Главная  /  Статьи  /  «Простите, а вы точно кардиолог?»

«Простите, а вы точно кардиолог?»

Ирина Волкова
375
«Простите, а вы точно кардиолог?» скачать фото
За что же платят павлодарцы: за знания врача или за его «обмундирование», нередко, кстати, призрачное?

От 500 до 2000 тенге разнятся цены на одни и те же платные медицинские услуги в Павлодаре. Причиной этого в одном случае служит уровень квалификации врачей, а в другом – используемые материалы. Так, например, кардиолог Павлодарской областной больницы имени Султанова, согласно представленной калькуляции расходов, не консультирует пациентов без двух одноразовых масок, двух шапочек-беретов и нескольких видов резиновых перчаток.

 

В то же самое время его коллега из областного кардиологического центра, стоящего, кстати, на ранг выше и по техническому оснащению, и по квалификации врачей, на приеме может прекрасно обойтись более скромным набором. Например, парой перчаток, парой бахил и одним листом бумаги. За что же платят павлодарцы: за знания врача или за его «обмундирование», нередко, кстати, призрачное?


Представьте себе, представьте себе…


Журналисты, как правило, в своем большинстве люди с достаточно богатым воображением. И вот какая картина представилась мне при перечислении материальных затрат, которые несет областная больница, осуществляя прием уже упомянутого кардиолога. Выстоял человек с жалобами на аритмию свою очередь, чтобы получить рекомендации врача, что с этой аритмией ему делать, открывает дверь в кабинет, а там…


– Заходите, заходите! – вежливо приглашает его войти врач, стоя перед раковиной и отливая в мерный стаканчик ровно десять миллилитров жидкого мыла. Подобная педантичность, конечно, обращает на себя внимание, но, если разобраться, для врача это, скорее, плюс, особенно, если она затрагивает все стороны его медицинской деятельности.


Далее врач встает перед зеркалом и надевает на себя медицинскую маску. Сначала одну, затем вторую…


– Вы садитесь, садитесь! – говорит он ошарашенному пациенту, аккуратно заправляя обратно в шапочку-берет показавшиеся из-под нее волосы.
И только тут больной замечает, что медицинская шапочка врача надета поверх еще одной, такой же. «Ну ладно, думает он, тут же забывая про две медицинские маски, – возможно, у медика шикарная шевелюра, которую, хочешь – не хочешь, приходится прятать под двумя шапочками-беретами.


А врач тем временем, натянув на руки медицинские перчатки, приступил к опросу больного и стал делать заметки на листе формата А4.


– Все понятно! Ну а теперь приступим к осмотру! – наконец, покончив с «вводной» частью, резюмирует хозяин кабинета, сменяя одни перчатки на другие. Тоже резиновые, но другого вида. Для больного это было последней каплей. Аритмия, по поводу которой он, собственно говоря, и пришел к специалисту, дает о себе знать в полную силу. А его самого начинают не на шутку терзать сомнения: к тому ли вообще специалисту он высидел очередь?


Конечно, это все утрированно, но зато и очень наглядно. Зачем, спрашивается, кардиологу или терапевту на обычном консультативном приеме 13 наименований различных товаров, большинство из которых они к тому же еще и не используют? Ну где вы видели сердечных дел доктора, ведущего прием в резиновых перчатках? А шапочка-берет… Даже если допустить, что она просто необходима кардиологу, менять ее с каждым новым пациентом, за нее заплатившим, как минимум расточительно, а как максимум – странно с точки зрения психиатрии.


Откуда разница?


Шутки шутками, но пациенты уже упомянутой павлодарской областной больницы платят за консультацию «узких» специалистов совсем нешуточные деньги – по две тысячи тенге. «Из чего складывается эта цена?» – задались вполне резонным вопросом в управлении по контролю в сфере государственных услуг павлодарского областного департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции.


– Дело в том, что в последнее время в областной филиал партии «Нұр Отан», равно как и к нам, в департамент, стало поступать очень много вопросов по поводу разной ценовой политики в рамках оказания платных медицинских услуг, – рассказывает главный специалист управления по контролю в сфере государственных услуг вышеназванного департамента Даулет Есмагамбетов.

 

– Мы провели соответствующий мониторинг в учреждениях здравоохранения области и убедились, что все вышеперечисленные факты имеют место быть. Так, например, консультация кардиолога в областном кардиологическом центре стоит 1500 тенге, а в областной больнице имени Султанова – 2000 тенге, или на 25 процентов дороже.


И это тем более вызывает вопросы, поскольку стоимость той или иной медицинской услуги складывается из двух основных критериев: технологичности оборудования и квалификации специалистов. Областной кардиоцентр и по тому, и по другому параметрам несколько выше уровня областной больницы, однако услуги своих специа­листов оценивает почему-то дешевле.

 

Как выяснили павлодарские борцы с коррупцией, областная больница имени Султанова, устанавливая тариф на прием своих «узких» специалистов выше, чем в других клиниках, основывалась не на износе оборудования или зарплате персонала, а на материальные затратах.


– Так, для консультации кардиолога в кардиоцентре достаточно лишь по одной паре перчаток, бахил, один лист бумаги формы А4 и пять граммов геля для рук общей стоимостью 131 тенге, – рассказывает Даулет Есмагамбетов. – А областной больнице для оказания аналогичной услуги необходимо наличие 13 наименований товаров на сумму в 615 тенге, в том числе две одноразовые маски, две шапочки-берета, 10 миллилитров жидкого мыла, одна пара перчаток одного вида и 2 пары другого вида.


К слову, аналогичная ситуация сложилась по услугам консультативного приема невропатолога, офтальмолога, терапевта, акушера-гинеколога, хирурга и еще 20 специалистов областной больницы.


Знаем, но не скажем?


В управлении здравоохранения Павлодарской области поспешили пояснить, что в правилах и условиях оказания платных услуг в организациях здравоохранения оговорена возможность определения цен на платные услуги с учетом всех видов затрат.

 

Есть один общий прейскурант цен, составленный управлением здравоохранения. Но он носит рекомендательный характер, поскольку центральный орган (в нашем случае управление здравоохранения) не может знать всех финансовых нюансов своих подразделений.

 

Поэтому чиновники считают вполне логичным, что, скажем, УЗИ сердца в городских поликлиниках и областной больнице стоит 2750 тенге, а областном кардиологическом центре – 4370 тенге, поскольку уровень оборудования и персонала областной больницы выше, чем в поликлиниках городского уровня, а областной кардиологический центр по тем же показателям выше, чем областная больница.

 

С этим объяснением, пожалуй, еще можно согласиться. А вот «нестандартный» набор «узких» специалистов вызывает как минимум недоумение. Подобный неравномерный расчет цен в управлении по контролю в сфере государственных услуг павлодарского областного департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции называют «коррупционными рисками».

 

Более того специалисты ведомства считают, что управление здравоохранения ненадлежащим образом контролирует процесс согласования каждой из государственных организаций здравоохранения своих прейскурантов на платные медицинские услуги. Это, во-первых. А во-вторых, не обеспечивает широкого распространения информации о прейскуранте цен, а также не разъясняет случаи оказания платных и бесплатных услуг.

 

К примеру, кто из нас знает, что при невозможности сдать какой-нибудь анализ в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в своей поликлинике это можно сделать в другой и также бесплатно? Думается, что таковые знатоки если и есть, то их совсем немного.

 

А большинство, получив отрицательный ответ в своей поликлинической регистратуре, обратятся в частные клиники, не особо задумываясь о том, что таким образом нарушаются их права при получении медицинских услуг. Надеяться на родную поликлинику, что разъяснят, помогут разобраться, как показывает практика, не приходится. Здешние медики не особо утруждают себя какими-либо объяснениями.

 

Так, например, сотрудники местного антикоррупционного ведомства под видом «тайного покупателя» хотели записаться на прием к невропатологу во вторую поликлинику и там же сдать анализ на стафилококк. Однако выяснилось, что поликлиника на тот период времени не имела возможности предоставить эти услуги. И пациенту порекомендовали обратиться в частные клиники.

 

Тогда как в соответствии с Правилами закупа услуг у субъектов здравоохранения, если поликлиника по какой-либо причине не может обслужить пациента в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, она должна заключить договор с соисполнителями, то есть с другими государственными медицинскими учреждениями, услуги которых тоже должны быть бесплатными.

 

Во избежание подобных нарушений специалисты антикоррупционной службы и требуют от чиновников здравоохранения обеспечить широкое распространение прейскуранта и информации о гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи с разъяснением случаев оказания платных или бесплатных услуг. Услышат ли их? Хочется надеяться, что да. Но на всякий пожарный, в департаменте Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции решили регулярно мониторить процесс оказания медицинских услуг во всех больницах города.


Ирина ВОЛКОВА, 
Павлодар

Тематика:   больницаполиклиники

Смотрите также: