Главная  /  Статьи  /  Казахстанский туризм не отвечает ни одним требованиям иностранцев

Казахстанский туризм не отвечает ни одним требованиям иностранцев

Алексей Храмков
498
Казахстанский туризм не отвечает ни одним требованиям иностранцев скачать фото
В минувшую субботу в выставочном центре «Крокус Экспо» (Москва) открылась 9-я международная туристская выставка «Интурмаркет-2014». Комитетом индустрии туризма Министерства индустрии РК (КИТ) на выставке был размещен казахстанский стенд. Он был стилизован под юрту, выполненную в современных тонах. Аналогичную конструкцию, кстати, разместили участники из Монголии.

И здесь впору задаться вопросом: где мы и где Монголия? Это как нельзя лучше иллюстрирует отсутствие идеологической и маркетинговой стратегии развития туризма в Казахстане.  

 

В первых строках этого повествования мы, сказать по правде, несколько покривили душой. Казахстанский стенд на выставке «Интурмаркет» был вовсе не так уж плох (он представлен на фотографии). С Монголией во всяком случае не сравнить. Те поставили там реальную юрту, причем не первой свежести. Такое чувство, что на выставку ее доставили из ставки Чингисхана, такая она потрепанная.  

 

Что же касается нашей «юрты», именно это понятие дается в пресс-релизе КИТ, то на жилище кочевников она похожа как яблоко на ананас. Заметив сходство, мы долго копались в онлайн-энциклопедиях, посвященных древнеримской архитектуре, и выяснили, что «юртой» это назвать никак  нельзя. Такой вид строения достаточно распространен в парковых зонах всего мира и называется ротондой. Налицо путаница в понятиях, причем аналогичную оценку можно дать и стратегии развития казахстанского туризма в целом. 

 

– Что может заставить человека, живущего за границей, приехать на отдых в Казахстан? – вопрошает руководитель туристского агентства Нургуль Жумабек. – Мой ответ – ничего. Когда человек едет в Турцию, его подкупает относительная дешевизна и отменный сервис. Когда он едет в Таиланд, он рассчитывает за небольшие деньги погрузиться в атмосферу легкого разврата. Когда человек едет в Египет, он руководствуется соображениями причастности к древней истории. Каждый курорт имеет как минимум два веских, экономически выверенных маркетинговых преимущества, чтобы стать популярным. Таковых преимуществ, как известно, три – качество, цена, реклама, а в данном случае репутация. Обязаны быть использованы не менее двух, третье, как правило, страдает. К примеру, в случае с Турцией – первое и второе, к Куршавелю подходят первое и третье, это дорогой курорт. Египет и Греция благодаря историческим достопримечательностям довольствуются вторым и третьим. Качеством сервиса в этих странах многие мои клиенты недовольны. У Казахстана нет ни репутации (или рекламы. – Авт.), ни низких цен, ни качества сервиса. 

 

По мнению Нургуль Макашевны, Казахстану необходимо основной уклон сделать на деловой туризм. Этот вид путешествий наиболее распространен в мире. К примеру, в 2013 году, по данным Госстата, нашу страну посетили 1,3 млн человек со всего мира. Эту цифру чиновники всех мастей очень любят называть как основной довод в пользу растущей популярности нашей страны, как туристической Мекки. На самом деле из этих въезжающих лишь процентов 5 едут сюда непосредственно за отдыхом: экологический туризм, исторические памятники и прочее. Остальные – это деловые партнеры и командированные. Туризм как таковой им не нужен. Они сюда едут работать или решать вопросы, касающиеся бизнеса. Благо, экономический потенциал нашей страны раскрыт во много крат больше, нежели туристический.  

 

– На этих 1,3 млн иностранных специалистов и бизнесменов и нужно ориентировать туристическую инфраструктуру страны, – считает Нургуль Жумабек. – Именно они смогут сделать нам репутацию за рубежом. А поэтому хотя бы для них мы должны обеспечить ценовое и качественное преимущества. Они ведь тоже люди. После тяжелых переговоров они не прочь развлечься в казино или ночном клубе, покататься на лыжах зимой или посетить комфортабельный пляж летом. Кто-то увлекается охотой или рыбалкой, кто-то интересуется историей и достопримечательностями. Плюс к этому пятизвездочное и недорогое обслуживание в отелях – тоже значимый довод хорошо отозваться о нашей стране у себя на родине. И с сожалением приходится констатировать, что ни одному из вышеназванных критериев Казахстан не отвечает. Наши отели непомерно дороги. Сутки проживания нередко стоят столько же, сколько недельный отдых за рубежом. Даже в самом густонаселенном Алматы нет ни одного ночного клуба с фейсконтролем. Казино мы вообще выдавили на свалку туристской инфраструктуры. Я про Капчагай. С лыжами у нас все в порядке, но опять же нет ни одного приличного пляжа. 

 

Относительно цен и сервиса «Литер» писал уже неоднократно. Они действительно не могут считаться сколько-нибудь приемлемыми. Это, кстати, в своих выступлениях неизменно упоминает министр индустрии Асет Исекешев, когда говорит о туризме. Что касается репутации, то в этом плане мы впервые решили провести небольшое исследование. В этом нам помог гражданин Турции Ишат Кариб, работающий в настоящее время в Алматы. Он привез с собой ноутбук с лицензионным западным программным обеспечением. Объясним, зачем это понадобилось. Отечественные поисковые системы в Интернете давно интегрированы в международные. Поэтому осуществить объективный поиск информации о Казахстане с точки зрения потенциального иностранного туриста с наших компьютеров невозможно. А вот с компьютера иностранца – в самый раз. 

 

Пользовались мы популярными на Западе поисковыми системами Google и Yahoo. Вводили текст, разумеется, на английском языке. То, что всплыло в первых строчках поиска, и качество сайтов, на которые мы попали, признаться, заставило покраснеть автора данного материала. Стыдоба одна. На обертке туалетной бумаги больше информации о содержимом, чем на этих сайтах о Казахстане.  

 

Как вам, например, фраза в заголовке сайта www.kazakhstandiscovery.com: «Almaty Places to Visit For a Shashlyk». Какой шашлык? Речь, как оказалось, шла о Чимбулаке. Еще один сайт предлагает в аренду автомобили, бронирование билетов на самолет, гостиницу и экскурсии. Попробовали забронировать – не работает. Правда, на этом сайте больше внимания уделено достопримечательностям нашей страны. Однако вряд ли деловой человек заинтересуется Вознесенским собором или Чарынским каньоном. А других развлечений здесь не предложено.  

 

Самым качественным оказался сайт www.almaty-kazakhstan.net. В отличие от предыдущих здесь имеется перечень ресторанов, в том числе экзотических, СПА, бассейнов, ночных клубов, спортзалов, торговых центров и так далее. Но и здесь нашелся маленький изъян, который изрядно посмешил нашего турецкого гостя. Он в Алматы уже третий год работает. Практически алматинцем стал и знает обо всех нюансах не понаслышке. Так вот, в меню достопримечательностей Алматы вслед за мечетью, церквями, каньонами, Чимбулаками и прочими водопадами оказался, что бы вы думали? Зеленый базар. Вот уж достопримечательность на славу. Такой точно нигде не сыщешь. Эдакий перчик на фоне исторических, культурных и природных памятников.  

 

Разумеется, мы не могли не спросить у уважаемого Ишата Кариба, что он думает об Алматы и Казахстане в целом с точки зрения туриста. Поехал бы он сюда отдыхать целенаправленно, а не потому что здесь он возглавляет представительство крупной турецкой компании? 

 

– Единственный город в Казахстане, который меня действительно впечатлил, это Астана, – ответил на наш вопрос Ишат. – Там есть масса мест для отдыха и досуга самого высочайшего класса. В Алматы такие места тоже есть, но они непомерно дороги. Персонал несколько хамоват. Они ведь не знают, что и по-казахски, и по-русски я немного понимаю. На английском со мной разговаривают вежливо, но как только начнешь высказывать претензии, бурчат под нос гадости совсем не на английском.  

 

По словам Ишата Кариба, будучи финансовым директором крупной компании, получая огромную по казахстанским меркам зарплату, он едва может позволить себе и своей семье хорошенько отдохнуть не чаще раза в месяц. А потому его ответ на наш самый главный вопрос был однозначен – за отдыхом он поедет куда угодно, только не в Казахстан. 

 

 

Алексей ХРАМКОВ, Алматы

Тематика:   Казахстантуризм

Смотрите также: