Главная  /  Статьи  /  «Цифра» здравоохранению в помощь

«Цифра» здравоохранению в помощь

Татьяна Казанцева
1064
«Цифра» здравоохранению в помощь скачать фото
На актуальности внедрения цифровых технологий в нашу жизнь Глава государства делает акцент постоянно

Процесс цифровизации, который начался в нашей стране, коснулся всех сфер социально-экономического развития. А как эта работа проецируется на здравоохранение? Способна ли «цифра» сделать нас более здоровыми и насколько это реально? 
 

На эти и другие вопросы дал обстоятельные ответы Олжас Абишев, генеральный директор РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного здравоохранения».
 

– Олжас Амангельдинович, прошу обозначить задачи, которые решает возглавляемая вами организация?
– Республиканский центр электронного здравоохранения был создан в 2012 году, для того чтобы обслуживать электронную сферу для сбора медицинской статистики. К примеру, сколько средств потратил Минздрав на оказание гарантированного объема бесплатной медпомощи, количество пролеченных случаев и тому подобное. На основе этих данных планировалась деятельность системы здравоохранения.
Начиная с прошлого года, когда было сформировано новое министерство, у его руководства возникла идея сделать эту систему больше ориентированной на пациента. Иными словами, не просто автоматизировать сбор данных, но и вовлечь самих больных в эту систему.
Перед Министерством здравоохранения стоит задача создать необходимую инфраструктуру, чтобы собрать все данные о пациенте в одном месте, а затем их проанализировать.
 

– Кто конкретно сегодня этим занимается по стране?
– Внедрение медицинских информационных систем и мобильных приложений на местах министерство отдало в частный сектор, поскольку сегодня этот рынок довольно конкурентоспособный.
В данное время есть более тридцати частных казахстанских компаний – разработчиков медицинских информсистем. Наш центр отрабатывает с ними интеграцию, чтобы эти данные были в сохранности, никуда не исчезли и находились в одной базе на хранении.
 

– Что это дает пациенту?
– В будущем пациент, приходя с удостоверением личности в поликлинику, по своему ИИН может поднять все данные – кто, когда и как его лечил.
 

– А какова ситуация по стране с заявленным ранее отказом от бумажных медицинских карт?
– C 1 января этого года Караганда, Акмолинская область, Костанай, Западно-Казахстанская область перешли на безбумажное ведение медицинских записей. С 1 апреля Южно-Казахстанская, Мангистауская и Алматинская области и Павлодар подключились к этому процессу. И уже с 1 июля на электронный учет данных о состоянии здоровья пациента перейдут остальные 8 областей республики, включая Алматы и Астану.
 

– А насколько это реально? Имею в виду оснащение медицинских организаций компьютерами и некоторые технические нюансы оцифровки амбулаторных карт пациентов?
– Сейчас мы создаем единый портал, где через сайт «электронного правительства» с помощью цифровой подписи любой человек может открыть свою амбулаторную карту онлайн. На первом этапе мы планируем запустить прием и ведение врачами записей в электронном виде. Параллельно прорабатываем вопрос об оцифровке старых записей в медкартах.
 

– Надо полагать, это работа не из легких…
– Оцифровать и отдать их в систему труда не составит, но распознать то, что в них написано, задача действительно не из легких. Суть в том, что многие записи старые, их трудно прочитать. Ведь речь идет о здоровье человека, а здесь неточностей допускать нельзя.
 

– И как думаете решать эту проблему?
– Есть несколько технических решений, которые мы в данное время прорабатываем. Будем выбирать самый оптимальный вариант. В данное же время мы полностью сфокусировали внимание на первой фазе этой работы – полном отказе от ведения записей в бумажном формате. Также мы хотим дать пациентам доступ, как я сказал выше, через портал «электронного правительства» входить в базу и видеть записи в своей электронной карте.
 

– Какие еще проекты внедряете в данное время?
– С 14 мая мы запускаем в Алматы и Астане пилотный проект удаленного мониторинга состояния здоровья пациента через носимое устройство. К примеру, это «умные» часы. В них есть шагомер, контролер фазы сна, пульсометр. Эти показатели мы хотим сделать доступными для врачей.
В данное время в этих устройствах заложены показатели идеального пациента. А что если у человека, к примеру, сердце болит? Система этого не знает. Мы хотим с 4 мая до 14 июня поговорить с врачами, чтобы они провели работу с пациентами и определили лично для каждого эти показатели. Иными словами, составить индивидуальный план здоровья.
Наша цель – с помощью разнообразных носимых новых устройств вовлечь самого пациента в процесс заботы о собственном здоровье.
В данное время система здравоохранения делает акцент на профилактику и раннее выявление тех или иных патологий. Все это приведет к тому, что, во-первых, у него не будет ухудшаться здоровье и улучшится качество жизни. Во-вторых, государство получит возможность те огромные суммы, которые сегодня выделяются на лечение, операции, реабилитацию, перераспределить на другие цели, чтобы помочь большему числу людей поправить свое здоровье.
 

– Иначе говоря, сегодня врачи лечат последствия, а первопричину не убирают?
– Поликлиника выявляет болезни, но, к сожалению, это малоэффективно. Или, к примеру, после операции человек уходит из больницы домой. И неизвестно, соблюдает ли он предписания врача или нет. А носимые устройства позволят медикам удаленно следить за состоянием здоровья больного. Иначе говоря, с помощью носимых устройств мы хотим минимизировать число обращений к врачу из-за несоблюдения пациентом рекомендаций.
На основе собранных данных будут созданы электронные паспорта здоровья населения.
 

– Как это поможет больным?
– Сегодня нет обратной связи с населением. Поэтому в данное время мы работает над тем, чтобы электронная система эти данные анализировала и помогала врачу в его повседневной работе. К примеру, он может видеть, когда у пациента идет ухудшение каких-либо показателей здоровья. И будет возможность помочь ему на ранних этапах заболевания, не усугубляя его состояние.
Аналитика поможет более эффективно планировать индивидуальное лечение, а также выделение бюджетных средств на здравоохранение.
Также недавно мы запустили три услуги на портале «электронного правительства» для всех пациентов. Это CМС-уведомления о датах плановой госпитализации, планового осмотра диспансерного больного и беременных. До конца года в планах запустить еще одну услугу – рассылку сообщений с вопросами о том, выдали ли больному лекарства в рамках бесплатного гарантированного медицинского обеспечения, получили ли вы гарантированную медпомощь и прикрепили ли вас к поликлинике.
Повторюсь, есть очень много вопросов, ответов на которые не будет без обратной связи с пациентом.
И все это поможет людям быть информированными о том, как их лечат. Ведь государство выделяет на это очень большие средства и они должны расходоваться эффективно.
 

– Да, это так.
– И еще, не секрет, что на лечение население тратит огромные деньги. На будущий год планируем запустить единый электронный классификатор непатентованных лекарственных средств, чтобы врач назначал медицинские препараты не по торговым маркам, а по их составу, который помогает при лечении той или иной патологии, что должно быть указано в рецептах. Это также будет и полезно, и выгодно пациентам. Они смогут приобрести лекарства, исходя из своих финансовых возможностей.
Многие подходы в системе здравоохранения надо менять, переходить на массовую профилактику заболеваний. Надеюсь, Центр электронного здравоохранения поможет в этом.
 

– Благодарю за полезную информацию.

 

Татьяна КАЗАНЦЕВА, Астана
 

Тематика:   здравоохранение

Смотрите также: