахстан – Россия – Западная Европа.


Инфраструктура в новых евразийских проектах, инициированных Китаем в рамках стратегии OBOR, понимается довольно широко. Это не только автомобильные и железные дороги, сопутствующие мосты, тоннели и трубопроводы, но и логистическая сеть, технопарки, связь. По сути, проложенная новая трасса на ближайшие полвека станет инфраструктурным коридором развития в Евразии. Неосвоенные территории станут главным источником дохода в ближайшем будущем. Регионы, задействованные в таких инфраструктурных проектах, получают шанс в ближайшие полвека стать успешными участниками мирового рынка.


Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде заметил, что выбор Казахстана в качестве локомотива инфраструктурных проектов не случаен. Во-первых, Президент Нурсултан Назарбаев является признанным автором и реализатором идеи интеграции.

 

Его опыт верховного арбитража крайне важен для воплощения Евразийского транзитно-транспортного потенциала. И во-вторых, Казахстан географически является важнейшей узловой точкой международного транзита и торговли. Именно по территории республики проходят все важнейшие перспективные трассы из Китая, а также интермодальный коридор Север – Юг, открывающий дорогу на Иран и к водам Персидского залива. Поэтому без Казахстана реализовать масштабные инфраструктурные проекты в 
Евразии просто немыслимо, заключил он.

 

Андрей КОРОЛЁВ, Алматы

 

Тематика:   Хоргосэкономика

Смотрите также: